Наищедрый Аллах, показал удивительный характер Его избранного слуги, нашего господина Мухаммада в Коране, Он говорит (смысл): «Клянусь письменной тростью и тем, что они пишут! Ты по милости своего Господа не являешься одержимым. Воистину, награда твоя неиссякаема. Воистину, твой нрав превосходен».
Человечество не нашло в проявлении благородного характера кого-либо более великолепного, более прекрасного и более совершенного, чем пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний дал ему склонность быть таким во всём, что он делал, с момента его сотворения. Это был его врожденный характер, и он сам был доказательством этому. Благородный в поведении, с первых его дней, с самого детства, когда он рос, мир и благословение ему и его семье.
Его кормилица Халима, да будет доволен ею Аллах, когда рассказывала о его младенчестве сказала: Когда я давала ему правую грудь, он пил, но если я пыталась покормить с левой груди, он отказывался, потому что молоко, которое было в левой груди было для его брата, которого в это время кормила вместе с ним. Мир и благословения ему, его семье и его сподвижникам. Он был самым приятным, самым щедрым и самых смелым среди людей. Воплощающий в реальность то, что его Господь повелел: «Будь снисходителен [к людям], вели [им] творить добро, и отвернись от невежд».
Однажды, один иудей, у которого наш господин взял долг на определенный срок, подошёл к нему. Он подошел в то время, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был в мечети, за три дня до назначенной даты платежа. Он с силой схватился за накидку, которая была на его плечах, и сказал: «Верни мой долг Мухаммад! Ты и твое племя Бану Хашим, ничем не отличаетесь от других, которые никогда не выплачивают долги вовремя!».
Такое поведение выходит за рамки уважительного поведения и манер. Это была яркая иллюстрация вражды и оскорбления. Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «О посланник Аллаха, дай мне разрешение отрубить этому человеку голову?». Он ответил: «О Умар, это не то, что он или я хотел бы слышать от тебя. Тебе следовало сказать ему, чтобы он потребовал оплату долга в почтительной манере, и напомнить мне о погашении долга в свое время. Знай, что всё еще остается три дня, для того, чтобы я заплатил свой долг. Они еще не прошли, так что иди к нему, и отдай долг, и дай ему дополнительно двадцать монет, потому что ты напугал его». Умар пошел к нему и отдал деньги в размере долга плюс двадцать дополнительных монет. Иудей сказал: О Умар, я прочитал описание Пророка в Торе, и я нашел его в точности, как там сказано, за исключением двух качеств, которые я не наблюдал до сегодняшнего дня, это снисходительность и проявление большего терпения, когда он сталкивается с невежеством. О Умар, я увидел их сегодня, и поэтому я решил стать мусульманином, и это пища для милостыни, на пути к Аллаху. Он пошел к Посланнику Аллаха и сказал: «Протяни мне свою руку, я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что ты посланник Аллаха», мир ему и благословение Аллаха. Всевышний спас его от Огня посредством благородного поведения Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал в Коране: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах».
Добрый нрав — половина веры
В книгах о морали и нравственности одним из важных качеств мусульманина указывается хороший нрав (это называется «хусни-хулг»). В выражении «хусни-хулг» подразумеваются такие качества человека, как общительность, обходительность, приветливость, радушие и т.д. То есть в религиозных текстах все эти качества оцениваются как высокая нравственность. Именно поэтому выражение «плохая нравственность», встречающаяся в религиозных текстах, должна пониматься не как безнравственность, аморальность в современном понятии, а как грубость, неотесанность, причинение беспокойства окружающим, необщительность.
Примечательно, что хусни-хулг считается основополагающей для всех моральных качеств. Все остальные моральные и нравственные показатели, словно остаются в тени этой особенности. Потому что если человек будет в отношениях с остальными кротким и умеренным, он сможет воспитать в себе и все остальные качества. Основу скромности, терпения, подавления гнева, правдивости, доброты, справедливости, стыда и т.д. составляет именно хусни-хулг в вышеприведенном понимании. Человек с хорошим характером всегда будет уважаем и чтим, семья его будет крепкой, а друзья верными. Однако человека с плохим характером никто не будет любить, даже члены семьи и родные будут стараться держаться от него подальше.
Высокая нравственность имеет настолько весомое значение, что Пророк Ислама характеризовал это качество как половину веры и говорил: «Ислам означает высокую нравственность». Имам Али считал хороший характер заголовком книги деяний мумина. Признаком совершенства имана также является красота характера: «У мумина с хорошим характером самый совершенный иман».
Его Светлость Мухаммад указывал одной из причин своей пророческой миссии довершение высоких нравственных качеств людей. Пророк также говорил: «Из вас на меня наиболее похож тот, у кого высокая нравственность».
Хороший характер может принести пользу человеку как в этой, так и в другой жизни. Имам Али сказал: «Хороший нрав увеличивает хлеб насущный и укрепляет общение». Имам Джафар Садык же утверждал, что доброта и обходительный характер благоустраивает города, продлевает жизни: «В Судный день ни одно деяние не будет оценено столь высоко, как хороший нрав» (Его Светлость Мухаммад).
И, наоборот, плохой характер причинит зло человеку в обоих мирах. В одном из знаменитых хадисов говорится, что низкая нравственность портит деяния так же, как уксус мед. Пророк Ислама сказал: «Раб божий может скатиться на самое дно Ада по причине низкой нравственности». А Имам Али (а) о влиянии хорошего и плохого характера на судьбу человека сказал: «Как много людей, имеющих почести, стали несчастными из-за плохого характера. И как много несчастных людей, которые обрели почет из-за хорошего характера».
Положительные нравственные качества указывают на красоту внутреннего мира человека. Если внешний вид человека всецело зависит от Аллаха, обустройство своего внутреннего мира всецело находится в его распоряжении. Пророк сказал одному из своих сподвижников: «Аллах создал тебя красивым, ты же сделай красивым свою нравственность». Самовоспитанием, воздержанием от плохих деяний, человек способен улучшить свой внутренний мир. О людях, которые достигли этой степени, говорят, что их души становятся местом олицетворения Аллаха.
Ценность человека оценивается не его индивидуальными богослужениями, а состоянием его нравственности. Потому что, во-первых, богослужение исполняется пред Аллахом и это имеет к обществу незначительное отношение. А во-вторых, богослужение может иметь целью и лицемерие, а об этом знает лишь Аллах. Однако хороший характер, соблюдение меры при общении с людьми непосредственно воздействует на внутриобщественные отношения. Однажды Его Светлости Мухаммаду сказали, что какая-то женщина днем постится, ночью совершает намаз, однако у нее скверный характер и своими речами она причиняет беспокойство соседям. Пророк сказал: «У этой женщины нет никаких положительных качеств, и Ад будет ее пристанищем».
Каждая из положительных качеств (хулгов) одобряется и приветствуется, причем рекомендуется, чтобы все они без исключения были у каждого. Но наличие некоторых особенностей у определенных слоев приобретают наибольшую ценность. Указывая на это, Его Светлость Мухаммад сказал: «Справедливость – хорошее качество, но это более превосходно, когда наблюдается у правителей. Щедрость прекрасна, но она более прекрасна, когда наблюдается у богатых. Хорошо воздерживаться от грехов, но это более превосходно, когда наблюдается у ученых. Терпение прекрасное качество, но это более превосходно, когда наблюдается у бедных. Покаяние прекрасно, но это более превосходно в юности. Стыдливость тоже хорошее качество, но лучше, когда это наблюдается у женщины».
fondihlas.ru