Имам Абу Хамид аль-Газали (450–505 х./1058–1111 г.) (да смилуется над ним Аллах) — известный исламский ученый — пишет в книге «Ихья ‘улюм ад-дин» (2/430-442), описывая пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует):
«Он был самым снисходительным, самым храбрым, самым простым и самым нравственным из людей. Его рука никогда не касалась руки женщины, если она не была его рабыней или женой или если он не был тесно связан с ней кровными узами (был её махрамом).
Он был самым щедрым из людей и не оставлял при себе динара или дирхама более чем на одну ночь. Если же у него оставалось что-нибудь и он до наступления ночи не мог найти кого-либо, чтобы отдать ему деньги , то он не возвращался домой до тех пор, пока не передавал их нуждающемуся. Он не оставлял себе ничего из того, что Аллах даровал ему, кроме простейших продуктов питания от ежегодного урожая — фиников и ячменя, — раздавая (всё своё имущество) во имя Аллаха.
Он никогда ничего не просил, но отдавал, затем он возвращался к своим годовым запасам и раздавал их тем, кто нуждался в них больше, чем он сам, хотя без этих запасов пропитания, которых ему хватило бы до конца года, он сам мог истощиться.
Он собственноручно чинил свои сандалии и одежду, он помогал своей семье в домашних делах и резал мясо для них.
Он был самым скромным из людей и никогда не смотрел никому прямо в глаза. Он принимал приглашение как от раба, так и от свободного человека, он брал подарки, даже если это была чашка молока, и награждал человека за это.
Он не ел пищу, поданную в качестве из милостыни, он откликался на просьбы рабынь и бедняков, когда они просили его о чём-либо. Он гневался ради своего Господа, но не гневался ради самого себя. Он придерживался истины, даже если это причиняло вред ему и его сподвижникам.
Он привязывал камень к своему животу, чтобы предотвратить голод, он не отказывался от халяльной пищи и не ел пищу, лежавшую на столе. Он никогда не ел хлеба досыта в течение трёх дней подряд, пока не встретился с Аллахом, хвала Ему, он предпочитал отдавать то, что имеет, чем наесться этим досыта.
Если его звали в гости, он принимал приглашение, он навещал больных, ходил на похороны. Он появлялся среди своих врагов без охраны.
Он был самым скромным и тихим из людей, он не был высокомерен, велеречив, многословен, он обладал самым живым (весёлым) выражением лица.
Его не беспокоили мирские дела, заботы. Он надевал любую вещь, какую находил, он позволял своему рабу или другим людям ездить за ним на его коне.
Для поездок он использовал любое животное, которое было доступно: иногда верблюда, иногда лошадь, иногда мула, а иногда осла.
Иногда он ходил босиком, без накидки, чалмы или шапки, когда шёл к больному в дальней части Медины.
Он любил благовония и ненавидел дурные запахи. Он сидел с бедняками, предлагая им еду, делил трапезу с нуждающимися, относясь к ним с уважением, и смягчал сердца людей, обращаясь с ними доброжелательно.
Он поддерживал родственные связи вне зависимости от положения своих родственников и не относился ни к кому жёстко.
Он принимал извинения тех, кто извинялся перед ним, он шутил, но говоря лишь правду, и он смеялся, но не хохотал.
Если он видел дозволенные игры, он не осуждал их, и он играл (состязался) со своей женой. Если против него было больше голосов, он принимал это с терпением.
У него были рабы, как мужчины, так и женщины, но он не ел и не одевался лучше, чем они.
Он не тратил время без стремления к довольству Аллаха, или совершая что-либо, что было бы важно ему одному.
Он не смотрел свысока ни на какого бедняка из-за его нищеты или ужасной болезни, и он не боялся никакого правителя из-за его власти. Он призывал их обоих к Аллаху на равных.
Аль-Бахтари сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не оскорблял (не ругал) никого из верующих, а молился об искуплении (их грехов) и о милости для них».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Я был послан к вам как милость, а не как проклинающий». (Муслим)
Если его просили произнести молитву против кого-либо, будь то мусульманина или кафира, он отказывался молиться против него, а (наоборот) возносил благую молитву за этого человека, и его рука никогда не поднималась на кого-либо.
Если ему давали право выбора между двумя вещами, он выбирал тот вариант, который был проще, если в этом не было греха или это не вело к разрыву семейных уз.
Перед ниспосланием Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Аллах описал его в Торе: «Мухаммад — Посланник Аллаха, избранный Мною раб, он не жесток и не груб, он не шумит [не говорит громко — прим. пер.] на рынках, он не отвечает злом на зло, а наоборот, он прощает и просит прощения».
Он (да благословит его Аллах и приветствует) приветствовал людей первым, кого бы он ни встретил, и если кто-либо приходил к нему по необходимости, он (да благословит его Аллах и приветствует) терпеливо говорил с ним до тех пор, пока тот не уходил первым.
На собраниях он (да благословит его Аллах и приветствует) не выделялся среди своих сотоварищей (сподвижников).
Аллах, да будет Он возвышен и хвалим, сказал [смысл]: «По милости Аллаха ты был мягок с ними. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, они непременно покинули бы тебя». (Коран, 3:159)
Аллах наделил его способностью относиться к людям и вести себя с ними наилучшим образом, находить лучшие пути соглашений с людьми и выходы из ситуаций, несмотря на то, что он был неграмотен и не мог ни читать, ни писать.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вырос сиротой, без отца и матери, в бедной, невежественной пустынной земле, пася овец. Но Аллах одарил его всеми благими качествами, указал верный путь и научил его истории ранних и более поздних поколений, Он научил его тому, что приносит счастье в этом мире и успех и спасение в будущем мире, Он показал ему способ сосредоточиться на своих обязанностях и держаться подальше от второстепенного.
Да поможет нам Аллах подчиняться его приказам и следовать его примеру. Амин, о Господь Миров».
darulfikr.ru