Запрет (давшему) милостыню (подарок) брать (её) назад
1. Передается от ’Умара ибн аль-Хаттаба (радиаЛлаху ‘анх), что он сказал:
«(Однажды) я снабдил одного (из сподвижников) породистым скакуном на пути Аллаха, но он плохо смотрел за конем, и я решил, что он продаст его мне по сходной цене. Когда же я спросил об этом Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), он сказал:
«Не покупай его и не возвращайся к своему пожертвованию, потому что тот, кто берет назад свое пожертвование, уподобляется собаке, которая сначала срыгнет, а затем возвращается к своей блевотине»». (Муслим, 1620/1)
2. Передается от Ибн ’Аббаса (радиаЛлаху ‘анхума) что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«Кто берет назад преподнесенный им подарок, тот уподобляется собаке, которая сначала срыгнет, а затем возвращается к своей блевотине». (Муслим, 1622/8)
Примечание
Ан-Науауи (рахимахуЛлах) сказал, что этот запрет не является категорическим. Если же человек наследует пожертвованное или подаренное когда-то им имущество, то в этом нет нежелательности. Также это не касается случая покупки этой подаренной или пожертвованной вещи у третьего лица. Это мнение большинства ученых.
Группа ученых считала это категорическим запретом. Возвращать же может лишь отец, как сказано в хадисе ан-Ну’мана ибн Башира (радиаЛлаху ‘анх):
«Однажды его отец привел его к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и сказал: «Я подарил моему сыну принадлежащего мне раба». Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) спросил: «Сделал ли ты такой же подарок всем своим сыновьям?» Он сказал: «Нет». Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Тогда возьми его назад»».
Этого мнения придерживались аль-Ауза’и, Малик и аш-Шафи’и.
Ибн ’Умар и Ибн ’Аббас (радиаЛлаху ‘анхума) сказали, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«Делать подарок, а затем брать его назад не позволяется ни одному мусульманину, кроме отца, который сделал подарок своему сыну».
Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджах, причем ат-Тирмизи, Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным.
См. «Имам ан-Науауи. Шарх Сахих Муслим»