Сивак — это то, что пришло к нам от Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), а значит, поощряется и одобряется без каких-либо специальных условий — согласно высказыванию Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям):
Если бы я не боялся быть в тягость моему народу, то приказал бы использовать сивак перед каждой молитвой.
Некоторые знатоки мусульманского права подтверждают, что между ними нет разногласий в достоверности этого хадиса, побуждающего к его использованию в рамках мусульманского права.
Ибн Кутама в своей книге Мугни упоминает, что Исхак ибн Рахавайх и Дауд аз-Захири сказали о сиваке, что необходимость его использования выражена в форме приказа, а приказ диктует нам обязательность исполнения.
Однако люди ориентируются на то, что это — суннат, а вовсе не обязанность, указывая на вышеприведенный хадис. При всем этом сивак — часть процедуры, безусловно, одобряемой в любое время. Его использование подтверждено как перед началом омовения, молитвы, чтения Корана, так и при каких-либо нежелательных изменениях во рту, вследствие приема пищи или сна, и даже когда входишь в дом.
Последователи Имама Ахмада утверждают, что использование сивака — одобряемая процедура перед каждой молитвой, согласно приведенному хадису.
Эта процедура выполняется во время омовения после мытья рук и перед полосканием рта. Также желательно использовать сивак при любых нежелательных изменениях во рту по причине сна или голода, или долгого молчания, или продолжительного разговора, согласно преданию:
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), когда вставал на ночную молитву, то чистил свой рот сиваком.
Абу Ханифа утверждает, что использование сивака желательно перед каждой молитвой и омовением, а также при пробуждении ото сна. Он сказал: «Сивак вовсе не касается только омовения».
Последователи Имама Шафии настаивают, что использование сивака — не обязанность. Они говорят, что если бы это было обязанностью, то это было бы приказано им, невзирая на то в тягость это или нет. Некоторые же из них сошлись во мнении, что это обязанность.
Что же касается последователей Имама Малика, то он считает, что использование сивака предпочтительно перед полосканием рта, согласно хадису:
Если бы я не боялся стать в тягость моему народу, то приказал бы использование сивака перед каждым омовением.
Они добавляют здесь, что только в случае, если ты забыл использовать сивак перед полосканием рта, то тогда рекомендуется это сделать перед молитвой.
Абу Умаамах передал (да будет доволен им Аллах) слова Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям):
Используйте мисвак, так как это очищает рот и дает довольство вами Господа. Ангел Джибрил (мир ему) так часто рекомендовал мне мисвак, что я думал, что это станет фардом для моей уммы. А сам я использую мисвак так много и часто, что даже боюсь за свои зубы.