Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
مَنْ بَاعَ مِنْكُمْ دَارًا أَوْ عَقَارًا قَمِنٌ أَنْ لَا يُبَارَكُ لَهُ إِلَّا أَنْ يَجْعَلَهُ فِي مِثْلِهِ
«Не заслуживает бараката тот, кто продал свой дом или недвижимость, если только он не потратит [доход от этого] на подобное» передал Ибн Маджа и Дарими.
Также Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
مَنْ بَاعَ دَاراً ثُمَّ لَمْ يَجْعَلْ ثَمَنَهَا فِي مِثْلِهَا لَمْ يُبَارَكْ لَهُ فِيهَا
«Нет бараката для того, кто продал дом и не вложил полученную прибыль в подобное же».
В комментариях к этому хадису Мула Али аль-Кари, да смилуется над ним Аллах пишет[1], что это касается продажи недвижимости без нужды, будь это земля, дом или что-то еще.
Имам аль-Манави[2], да смилуется над ним Аллах, в качестве причины этого приводит то, что Аллах создал землю для поклонения на ней, а то, что находится на земле, Он создал украшением для них. Но когда люди стали творить нечестие на земле, Аллах лишил её бараката, и, следовательно, если человек продает землю и вкладывает полученные от этого деньги в оборот, то Аллах не наделяет это баракатом. А также потому, что это противоречит устрою Аллаха, так как Он землю сделал постелью. А трата полученных денег на такую же недвижимость сохраняет устрой Аллаха, и в этом будет баракат.
Аль-Музхири, да смилуется над ним Аллах, говорит: «Продажа земли, домов с соответствующим вкладыванием полученной прибыли в движений оборот является нежелательным, потому что [земля и дома] приносят много пользы и мало вреда: их не может украсть вор, и на них не совершают набеги — в отличие от движимого имущества. Поэтому лучше не продавать их, а в случае продажи лучше потратить выручку на землю или дом».
Мусалав из Кудутля, да смилуется над ним Аллах, в одном из своих писем пишет следующее:
«О мой сын, ты не доверяй слову того, положение которого не известно тебе, не продавай землю, и проявляй терпение к тому, что постигло тебя от Аллаха».
————————
[1] Миркату Мафатих, 5/1983
[2] Файзуль Кадыр, 6/92
taalib.ru