а) Общие сведения
Из аятов, ниспосланных в период Мекки, в которых упоминаются Люди Писания (Сура Мудассир 31; сура Анкабут 46), Досточтимый Ибрагим и Досточтимый Муса (Сура А’ля 18-19), а также сыны Исраила (Сура Шуара 192-197; сура Ахкаф 10), становится понятно, что в тот период в Мекке проживали и Иудеи. Возможно, что некоторые Иудеи прибыли из Медины в Мекку и сформировали некоторые взаимоотношения с местным населением. Также известно, что они были среди тех, кто прибыл в Мекку на ярмарку Указ. В этот период Люди Писания имели хорошие взаимоотношения с мусульманами.
Также известно, что язычники Мекки имели взаимоотношения с Иудеями. Таким образом, в период Мекки язычники отправили Надр ибн Хариса и Укба ибн Абу Муайта к ученым Иудеям в Медину, чтобы посовещаться по поводу Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). Иудеи же посоветовали спросить у Досточтимого Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) о трех вещах: об Обитателях Пещеры, о Зулькарнайне и о душе. Если Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) сможет ответить на эти вопросы, то он является пророком. Когда Надр и Укба вернулись в Мекку, язычники отправились к Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) и задали ему эти вопросы. Он попросил один день отсрочки. Однако ответы на эти вопросы были ниспосланы ему только через пятнадцать дней. (Ибн Хишам, I, 300)
Когда Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) переселился в Медину, половина жителей города являлась Иудеями. Еще до пророческой миссии Иудеи говорили племенам Аус и Хазрадж о том, что в скором времени появится пророк, за которым они последуют и попросят у него помощи против арабских племен. Подобным образом они запугивали своих врагов. (Ибн Хишам, I, 547)
Во время переселения один из Иудеев забрался на крышу трехэтажного дома и увидел группу людей, направлявшихся в сторону Медины. Он прокричал, что идут те, кого они ждали. После переселения Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) снисходительно относился к Иудеям, признал их частью своей общины в Мединском Соглашении и включил их в данное соглашение. Благодаря этому, Абдуллах ибн Салам, являвшийся Иудеем из племени Кайнука, в первый год после переселения стал мусульманином вместе со своей семьей. Позднее были Иудеи, которые также приняли Ислам.
Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) призывал Людей Писания, а значит и Иудеев к общему слову следующими словами:
«Не нужно поклоняться никому, кроме Аллаха. Не нужно возводить кого-либо на уровень Аллаха». (Сура Али Имран 64)
Он предпочитал советоваться в вопросах, по поводу которых не было Божественных повелений. Поначалу Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) совершал намаз по направлению к Бейт аль-Макдис (Священной мечети в Иерусалиме). Он дал мусульманам свое благословение есть их пищу и жениться на их целомудренных девушках. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) рассказал Иудеям историю о сынах Израиля и не видел в этом ничего плохого. Он проявлял уважение к могилам Иудеев. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) разрешал Иудеям посещать мечеть, в которую он не пускал язычников.
Несмотря на положительную деятельность Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) по отношению к Иудеям, они совершали различные действия, чтобы отдалить мусульман от Ислама, временами осмеивали Священный Коран и отрицали его. Иудеи считали, что они находятся на истинном пути; что Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сможет встать на истинный путь, только если подчинится им. Они считали, что Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) является Иудеем из-за сказанных им слов: «Я из народа Ибрагима», а также, что Узайр является сыном Аллаха. Иудеи хотели, чтобы Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) спустил с небес книгу и, чтобы Аллах поговорил с ними. Они не могли смириться с господством мусульман, с тем, что они превратились в сильное общество.
Временами Иудеи осмеивали Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). Когда он потерял своего верблюда, один из Иудеев по имени Зейд ибн Лусайт сказал следующее: «Мухаммад получает информацию с небес, однако не знает куда пропал его верблюд». На это Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) ответил следующее: «Воистину, я знаю только то, что сообщает мне Аллах…» (Ибн Хишам,I, 527; Табари,III, 106)
Иудеи пытались создать беспокойство среди мусульман, напомнив о старой вражде с племенами Аус и Хазрадж (Ибн Хишам, I, 555). Они поддерживали лицемеров и придавали им храбрость. Таким образом, когда Иудеи были изгнаны из города, лицемеры лишились огромной силы. В Священном Коране присутствует большое количество аятов, в которых упоминаются вопросы, слова и отношения Иудеев по отношению к Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям).
В Коране сообщалось о том, что сыны Израиля предпочли мирскую жизнь загробной жизни; продали слова Аллаха за очень низкую цену; наплевали на субботний запрет, который являлся священным для них; употребляли греховную пищу; убивали своих пророков; отрицали истину; считали себя друзьями и сынами Аллаха; подстрекали людей к скупости; являлись жестокими врагами верующих. Иудеи очень сильно рассердились этому и их враждебность возросла многократно. Из-за всех этих причин между мусульманами и Иудеями происходили частые ссоры. Необходимо отметить, что несмотря на подобную негативную атмосферу, у мусульман были серьезные и законные причины участия в столкновениях с Иудеями. Вдобавок к этому Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) проявлял усердие, чтобы не нарушить соглашение с Иудеями.
б) Изгнание Бану Кайнуки из Медины (2/624)
Первыми, кто нарушил соглашение с мусульманами, являлись сыны Кайнука (Ибн Хишам, II, 47). Они являлись союзниками племени Хазрадж. После битвы при Бадре они начали проявлять наглость и завидовать мусульманам, победившим в этом сражении. Победу мусульман они связывали с тем, что Курайшиты не обладали военной тактикой. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) встревожился их подобным отношением. В Священном Коране их отношение описывается следующим образом:
«А если ты опасаешься измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны». (Сура Анфаль 58)
Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) собрал сынов Кайнука и сделал им предупреждение, напомнив о поражении Курайшитов в битве при Бадре. Он призвал их к Исламу. Напомнил им о том, что он является пророком. Однако Иудеи начали угрожать Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) и разорвали соглашение, сказав о том, что в отличие от Курайшитов, они являются искусными воинами. (Ибн Хишам, I, 552)
Одна из мусульманских женщин была оскорблена на рынке Кайнука, что стало последней каплей, переполнившей чашу вражды между этим племенем и мусульманами. Одна женщина из числа ансар пришла к ювелиру на рынок Кайнука, в котором сыны Кайнука занимались торговлей и ювелирным делом. Один из Иудеев, находившийся в лавке (в некоторых источниках говорится, что это был владелец лавки), нечаянно зацепил юбку этой женщины. Когда она встала на ноги, ее тело оголилось. Иудеи начали смеяться. Из-за стыда и гнева женщина начала кричать. Один из мусульман, проходивший мимо этих мест, узнал о ситуации и убил этого Иудея. Иудеи же убили этого мусульманина. Его близкие обратились к мусульманам за помощью. В итоге ситуация между мусульманами и Иудеями серьезно обострилась.
Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), встревоженный поведением сынов Кайнука, в месяце Шавваль 2/март-апрель 624 года отправился к ним. Придя к Бейт аль-Мидрасу, который использовался Иудеями, как школа и судебный зал, он призвал их к Исламу. Однако они дали отрицательный ответ, сказав о том, что Досточтимый Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) уже обращался к ним с этим вопросом. У сынов Кайнука было две крепости, которые являлись одними из особенностей Медины. Они отступили в эти крепости. Мусульмане осаждали их на протяжении пятнадцати дней.
Сынов Кайнука, имевших в своей численности семьсот воинов, охватил страх. Они покинули свои крепости и сдались Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям), согласившись с его решением. Абдуллах ибн Убай, являвшийся главой лицемеров и старым союзником сынов Кайнука, настойчиво просил Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) простить их. Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) повелел им покинуть Медину. На этот раз Абдуллах ибн Убай попросил, чтобы он не выселял их из Медины, однако его просьбы не увенчались успехом. (Вакиди, I, 178; Ибн Хишам, II, 48-49)
Сыны Кайнука вместе со своими семьями покинули Медину. Сначала они отправились в Вади аль-Куру и оставались там на протяжении месяца. Пополнив запасы пищи и верховых животных, они отправились в сторону Сирии в город Азриат. Свое оружие, состоящее из полутора тысяч мечей, трехсот доспехов, двух тысяч пик и пятисот щитов, они оставили в Медине. Одна пятая часть их имущества была отдана в казну, а остальная часть была распределена между мусульманами. В некоторых источниках говорится, что после битвы при Бадре одна пятая часть добычи являлась первым трофеем мусульман, полученным от Иудеев. (Ибн Сад,II, 29-30; Балазури, I, 308-309)
в) Изгнание Бану Надира из Медины (4/625)
Перед тем, как рассматривать данную тему, необходимо рассказать о смерти Каб ибн Ашрафа. Он принадлежал сынам Надира и являлся поэтом; всегда порочил Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) и мусульман. Он не мог смириться с тем, что мусульмане одержали победу в битве при Бадре. Он настолько был возмущен этим, что произнес следующие слова: «Лучше провалиться сквозь землю». Отправившись в Мекку, Каб ибн Ашраф своими стихами подстрекал Курайшитских язычников против Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). Вернувшись в Медину, он начал писать любовные стихи женам мусульман.
В один из дней Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал своим сподвижникам следующее: «Кто готов сразиться с Каб ибн Ашрафом? Ведь он притеснял Аллаха и Его Посланника» (Абу Дауд, III, 211). Мухаммад ибн Маслама из племени Аус согласился убить Каб ибн Ашрафа. Мухаммад ибн Маслама вместе с группой мусульман, в которой был его молочный брат Абу Наиля, подготовил план и убил его в своей крепости. (Ибн Хишам, II, 51-58; Ибн Сад, II, 31-34)
В битве при Ухуде сыны Надира пришли в штаб язычников и натравили их против мусульман. Кроме этого они несколько раз вызывали мусульман на поединок, даже пробовали организовать покушение, однако их планы не увенчались успехом. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сделал им предупреждение. Тем временем, произошло событие, которое открыло новую страницу во взаимоотношениях с сынами Надира. Амр ибн Умайя ад-Дамри, спасшийся в трагедии при Бир аль-Мауна, случайно убил двух человек, которым Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) предоставил защиту.
Согласно Мединскому договору, сыны Надира должны были участвовать в выплате выкупа за этих убитых людей. Поэтому Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) отправил группу сподвижников к сынам Надира, в которой были Досточтимый Абу Бакр, Досточтимый Умар и Досточтимый Али. Поначалу Иудеи хорошо обращались с Досточтимым Пророком (саллаллаху алейхи уа саллям); они согласились участвовать в выплате выкупа и предложили ему немного отдохнуть. Однако они планировали сбросить камни на Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) и его сподвижников, когда они будут отдыхать под тенью стены. Этот план был придуман Хуяй ибн Ахтабом, являвшимся одним из председателей Иудеев. Саллам ибн Мишкам, являвшийся одним из лидеров Иудеев, пытался предотвратить данное покушение, ведь это означало прекращение договора с мусульманами. Когда Амр ибн Джихаш готовился скинуть камень, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) почувствовал опасность и, сделав вид, что ему нужно отойти по своим нуждам, направился прямо в сторону Медины. Не сумев воплотить свой замысел, Иудеи сказали сподвижникам следующее: «Абу’ль-Касим покинул нас, не дождавшись пока мы выполним его просьбу».
Позднее сподвижники отправились на поиски Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). От путника, пришедшего из Медины, они узнали, что Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) отправился в город и отправились следом за ним. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал мусульманам, что сыны Надира хотели убить его, и повелел им готовится к сражению. Отправив Мухаммада ибн Маслама к сынам Надира в качестве посла, он напомнил им об измене и вероломстве и повелел покинуть Медину в течение десяти дней. На это сыны Надира начали готовиться к выселению. Абдуллах ибн Убай, являвшийся главой лицемеров, хотел, чтобы сыны Надира оказали сопротивление, пообещав оказать им помощь со стороны арабов и других Иудеев. Двухтысячное войско, сформированное из членов его племени и других арабских племен, обещало сражаться за них до последней капли крови. Хуяй ибн Ахтаб, поверив словам Абдуллы ибн Убая, решил оказать сопротивление Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) и сказал следующее: «Мы не покинем свою родину, можешь делать, что пожелаешь».
Восемнадцатого числа месяца Рабиуль-авваль 4/29 июня 625 года Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) отправился к сынам Надира и призвал их заключить соглашение. Однако Иудеи отказались от этого и начали кидать в него камнями и обстреливать из лука. Тем временем, мусульмане начали срезать неплодородные финиковые деревья, принадлежавшие сынам Надира, в качестве военной тактики. Это делалось для облегчения атаки. Осада длилась на протяжении пятнадцати дней. Сыны Надира согласились покинуть Медину, не дождавшись обещанной помощи от Абдуллы ибн Убайя и содействия от племени Курайза. Согласно заключенному соглашению, они погрузили свое имущество на верблюдов, взяли своих жен и детей и покинули Медину.
Чтобы не показывать своего огорчения, они весело прошли мимо рынка Медины. Большинство сынов Надира, среди которых были и знатные люди, осталось в Хайбаре (Макризи, 181), а остальные отправились в Сирию. Оставив свою семью в Хайбаре, Хуяй ибн Ахтаб отправился в Мекку, чтобы настроить Курайшитских язычников против Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). Осада рвов началась из-за их деятельности. Несколько людей из сынов Надира были оставлены в Медине, так как являлись мусульманами. Посоветовавшись с ансарами, Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) отдал земли сынов Надира переселенцам и двум беднякам из числа ансар. (Вакиди, I, 363-383; Ибн Сад, II, 57-59; Ибн Хишам, II, 190-203; Табари, II, 550-555; Макризи, 178-183)
Одна из сур Священного Корана под названием Хашр была ниспослана из-за сражения с сынами Надира. Именно по этой причине она называется «Сура Бану Надир» (Бухари, VI, 58). Причина ниспослания данной суры заключается в том, что сыны Надира нарушили соглашение, заключенное с Досточтимым Пророком (саллаллаху алейхи уа саллям).
Сура начинается с аята, в котором говорится о величии Аллаха. Значения аятов, связанных с этим случаем, можно резюмировать следующим образом: В них говорится о том, что мусульмане смогли изгнать сынов Надира из Медины, благодаря позволению и помощи Аллаха; что мусульмане и сыны Надира заранее не знали об этом и все люди должны извлечь уроки из этого случая; что изгнание является самым легким наказанием для общества, которое нарушило свою клятву, утратило веру и основные ценности; что такое общество заслужило наказание в земном и загробном мирах. Выясняется, что вырубка финиковых деревьев происходила с позволения Аллаха.
Также в этих аятах сообщается о распределении трофеев, полученных от не мусульман без использования оружия; о поддержке лицемеров, которую они оказывали сынам Надира; о следующих словах лицемеров, сказанных Иудеям: «Если вы будете изгнаны из своего края, мы уйдем с вами. Если вы ввяжетесь в сражение, мы непременно окажем вам поддержку»; о том, что лицемеры не покинут свою родину, если Иудеи будут изгнаны, и не окажут поддержку, если они ввяжутся в сражение. Далее говорится о том, что они не будут сражаться с мусульманами в неукрепленных городах или не находясь под защитой; что они кажутся компактным обществом, однако на самом деле они разбросаны по всей территории. (См.: Вакиди, I, 380-383; Эмин Ышык, «Сура Хашр», РИЭ, XVI, 424-426)
г) Случай с Бану Курайза (5/627)
С изгнанием племен Бану Кайнука и Бану Надир до окончания битвы у Рва в городе оставалось лишь племя Бану Курайза. Во время битвы у Рва племя Бану Курайза, под подстрекательством Хуяй ибн Ахтаба из племени Бану Надир, решило напасть на мусульман с тыльной стороны. Такими действиями сыны Курайза открывали путь для гибели мусульман. Узнав об этом, Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) отправил группу из четырех человек к племени Курайза, чтобы помешать им. В числе этой группы был Сад ибн Муаз, являвшийся председателем племени Аус, и Сад ибн Убада, являвшийся председателем племени Хазрадж. Они встретились с председателем племени Курайза Каб ибн Асадом и попросили его отказаться от этой идеи, а если он поступят иначе, ситуация для племени Курайза сложится печальным образом. Однако Каб ибн Асад осмеял мусульманскую группу и жестко обошелся с ними.
Во время осады сынов Надира племя Бану Курайза предприняло атаку на мусульман. По этой причине Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) пришлось оставить осаду племени Бану Надр и отправиться на племя Бану Курайза. В итоге сыны Курайза предложили заключить мир. Мусульмане приняли это предложение при условии, что они не будут оказывать поддержку сынам Надира. Во время битвы у Рва они совершили военное преступление, что являлось веской причиной для объявления им войны. Ведь они потеряли доверие к себе.
«Пребывание племени Курайза в Медине представляло постоянную опасность. Если бы им было разрешено покинуть Медину, они не были бы полезны ни для чего, кроме как для усиления групп интриганов, противостоящих Исламу». (Максим Родинсон, 165)
Спустя один день после того, как закончилась осада в Медине, Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) решил отправиться против сынов Курайза. В качестве заместителя он оставил Ибн Умму Мактума. Послеполуденную молитву было решено совершить на родине племени Курайза, так как мусульманам необходимо было действовать незамедлительно. Сыны Курайза спрятались в своих крепостях и начали оскорблять Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) и его жен. Однако из-за продолжительной осады они оказались в затруднительном положении. Каб ибн Асад, являвшийся главой сынов Курайза, предложил им три варианта: Принять Ислам, напасть на мусульман в субботний день, или же убить своих жен и детей и сражаться с мусульманами не на жизнь, а на смерть. Однако Иудеи отказались от всех вариантов (Ибн Хишам, II, 237). Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) предложил племени Курайза принять Ислам. Они не приняли данное предложение из-за чего началось сражение. (Абдурразак, аль-Мусаннаф, Лубнан 1970-1972, V, 216)
В наших источниках сообщается о том, что племя Курайза сдалось мусульманам, согласившись с постановлением Сад ибн Муаза, являвшимся их давним союзником (Ибн Хишам,II, 240; Табари,II, 583). В другом предании говорится, что они сдались, согласившись с постановлением Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). Тем временем, племя Аус, являвшееся их давним союзником, просило Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) об их помиловании. На это он предложил судейство Сад ибн Муаза и племя Аус приняло данное предложение (Вакиди,II, 509-510; Табари,II, 586). Однако в первой группе преданий говорится о судействе Сада перед капитуляцией, а во второй группе преданий – после капитуляции. Однако в обеих группах преданий сообщается о том, что судьей был назначен Сад ибн Муаз. Он был ранен во время битвы у Рва и его лечением занималась Руфайда аль-Ансария, принадлежавшая племени Аслам. Лечение проходило в шатре, который был установлен в Мечети Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). Эта женщина занималась лечением раненых мусульман. (Известно, что во времена Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) и в последующие периоды женщины занимались лечением раненых солдат. Максим Родинсон сравнивал Руфайду с известной английской медсестрой, которая жила В XIX веке, описывая ее следующим образом: «…Руфайда являлась Флоренсой Найтингейл своего времени…» (Максим Родинсон, 165))
Чтобы вынести свое решение, Сад ибн Муаз был посажен на осла и привезен в штаб Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). Он постановил следующее: убить парней, достигших зрелости; взять в плен женщин и детей; присвоить их имуществу статус трофеев. В наших источниках мы не нашли информацию о том, чем руководствовался Сад во время принятия такого решения, обычаями, Торой или Священным Кораном. Однако передается, что после вынесенного постановления Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал следующее: «Он вынес решение, руководствуясь постановлениями Аллаха и Его Посланника». (Балазури, I, 247; Табари,II, 587, 588)
Современный исследователь Мухаммад Хамидулла привел следующие слова Сад ибн Муаза и нашел взаимосвязь между его решением и постановлениями Торы: «Тора, являющаяся священным писанием Иудеев, узаконила для мусульман те же права против поверженных врагов, что и для Иудеев». (Хамидулла, Сражения Досточтимого Пророка, пер. Салих Туг, Стамбул 1981, 210. 194 Тасния, 20/13-14)
Поистине, Тора предоставляет Иудеям такие же права против поверженных врагов (Тасния, 20/13-14). Возможно, Сад ибн Муаз, являвшийся давним союзником племени Курайза, знал об этом постановлении Торы. В итоге постановление было приведено в действие. Была убита лишь одна женщина, сбросившая камень со стены крепости на одного из сподвижников по имени Халлад ибн Сувайд.
В источниках сообщается, что число убитых людей из племени Курайза лежало в промежутке от четырехсот до девятисот человек. Женщинам, детям и имуществу был присвоен статус трофеев; финиковые рощи были распределены между воинами. Хуяй ибн Ахтаба, принадлежавшего племени Бану Надир и находившегося на родине племени Курайза, ожидала та же участь, что и племя Курайза. Он расплатился жизнью за свое предательство. Сражение с сынами Курайза произошло в месяце Зулькада 5/январь-февраль 627 года. (Ибн Хишам, II, 233-245; Ибн Сад, II, 74-78; Балазури, I, 347-348; Табари, II, 581-593; Ибн Абдильбар, Дурар, 178-182; Ибн Саидиннас, II, 103-113)
В суре Ахзаб имеются следующие аяты, в которых говорится о сражении с племенем Курайза:
«Людей Писания, помогавших язычникам, Аллах спустил с их крепостей и вселил в их сердца страх. Кто-то из них был убит вами, а кто-то оказался в плену. Аллах передал вам в наследие их земли, дома и богатства, а также землю, по которой вы даже не ходили. Аллах – Всемогущ».
д) Завоевание Хайбара (7/628)
После сражения с племенем Курайза Медина избавилась от угроз Иудеев. И не только Медина, но и весь регион Хиджаз . Ведь многие Иудеи, сотрудничавшие с племенами Бану Кайнука и Бану Надир, жили в Хайбаре. Мы уже говорили о том, что некоторая часть племени Бану Надир, изгнанное из Медины, поселилось в Хайбаре. Они подстрекали Иудеев Мекки и язычников из числа арабских племен, став причиной осады рвов. Позднее Иудеи Хайбара призвали племя Гатафан сразиться с Пророком (саллаллаху алейхи уа саллям) за годовой урожай фиников. Гатафанцы оказали им поддержку четырьмя тысячами воинов. Торговый путь, идущий из Ирака и Сирии в Медину, проходил через Хайбар, поэтому торговый путь мусульман находился под угрозой; Иудеи Хайбара формировали угрозу для торговых караванов. Узнав об участи племени Бану Курайза, их охватил страх. Иудеи Хайбара решили объединиться с Иудеями Таймы, Федека, Хайбара, Вадиль-Куры и напасть на Медину до того, как мусульмане нападут на них. Они отправились к племени Гатафан и получили в помощь четырех тысяч солдат.
На шестой год после переселения, в месяце Рамадан, Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) отправил в Хайбар группу под предводительством Абдуллы ибн Раваха, чтобы разведать обстановку. Узнав о достоверности данной информации, он запланировал назначить Усейра главой Хайбара. Для того, чтобы донести до них эту информацию, Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) отправил группу численностью в тридцать человек под предводительством Абдуллы ибн Раваха. Поначалу Усейр с желанием отнесся к этой идее, и даже отправился в Медину вместе с Исламской группой, взяв с собой группу из тридцати Иудеев . Однако по дороге он отказался от этого замысла. Исламская группа вернулась в Медину.
Заключение мирного договора в Худайбие предоставило Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) возможность ликвидировать возраставшую угрозу в Хайбаре. Ведь благодаря этому соглашению вероятность нападения Мекканцев на Медину сошла на нет. После того как Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) вернулся из похода на Худайбию и на протяжении месяца оставался в Медине, он повелел мусульманам готовиться к завоеванию Хайбара. Хайбар являлся центром с прочными крепостями и многочисленными воинами. Для завоевания этого города нужно было обладать упорством и терпением. По этой причине Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал следующее: «Пусть с нами идут лишь те, кто склонен к джихаду».
Перед тем как исламская армия выдвинулась в путь, некоторые Иудеи Медины начали причинять беспокойство мусульманам (Вакиди, II, 634). Лицемеры Медины передавали информацию о мусульманском войске. Абдуллах ибн Убай посоветовал Иудеям устроить побоище, быть предусмотрительными и не бояться мусульман.
На седьмой год после переселения, в месяце Мухаррам (май 628), исламская армия выдвинулась из Медины. Войско состояло из тысячи четырехсот пехотинцев и двухсот всадников (Вакиди, II, 689.). Переселенцы, прибывшие из Эфиопии, а также племена Ашари и Даус, не входили в это число. В этом походе принимало участие двадцать женщин, среди которых были Умму Саляма, Сафия бинт Абдульмутталиб и Умму Айман. Они лечили раненых, готовили пищу и помогали мусульманам. Историк Якуби сообщает, что против мусульман в Хайбаре выступило двадцать тысяч солдат (Якуби, Тариху’ль-Якуби, Бейрут, II, 56.), а историк Вакиди писал о десяти тысячах солдатах (Вакиди, I, 634, 637, 642). Однако цифра двадцать тысяч является преувеличенной.
Исламская армия находилась в пути четыре дня. У Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) было два проводника из племени Ашджа. Добравшись до Хайбара, он ждал утра, чтобы совершить нападение. Ведь Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) принципиально не совершал нападения по ночам (Ибн Хишам, II, 329). Иудеи, вышедшие из своих крепостей для того, чтобы отправиться на поле, испугались исламскую армию и вернулись обратно в свои крепости.
Хайбар, располагавшийся в ста пятидесяти километрах от Медины, состоял из трех регионов, таких как Натат, Шикк и Катиба, и крепостей, находящихся в них. Эти крепости носили следующие названия: Наим, Саб ибн Муаз, Зубайр, Убай, Низар, Камус, Ватих, Мархаб и Сулалим.
Поначалу Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сформировал штаб неподалеку от региона Натат. Здесь два войска стреляли друг в друга из лука. Затем исламская армия была перемещена в местность Раджи (не та, которая находится в окрестностях Мекки), так как прежнее место являлось неподходящим. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) предложил Иудеям принять Ислам. Однако они отклонили его предложение и решили сражаться. Войско племени Гатафан численностью в четыре тысячи человек пришло на помощь Иудеям и разместилось в крепостях Хайбара за три дня до прибытия Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям).
Во время осады Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) отправил посла к главе племени Гатафан – Уяйна ибн Хисну, предложив ему годовой урожай фиников (в некоторых преданиях говорится о половине годового урожая) взамен на то, чтобы они покинули Хайбар. Такое же предложение было сделано племени Фазара. Оба племени отказались от подобной сделки. Однако, вспомнив о том, что во время осады их семьи находятся в беззащитном состоянии, они встревожились и сразу же вернулись к себе. (Вакиди, II, 950-952; Ибн Хишам, II, 230)
После завоевания Уяйна ибн Хисн пришел к Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) и сказал, что он вместе со своим четырехтысячным войском покинул Хайбар во время осады и потребовал долю от трофеев Хайбара. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) отказал ему в этом, обвинив во лжи. (Вакиди, II, 676)
Отступление Гатафанцев сломало боевой дух Иудеев. Тем временем, один из Иудеев по имени Симак пришел в штаб мусульман и передал информацию о слабых местах города взамен на предоставление защиты. Все эти события облегчили завоевание Хайбара. После атаки региона Натат сначала были завоеваны местные крепости, а следом за ними и крепости, находившиеся в регионах Шикк и Катиба. Завоевание Хайбара завершилось падением крепости Камус. В ходе этого завоевания проявилось мужество Али.
В Хайбаре погибло девяносто три Иудея, в числе которых были Харис, являвшийся отцом Зайнаб, Мархаб, Усайр, Ясир, Амир и Кинана ибн Абу’ль-Хукайк. Мусульмане же потеряли пятнадцать человек. (Вакиди, II, 700)
Одна пятая часть трофеев, полученных в ходе этой битвы, была отдана Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) и в казну. Оставшаяся часть была распределена между воинами. В ходе долгих исследований была обнаружена сокровищница Хуяй ибн Ахтаба из племени Бану Надир, которое было спрятано в шкуре верблюда. Золото и другие ценные камни из этой сокровищницы были отданы Пророком (саллаллаху алейхи уа саллям) вдовам и малоимущим женщинам. Копии Торы, находившиеся среди трофеев, были отданы Иудеям. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) отдал земли Хайбара Иудеям с условием, что исламское государство сможет пользоваться ей, и они будут отдавать половину урожая мусульманам. (Ибн Хишам, II, 337)
Завоевание Хайбара повергло язычников Мекки в беспокойство и печаль. Досточтимый Аббас обрадовал мусульман Мекки данным известием (Ибн Хишам, II, 347). С завоеванием Хайбара завершилось политическое влияние Иудеев на территории Аравийского полуострова; ослабла и экономическая мощь. До этого они дерзили и угрожали мусульманам, теперь же они стали их подданными, которые должны были выплачивать пошлину. Благодаря трофеям Хайбара и ежегодным пошлинам возросла экономическая мощь исламского государства.
После завоевания Хайбара Зайнаб бинт Харис, являвшаяся женой Саллам ибн Мишкама – лидера Иудеев, попыталась отравить Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). Она зарезала овцу для того, чтобы якобы угостить его. Взяв с собой Бишр ибн Бара, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) отправился к Зайнаб бинт Харис. Он сразу же заподозрил, что пища отравлена, поэтому выплюнул кусок пищи, не проглотив его. Однако Бишр ибн Бара, сидевший с ним за одним столом, не стал выплевывать пищу и с трудом проглотил ее, боясь проявить неуважение к Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям), после чего скончался. В одних источниках говорится, что Зайнаб бинт Харис была казнена, а в других источниках сообщается, что она была прощена. (Вакиди, II, 677-678; Ибн Хишам, II, 337-338)
После завоевания Хайбара Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) забрал себе дочь Хуяй ибн Ахтаба по имени Сафия (настоящее имя Зайнаб) в качестве доли главнокомандующего. Он предложил ей принять Ислам и стать его женой, или же остаться при своей религии и вернуться к своей семье. Сафия предпочла выбрать Ислам и заняла место среди жен Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). (Вакиди, II, 707)
Тем временем, племена Даус и Ашари, среди которых был Абу Хурайра, прибыли в Хайбар. Посоветовавшись со своими сподвижниками, Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) выделил им долю из трофеев. Переселенцы из Эфиопии, прибывшие от Наджаши на двух лодках, и среди которых находился Джафер ибн Абу Талиб, достигли Хайбара. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) выразил свою радость следующими словами: «Я не знаю, чему радоваться. Прибытию Джафара или завоеванию Хайбара». Данное завоевание произошло в месяце Мухаррам-Сафар 7/Май-Июнь 628 года. (См.: Вакиди,II, 633-721; Ибн Сад,II, 106-117; Табари, III, 9-20)
После завоевания Хайбара Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) отправился в Вадиль-Куру. Местные Иудеи укрылись в укрепленных крепостях и оказывали сопротивление на протяжении одного дня. Однако в итоге они капитулировали согласно условиям Иудеев Хайбара. Они должны были отдавать половину своего урожая в качестве пошлины. Иудеи Таймы заключили соглашение с Досточтимым Пророком (саллаллаху алейхи уа саллям), узнав о событиях в Хайбаре, Федеке и Вадиль-Куре.
После завоевания Хайбара Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) отправил Мухайиса ибн Масуда в регион Федек, чтобы напомнить об участи Иудеев Хайбара и призвать местное население к Исламу. Они захотели заключить соглашение, предложив половину своих земель; с этой целью к Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) была отправлена группа людей. Он принял данное предложение. Благодаря этому соглашению половина земель Федека перешла Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям). (Вакиди, II, 706-707; Ибн Хишам, II, 343)
Далее мы хотим произвести оценку взаимоотношений Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) с Иудеями, которое отбрасывает свою тень и по сей день. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) не считал, что Иудеи не должны жить рядом с мусульманами. Он не хотел уничтожить их и изгнать из территории исламского государства. Если бы это было так, он давно бы изжил Иудеев или изгнал бы их со своей территории. Однако Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) не сделал этого и оставил Иудеев в период, когда мусульмане обладали огромной силой.
После завоевания Хайбара, произошедшего на седьмом году после переселения, мусульмане и Иудеи показали хороший пример совместного проживания вплоть до самой смерти Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). Вдобавок к этому в различных частях полуострова, например, в Йемене и даже в Медине, Иудеи жили под покровительством мусульман. (Вакиди, II, 634-635)
Спустя пятнадцать месяцев после битвы с племенем Курайза, когда Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) отправился на завоевание Хайбара, рядом с ним находилось двенадцать Иудеев из Медины (Вакиди, II, 684). До тех пор, пока Иудеи не нарушили соглашение, они жили в Медине вместе с мусульманами. То есть, Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) не трогал тех, вел правильную жизнь.
Однако, как мы уже говорили ранее, Иудеи Медины были изгнаны из города, так как сотрудничали с язычниками, угрожали мусульманам, пренебрегали авторитетом государства и общественным миром. Они превратились в группу, которая создавала угрозу жизни, имуществу и чести, поэтому совместное проживание мусульман и Иудеев стало невозможным. Если бы Иудеи Медины не нарушили соглашение, не сотрудничали с язычниками, не совершили военное предательство и не ставили под угрозу жизни мусульман, возможно, не были бы изгнаны из города.
Автор: Проф. Док. Ибрагим Сарычам ат-Турки
Из книги: «Пророк Мухаммад ﷺ и его вселенское послание», стр. 296-316
islamdinr.ru