Щедрость и великодушие, а также слова «саха» и «самаха», имеют близкое друг к другу значение. Однако некоторые алимы разделяли эти слова между собой, исходя из тонкой разницы в смысле. Великодушие – это расходование со спокойным сердцем того, что имеет ценность и пользу.
Великодушие так же называют «свободой» (так как оно избавляет от привязанности к мирской жизни). Противоположностью великодушия является пристрастие.
Самаха – это отказ со спокойным сердцем от получения долга с должника. Противоположностью этого является грубость и создание трудностей.
Саха – это искреннее расходование средств (родственникам и незнакомцам, бедным и богатым), избавляясь от скверных качеств характера, таких, как жадность.
Таким образом, слова саха и щедрость, являются синонимами. Противоположностью щедрости является жадность и скупость. Никто не способен сравниться с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаhа) в обладании этими качествами. В риваяте переданном Ибн Мункадиром, сообщается, что Джабир ибн Абдуллах (радыйаллаху анху) сказал: «Я никогда не слышал, чтобы посланник Аллаха (мир ему) ответил «Нет», когда кто-то обращался к нему с просьбой». Похожий риваят был передан от Анаса.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллаh) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему) в добре, был самым щедрым из людей. Наиболее щедр он был в месяц Рамадан. А когда он встречался с Джибрилем (а.с.), то становился щедрее, чем дующий ветер».
Анас (да будет доволен им Аллаh) сказал: «Однажды один человек пришел к посланнику Аллаха (мир ему) и попросил дать ему имущество. Посланник Аллаха (мир ему) дал ему много баранов. Когда этот человек вернулся к своему народу, он сказал: «Примите Ислам, ибо Мухаммад (мир ему) дает без счета». Посланник Аллаха (мир ему) и до пророчества был таким же щедрым. Варака ибн Науфаль сказал о нем: «Ты помогаешь бедным и делаешь добро нуждающимся».
Однажды посланнику Аллаха (мир ему и благословение) было принесено девяносто тысяч дирхемов, которые были сложены на покрывало, он раздавал их каждому просящему, до тех пор, пока ничего не осталось. Сообщается, что однажды к посланнику Аллаха (мир ему) пришел человек с просьбой, на что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «У меня ничего не осталось. Ступай, и возьми от моего имени то, что тебе нужно, а когда мне придет что-нибудь от Аллаха, я расплачусь за это». Увидев такое проявление щедрости, Умар (р.а.) сказал: «О, посланник Аллаха! Аллах не возложил на тебя ничего, что выше твоих сил, почему ты делаешь так?». Эти слова не понравились посланнику Аллаха (мир ему). Один сподвижник из числа ансаров сказал: «Раздавай о, посланник Аллаха! И не бойся, что Господь Арша уменьшит!». Услышав это, посланник Аллаха (мир ему) улыбнулся, и по его лицу было видно, что он рад. А затем сказал: «Мне было приказано именно это».
Муаввиз ибн Афра (да будет доволен им Аллаh) сказал: «Я принес посланнику Аллаха (мир ему) тарелку свежих фиников, а он мне дал две пригоршни золотых украшений». Анас (да будет доволен им Аллаh) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему) ничего не припасал на завтра».
По поводу щедрости и великодушия посланника Аллаха (мир ему) существует множество хадисов.
Абу Хурайра (lда будет доволен им Аллаh) сказал: «Один человек пришел к посланнику Аллаха (мир ему) с просьбой об удовлетворении его нужды. Посланник Аллаха взял в долг для этого человека шестьдесят мер. Когда же заимодавец пришел получить свой долг, посланник Аллаха (мир ему и благословение) вернул его в двойном размере, сказав: «Половина – это долг, а другая половина – это подарок»
_______________________________________
1 — Бухари, хадис №: 6034; Муслим, хадис №: 2311.
2 — Бухари, хадис №: 6; Муслим, хадис №: 2308.
3 — Муслим, Фадаиль, 2312.
4 — Бухари, хадис №: 3; Муслим, хадис №: 160.
5 — Абуль-Хасан ибн Даххак, Шамаиль, от Хасана аль-Басри; Суюти, Манахиль (192).
6 — Тирмизи, Шамаиль, хадис №: 348; Беззар, хадис №: 3662; Хараити, Мунтака, хадис №: 278.
7 — Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 6/359; Байхаки, Шуабуль-Иман, 5968.
8 — Тирмизи, Зюхд, хадис №: 2362; Ибн Хиббан, Сахих, 2139.