В этих критических условиях халиф прибегает к совету сподвижников, приглашает в Медину своих ближайших соратников. Его назначенец в Басре Абдулла ибн ‘Амир связывает сложившуюся ситуацию с бездействием людей. «Отправьте их на джихад, тогда у них не будет времени на сплетни», – предлагает Ибн ‘Амир.
Затем слово берет Саид ибн аль-‘Ас и предлагает казнить руководителей смуты, и тогда чернь, идущая за ними, прекратит свои протестные выступления – считает он. Правитель Шама Му’авия видит решение проблемы в нерешительности назначенцев халифа. По его словам, каждый правитель должен навести порядок у себя в регионе.
Са’д ибн Абу Сарх предлагает неожиданное решение: «Мы имеем дело с алчными людьми. Так приумножьте же их состояние, тогда их сердца смягчатся в отношении вас».
Выслушав все точки зрения и приняв их к сведению, халиф не стал, что называется, закручивать гайки и применять репрессивные меры. Хладнокровие и сдержанность – вот что, по мнению халифа, могло вывести государство из кризиса.
Но последователи Ибн Сабаъа о спокойствии думали в последнюю очередь. Им рьяно хотелось покончить с перемирием и приступить к активным действиям. Для этого они толпой (скопом) приехали в Медину и добились встречи с халифом.
Инициатором этой встречи был сам халиф, ему хотелось выслушать претензии людей в отношении него и его административно-бюрократического аппарата. Смутьяны рассчитывали, что халиф Усман дрогнет от их каверзных вопросов, но они прогадали. Халиф камня на камне не оставил от всех их измышлений, они оказались заложниками собственного коварства.
После провальных попыток уличить халифа в ошибочном управлении государством смутьяны двинулись туда, откуда пришли, казалось, что проблема исчерпана. Но мирный исход конфликта не входил в планы бунтовщиков, они хотели переворота. Поэтому около тысячи человек, восставших против халифа, вновь наводнили Медину, на сей раз они окружили дом халифа и яростно требовали его отставки.
Поводом для их возвращения стало письмо, якобы подписанное халифом. В нём содержалось требование задержать часть египетских смутьянов, а другую часть казнить. Однако халиф никаких писем в отношении них не подписывал, чья-то коварная рука посмела оболгать халифа.
В любом случае, это стало подходящим поводом для обвинения халифа в неискренности и подковёрных играх. Выслушивать контраргументы Усмана смутьяны не стали.
Подтверждением тому, что это был чистой воды заговор, стало время, выбранное для нападок на халифа. В сезон хаджа большая часть мужского населения находилась в Мекке, и Медина в этом смысле была уязвима. Поэтому халиф не мог рассчитывать на массовую поддержку со стороны своих подданных.
Кроме этого, халиф категорически запретил вступать в конфликт с осаждающими его бунтовщиками, ему не хотелось стать причиной кровопролития в городе Посланника Аллаха ﷺ. Да и перспектива покинуть Медину его не устраивала. Он говорил, что соседство с Пророком ﷺ ни с чем не сравнится.
Выполнить требование смутьянов и уйти в отставку Усман также не мог. За много лет до этого происшествия Пророк ﷺ прямым текстом говорил ему ни в коем случае не складывать с себя властные полномочия. Для Усмана в этом не было замкнутого круга, он прекрасно понимал, куда может привести настырность людей, окруживших его дом, и чем для него лично это может закончиться. Это было предначертанием Всевышнего Аллаха, судьбой Усмана, о которой Пророк ﷺ ему сообщал.
Всё это продолжалось в течение 24 дней, смутьяны не собирались снимать осадное положение, но и к более активным действиям не прибегали. Все замерли в ожидании развязки этой чудовищной истории. Тогда вряд ли кто-нибудь мог предположить, что эта ничем необоснованная осада закончится трагедией.
Узнав о приближении военной помощи на защиту халифа, бунтовщики не стали более медлить, было решено ворваться в дом халифа и физически устранить его. У парадной двери находились сыновья видных сподвижников Пророка ﷺ. Вопреки многочисленным просьбам Усмана они не стали покидать эту позицию и были готовы при необходимости вступить в бой.
Зная об этом, смутьяны вошли в жилище халифа через соседский дом и, переступив через всякую святость, набросились на Усмана. Их не остановил ни его особый духовный статус, ни преклонный возраст, ни то, что в тот момент он читал Коран. Его супруга Наиля отчаянно бросилась на защиту мужа, она пыталась принять на себя удары их сабель, но это не помогло. Халиф Усман (да будет доволен им Аллах) был жестоко убит.
После такого зверского убийства читателя вряд ли удивить тем, что бунтовщики ограбили дом халифа, а затем такому же разорению подвергли и мусульманскую казну. Медина была убита горем, такого разгула преступности в её новейшей истории не было никогда.
Мусульмане оплакивали халифа, который был убит буквально на их глазах. Им в такой ситуации оставалось лишь просить Всевышнего Аллаха о возмездии. Одну из таких молитв вознёс сподвижник Пророка Са’д ибн Абу Ваккас. Со временем его мольба будет принята, и все, кто участвовал в покушении на Усмана, тоже будут убиты. Всевышний справедлив!
Третий праведный халиф (да будет доволен им Аллаh) был похоронен на кладбище Баки’. На день смерти ему было 82 года.
islamdag.ru