Он родился в Мекке в 585 году, умер третьего ноября 644 года в Медине. Он был младше Посланника Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) на 12 лет.
Умер в возрасте 63 лет. Похоронен рядом с Пророком (салля Аллаху алейхи ва саллям) в раузатуль мутаххара.
Его имя полностью звучало как Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн Абд аль-Узза ибн Рийах ибн Абдуллах ибн Курт ибн Разах бин Ади ибн Ка‘б, он являлся выходцем из рода курайшитов, а один из его предков Ка‘б ибн Луайй приходился также предком Пророку Мухаммаду ﷺ в седьмом колене.
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллаh) был вторым из Праведных халифов, стоявших во главе мусульман после Пророка Мухаммадаﷺ , и правил в период с 634 по 644 год.
История мусульманского мира знает его как выдающегося политического деятеля.
Пророк (салля Аллаху алейхи ва саллям) делал дуа за Умара (да будет доволен им Аллаh) чтобы он стал мусульманином и его Дуа было принято. Он был сороковым человеком принявшим Ислам.
Когда Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллаh) принял исламскую веру, Посланник Аллаха ﷺ дал ему прозвище «аль-Фарук», которое означало в переводе «тот, кто различает истину и заблуждение»
ХАДИСЫ О ДОСТОИНСТВЕ ‘УМАРА ИБН АЛЬ-ХАТТАБА (да будет доволен им Аллаh)
Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إنَّ اللهَ جَعَل الحقَّ على لِسان عمر وقَلْبه
«Поистине, Аллах поместил истину на языке и сердце ‘Умара (р.а)».
Ахмад 2/53, 95,
ат-Тирмизи 3682,
ат-Табарани и др.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал:
«Среди израильтян, живших до вас, были люди, которым (нечто внушалось свыше), несмотря на то что пророками они не являлись, и если есть такой и в моей общине, то им является ‘Умар (р.а)»
аль-Бухари 3689,
Абу Дауд 2457,
Ахмад 8265,
Насаи 7806.
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Посланник Аллаха ﷺ сказал: «(Однажды) я увидел (во сне), как мне поднесли кубок молока. Я выпил из него, а остаток отдал ‘Умару ибн аль-Хаттабу (р.а)». (Люди) спросили: «Как же ты истолковал (этот сон), о Посланник Аллаха?»— на что он ответил: «(Это −) знание»
ат-Тирмизи 3687.
Со слов Абу Саид аль-Худри передаётся что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Обитатели высших ступеней Рая будут видеть тех, кто ниже их, подобно тому, как вы видите звезду, которая зажигается на своде небосклона. Абу Бакр (р.а) и ’Умар (р.а) среди них, они достигли этого большого блага»
Тирмизи 3658,
Ахмад 469,
Ибн Маджа 93,
Абу Йа’ля 1115.
Со слов ‘Али (да будет доволен им Аллах, передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
«Абу Бакр (р.а) и ‘Умар (р.а) являются господинами первых и последних возмужалых людей из числа обитателей Рая, за исключением пророков и посланников»
Тирмизи 3665,
Ибн Маджах 92
Ибн Маджа 78.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَوْ كَانَ بَعْدِي نَبِيٌّ لَكَانَ عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ
«Если бы после меня пришел бы пророк, то им бы был ’Умар ибн аль-Хаттаб (р.а)»
Тирмизи
Да будет доволен Аллах ‘Умаром (р.а), о котором посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Поистине, шайтан боится тебя, о ‘Умар!»
ат-Тирмизи 3690,
Ибн Хиббан 4371.
Как отмечал аль‐Хасан аль-Басри (р.а) Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, в период своего правления дал /хутбу/. На нем была в этот момент рубашка с 12 заплатками.
Имам Ахмад «Зухд» 1/182.
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК СВЕТ ИСЛАМА ПОСТЕПЕННО ПРОНИКАЛ В СЕРДЦЕ ‘УМАРА (да будет доволен им Аллаh)
До принятия Ислама Умар, да будет доволен им Аллах, был сильным, отважным и уважаемым человеком среди своего народа, причинял мусульманам много обид и преследовал их.
Саид ибн Зайд, двоюродный брат Умара (р.а) и муж его сестры Фатимы бинт аль-Хаттаб (р.а), сказал: «Клянусь Аллахом, Умар укреплял меня в Исламе, прежде чем сам он принял Ислам»
Так, например, сообщается, что Умар (р.а) связывал Саида, чтобы отвратить его от исламской религии.
Однако за внешней суровостью Умара (р.а) скрывались милосердие и сострадание.
Сообщается, что Умм Абдуллах бинт Абу Хасма, которая вместе с другими мусульманами совершила переселение в Эфиопию, рассказывала:
«Клянусь Аллахом, когда мы собирались переехать в Эфиопию и Амир ушёл за какими-то нашими вещами, пришёл Умар (р.а), который тогда был ещё язычником и причинял нам самые большие обиды, и встал рядом. Он спросил: «Уезжаете, о Умм Абдуллах (р.а)?» Я сказала: «Клянусь Аллахом, да! Мы уезжаем на землю Аллаха, ибо вы обижали и притесняли нас, и (не вернёмся), пока Аллах не укажет нам выход».
Тогда он сказал: «Да не оставит вас Аллах», и я заметила, что он проявляет сочувствие, чего раньше не было. Потом он ушел, и я думаю, что наш отъезд доставил ему огорчение.
Затем пришёл Амир с вещами, и я сказала ему: «О Абу Абдуллах, если бы ты видел Умара, который только что был здесь, и то, как он сочувствовал нам и жалел нас!»
Он спросил: «Ты надеешься, что он примет Ислам?» Я ответила: «Да». Он сказал: «Но тот, кого ты видела, примет Ислам не раньше, чем примет его осёл!».
Умм Абдуллах (р.а) сказала: «Он сказал так из-за отчаяния, поскольку видел грубость (Умара) и его (попытки покончить) с Исламом силой»
Таким образом, женщина оказалась более проницательной, поскольку к тому времени Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уже долго молил Аллаха о том, чтобы Он укрепил Ислам Умаром (р.а).
Передают со слов Ибн Умара, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху со следующей мольбой: «О Аллах, укрепи Ислам тем из двоих, кого Ты больше любишь: Умаром ибн аль-Хаттабом или Абу Джахлем (Амром) ибн Хишамом!».
Аллах ответил на его мольбу, и Умар принял Ислам после первого переселения мусульман в Эфиопию, благодаря чему Ислам укрепился, а мусульмане получили возможность молиться у Каабы, не подвергаясь нападениям многобожников.
Из книг «150 история из жизни Умара ибн аль-Хаттаба», «Рассказы о четырех халифах»