2. Постепенное обучение исламу
Во время обучения Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) использовал постепенный подход. Сначала он рассказывал самое важное, а уже потом переходил к менее значимым моментам. За один раз он обучал лишь немногому, чтобы весь переданный материал мог быть воспринят, заучен и понят.
Хадис 23
روى ابن ماجه عن جندب بن عبد الله رضي الله عنه قال: كُنَّا مع النبي صلى الله عليه وسلم، ونحن فِتْيان حَزَاوِرَة، فتعلَّمنا الإيمانَ قبل أن نتعلَّم القرآنَ، ثم تعلَّمنا القرآنَ، فازدَدْنا به إيمانًا
Ибн Маджа передавал следующие слова Джундаба ибн Абдуллы (радиаллаху ‘анху):
«Мы, группа подростков (наш возраст был близок к половозрелому), находились с Посланником Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). До изучения Корана нас обучали тому, что представляет собой вера. А уже потом обучали Корану. Таким образом мы укрепили свою веру».
Хадис 24
روى البخاري ومسلم، وللفظ له، عن ابن عباس رضي الله تعالى عنهما: أن النبي صلى الله عليه وسلم بعث مُعَاذا إلى اليمن، فقال: إنك ستأتي قوما من أهل الكتاب، فادعهم إلى شهادة أن لا إله إلا الله وأني رسول الله، فإن هم أطاعوا لذلك فأَعْلِمْهم أن الله افتَرَض عليهم صدقة، تُؤْخَذ من أغنيائهم فتُرَدُّ على فقرائهم، فإن هم أطاعوا لذلك فإياك وكَرَائِمَ أموالهم، واتَّقِ دعوةَ المظلوم، فإنه ليس بينها وبين الله حجاب
Бухари и Муслим передают слова Ибн Аббаса (радиаллаху ‘анху): «Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) направил Муаза (радиаллаху ‘анху) в Йемен:
– Ты встретишь некоторых иудеев и христиан. Ты должен пригласить их к свидетельству о том, что есть лишь один Аллах, а я – Его посланник. Если они согласятся с этим, то сообщи, что Аллах сделал обязательным для них закят, который берется с богатых из их числа и раздается их беднякам. Если они примут это, не покушайся на их имущество. Бойся зова угнетенного, ведь между ним и Аллахом нет преград».
Важным выводом из данного хадиса является, в частности, то, что во время призыва к религии и обучения ей необходимо начинать с самых важных моментов. Если попросить человека начать исполнять сразу все исламские веления, это отпугнет его. Если ученику дать сразу весь материал по разным наукам, он все забудет.
В свой сборник «Сахих» имам Бухари (рахимахуЛлах) включил главу под названием «Знания прежде слов и действий», где сообщал: «Рабба́ни́ – тот, кто учит людей сжатым знаниям прежде подробных». Разъясняя данный термин, шейх Ибн Хаджар (рахимахуЛлах) писал:
«Под сжатыми знаниями подразумеваются те, что ясны и очевидны, а под подробными – более сложные знания. Другое объяснение заключается в том, что рабба́ни́ учит людей неким специфичным моментам прежде общих правил или второстепенным вопросам прежде принципов, или вступительным вещам прежде целей». (Ибн Хаджар. «Торжество Творца», том 1, стр. 162)
Ибн Абдиль-Барр (рахимахуЛлах) приводил со слов Юнуса ибн Язида высказывание Ибн Шихаба (рахимахуЛлах):
«Юнус, не превозносись перед знаниями, ведь они включают долины, долины и долины. С чего бы ты ни начал, это сломает тебя до того, как ты этого достигнешь. Поэтому получай знания постепенно, пока будут проходить дни и ночи. Не пытайся сразу завладеть всеми знаниями: кто так поступает, тот теряет их все сразу. Поэтому учись понемножку, пока будут проходить дни и ночи». (Ибн Абдиль-Барр. «Джами байан аль-ильм», том 1, стр. 431)
Хадис 25
روى الإمام أحمد في مسنده عن محمد بن فُضَيل، عن عطاء – هو ابنُ السائب – عن أبي عبد الرحمن – هو السُّلَمي المقرئ – قال: حدثنا من كان يُقرِئُنا من أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم أنهم كانوا يَقْتَرِئُون من رسول الله صلى الله عليه وسلم عَشْرَ آيات، فلا يأخذون في العَشْر الأُخْرى حتى يَعْلَمُوا ما في هذه من العلم والعمل
Имам Ахмад (рахимахуЛлах) сообщал, что Мухаммад ибн Фудойль приводил от Ато следующие слова Абу Абдир-Рахмана:
«Один сподвижник Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), обучавший нас, говорил нам, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) обучал их десяти аятам. И пока они не заучивали их и не обучались их практическому применению, они не переходили к следующим десяти аятам».
Хадис 26
أخرج الطبري في تفسيره عن الحُسين بن واقد، حدثنا الأعمشُ، عن شَقِيق، عن ابن مسعود، قال: كان الرجل منا إذا تَعَلَّمَ عشرَ آياتٍ لم يُجاوِزهُنَّ حتى يَعْرف معانيَهُنَّ والعَمَلَ بِهِنَّ
Табари приводил слова Ибн Масуда (радиаллаху ‘анху):
«Когда кто-нибудь из нас (сподвижников Пророка, саллаллаху ‘алейхи уа саллам) учил десять аятов, он не переходил дальше, пока не изучит их значение и практическое применение».
Автор: Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда аль-Ханафи
Из книги: «Учитель Мухаммад ﷺ», стр. 69-72