Гордость Вселенной – Пророк Мухаммад (саллаллаhу алайhи ва саллам) верил и знал, что все происходит только лишь по воле Аллаха. Во всем он видел благо и любую ситуацию толковал положительно. В его образцовой жизни не было места безнадежности, безысходности. Он не верил в несчастливые приметы. Понимание Пророком (саллаллаhу алайhи ва саллам) жизни соответствовало тому, о чем говорится в священном хадисе (хадис-аль-кудси): «Я таков, как обо мне думает Мой раб. Если он думает обо Мне хорошо, то и Я отнесусь к нему по-доброму. Если же он думает обо Мне плохо, то и Я отвечу ему этим же» (Ибн Ханбал, 391).
Призывая свою умму положительно оценивать все происходящее, Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) говорил: «Положение раба-муъмина требует восхищения. Каждое его дело исполнено благом (хайром). Эта черта есть только у мусульманина. Если что-либо радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).
Урва бин Амир (да будет доволен им Аллаh) рассказывал: «В присутствии Пророка (саллаллаhу алайhи ва саллам) стали говорить о плохих приметах, дурных предзнаменованиях, Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) заметил: «Самое лучшее – все истолковывать как благо, как хорошее предзнаменование. Пусть ни одна дурная примета не остановит мусульманина в совершении благого дела. Если кто-либо из вас окажется в неприятной ситуации (или перед приметой, якобы приносящей несчастье), пусть прочитает следующее дуа (смысл): «О, мой Аллах! Благое даешь только Ты, избавиться от плохого поможешь только Ты. Нет мощи и силы делать хорошее и оставить плохое ни у кого, кроме Тебя» (Абу Давуд).
Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) призывал, чтобы о сильных ветрах, бурях и других явлениях природы, которые вызывают в человеке страх и негативные эмоции, не судить плохо. Напротив, с целью оградить себя от их плохого воздействия, он советовал читать дуа (Муслим).
Совет Пророка (саллаллаhу алайhи ва саллам) не растолковывать происходящие события как предвестники несчастья, а видеть в них хорошее предзнаменование – это для мусульман самый верный путь. Например, следует говорить больному: «МашаАллах, ты прекрасно выглядишь», – имея в виду при этом, что больной в скором времени будет здоров. То, что запретил делать Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам), а именно отрицательное толкование может привести человека к внутренней пустоте, пессимизму и к тому, что у него опустятся руки. Положительное толкование, даже если благое пока не свершилось, придаст человеку уверенности, наделит его жизнь смыслом. Если человек видит во всем только хорошее, значит, Аллах желает ему добра. Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) запретил думать о происходящем негативно, поскольку в основе этого лежит предположение, что Аллах может пожелать своему рабу плохого. Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) дает нам своеобразный эталон: мы должны в своей жизни постоянно думать о людях и об Аллахе только хорошее. Если мы позволяем себе негативные предположения, за это с нас спросится. Если же мы думаем о хорошем, пусть даже ошибаемся при этом, Аллах с нас не взыщет. В суре «Худжурат» Всевышний сначала запретил плохие предположения, а затем сплетни, потому что плохие предположения дают повод к сплетням, как прямо, так и косвенно. Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) наставлял мусульман, чтобы они толковали свои сны только к лучшему: «Сны бывают трех видов: первый — благая весть от Аллаха второй — наущения нафса, третий — наваждение от шайтана, страх, который он насылает на праведного человека. Если кто-то видел хороший сон, пусть расскажет его. Если же видел страшный сон, пусть никому об этом не рассказывает, а встанет и прочитает дуа» (Ибн Мадж, «Табир»). Все намерения и желания человека в какой-то степени дуа, просьбы, обращенные к Всевышнему. По этой причине размышления о благом, созерцании благого приносят человеку покой, вселяют в него умиротворение. Благие мысли влияют на происходящие события, направляя их в положительное русло.