ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
В хадисе, переданном от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, сказано: «Достаточно для человека рассказывать всё, что он услышит, чтобы считаться лжецом» (Муслим).
Комментируя этот хадис, имам Шарафуддин ат-Тиби пишет: «Этот хадис предостерегает от передачи любой информации, о точности которой не знает человек. Поэтому каждому человеку необходимо уточнить то, что он слышит из рассказов и преданий, в особенности хадисы Пророка ﷺ. И только будучи уверенным в их правдивости, он может передать их дальше, если нет, то он не имеет права на это».
Если человеку необходимо удостовериться в приемлемости передаваемого им хадиса, то необходимо удостовериться в том, что хадис посчитал таковым кто-то из крупнейших знатоков хадиса, как имам Малик, аш-Шафии, Ахмад, аль-Бухари, Абу Хатим, ан-Навави, аль-Ираки, Ибн Хаджар аль-Аскалани и другие подобные им знатоки хадиса, или в том, что хадис приводится в трудах опытных знатоков науки хадисоведения, обращающих внимание на то, чтобы передаваемые ими хадисы были приемлемы для дальнейшей передачи.
Если же книга, в которой упоминается хадис, не собрана знатоком хадисов, даже будучи ученым в другой области, или же автор-мухаддис не ставил перед собой задачу передать то, что достоверно, а собирал все хадисы, которые до него дошли, предоставляя возможность проверки информации следующим поколениям мухаддисов, то ссылаться на наличие хадиса в таких трудах недостаточно — необходимо дополнительно убедиться в его статусе.
Мухаддис Кутбуддин аль-Хайдыри пишет: «не всему что мы приводим в книгах, мы следуем», то есть часто в книгах приводится то, что не обязательно к следованию. Мухаддисы, которые собирали хадисы, приводили в своих сборниках хадисы достоверные, хорошие, слабые, выдуманные, отменяющие, отмененные, неразъясненные, ясные, общие, конкретные, пригодные в качестве доказательства и непригодные в качестве доказательства — мы не знаем никого, кто бы говорил, что человеку обязательно надо следовать всем категориям этих хадисов.
Если человек желает привести хадис в качестве аргументации в вопросах вероубеждения или фикха (исламского права), то ему необходимо убедиться в том, что хадис достигает высшей или удовлетворительной степени достоверности (сахих) или (хасан). Если же он приведет его в качестве поощрения и побуждения к благим деяниям или устрашения от запретных или в качестве указания на некие превосходства каких-то людей и тому подобное, то достоверность не является обязательным условием, но важно, чтобы хадис, передаваемый с такой целью, не был вымышленным или крайне слабым в плане достоверности. Также ему следует пересказывать их, начиная с фраз: «Передают, что Пророк ﷺ сказал…», «говорят, что Посланник Аллаhа ﷺ поступил так-то…» и т.д.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عن أبي هريرة قال: قال رسول ﷺ: «كفى بالمرء كذبا أن يحدث بكل ما سمع» (رواه مسلم).
عبارة الكاشف عن حقائق السنن: وهذا زجر عن التحدث بشيء لم يعلم صدقه، بل يلزم على الرجل أن يبحث في كل ما سمع من الحكايات والأخبار، وخاصة من أحاديث الرسول عليه الصلاة والسلام، فإن علم صدقه يتحدث، وإلا فلا يتحدث.[¹]
عبارة تنزيه المصطفى المختار عما لم يثبت من الآثار: قال الشيخ الحافظ قطب الدين الخَيضِري — تلميذ الحافظ ابن حجر العسقلاني- : «ليس بلازم أن جميع ما نكتبه ونقرؤه و نصنفه ونرويه نعتقده، فهل يقول أحد : إن جميع ما يورده الإنسان في مصنفه يلزمه القول به؟، خصوصا من التزم جمع أحاديث وردت في كتب مصنفة منها الصحيح والحسن والضعيف والموضوع و الناسخ والمنسوخ والمجمل والمبين والعام والخاص مما هو صالح للحجة وغير صالح للحجة، ما علمنا أحدا قال بذلك. اللهم إلا أن يلتزم المصنف أنه جمع في ذلك الكتاب ما فيه دلالة على مذهب أو حجة لقوله أو اختيار فنعم. وهذا المعنى مفقود في غالب كتب الحديث المصنفة، وذلك ظاهر لا يخفى». [نقله عنه العلامة شهاب الدين أحمد بن العجمي في رسالته].[²]
____
[²] См.: Танзих аль-Мустафа аль-Мухтар, с. 72-73.
Отдел фетв Муфтията РД
islamdag.ru