Имам Абу Хамид аль-Газали (да помилует его Аллах) сказал описывая Посланника Аллаhа – пророка Мухаммада ﷺ:
• Он был наиболее снисходительным, наиболее храбрым, наиболее простым и наиболее нравственным среди людей.
Его рука никогда не касалась руки женщины, если она не была его рабыней, или женой или если он не был тесно связан с ней кровными узами (махрам).
• Он был самым щедрым из людей, и не оставлял при себе динар или дирхам более чем на одну ночь. Если же у него что-нибудь оставалось, и он не мог найти кого-либо, чтобы передать ему до наступления ночи, то он не возвращался домой до тех пор, пока не передавал (деньги) нуждающемуся.
• Он не оставлял себе ничего, из того, что Аллах даровал ему, кроме простейших продуктов питания, собранных от ежегодного урожая: фиников и ячменя, раздавая (все свое имущество) во имя Аллаха.
• Он никогда ничего не просил, но отдавал, затем он возвращался к своим ежегодным запасам и раздавал их тем, кто нуждался в них больше чем он сам, хотя без этих запасов пропитания, хвативших бы ему до конца года, он сам мог бы истощиться.
• Он собственноручно чинил свои сандалии и одежду, он помогал своей семье в домашних делах, и нарезал мясо для них.
• Он был самым скромным из людей, и никогда не смотрел прямо в глаза.
Он принимал приглашения, как от раба, так и от свободного (человека), и принимал подарки, даже если это была чашка молока, и награждал человека за это.
• Он не ел пищу из милостыни, и он откликался на просьбы рабынь и бедняков, когда они просили его о чем-либо. Он гневался ради своего Господа, но он не гневался ради самого себя. Он придерживался истины, даже если бы это причинило вред ему и его сподвижникам.
• Он нашел убитым одного из своих лучших сподвижников в месте, где жили евреи, но он не отнесся к ним жестоко и не совершил ничего более, что разрешено Шариатом, а выплатил бы дийа (компенсация, возмещение ущерба в случаях убийства, увечья и ранения человека – прим. пер.) за него в сто верблюдов, хотя некоторые из его сподвижников испытывали острую нужду лишь в одном верблюде.
• Он привязывал камень на свой живот, чтобы предотвратить голод, и он не отказывался от халяль пищи, и он не ел пищу, лежавшей на столе. Он никогда не ел хлеба досыта в течение трех дней подряд, пока не встретился с Аллахом, хвала Ему, он предпочитал отдавать то, что имеет, чем наесться этим досыта.
• Если его звали в гости, он принимал приглашения, он навещал больных, посещал похороны. Он появлялся среди своих врагов без охраны.
• Он был самым скромным и тихим из людей, не будучи высокомерным, самым красноречивым, не будучи многословным, обладал самым живым (веселым) выражением лица.
• Его не беспокоили мирские дела, заботы. Он надевал любую вещь, которую находил, он позволял своему рабу или другим ездить за ним на его коне.
• Для поездок он использовал любое животное, которое было доступно: иногда верблюда, иногда лошадь, иногда мула, а иногда осла.
• Иногда он ходил босиком, без накидки, чалмы или шапки, посещая больного в дальней части Медины.
• Он любил благовония, и ненавидел дурные запахи. Он сидел с бедняками, предлагая им еду, и делил трапезу с нуждающимися, относясь к ним с почтением, и смягчая сердца людей, обращаясь с ними доброжелательно.
• Он поддерживал родственные связи, вне зависимости от положения своих родственников, и он не относился ни к кому жестко.
• Он принимал извинения тех, кто извинялся перед ним, он шутил, но говоря лишь правду, и он смеялся, но без громкого смеха.
• Если он видел дозволенные игры, он не осуждал их, и он играл (состязался) со своей женой. Если против него голосов было больше, он относился к этому с терпением.
У него были рабы, как мужчины, так и женщины, но он не ел и не одевался лучше чем они.
• Он не тратил время без стремления к довольству Аллаха, или, совершая что-либо, что было бы важно ему одному.
• Он не смотрел свысока ни на какого бедняка из-за его нищеты или ужасной болезни, и он не боялся никакого правителя, из-за его власти. •Он призывал их обоих к Аллаху на равных условиях.
Аль-Бахтари сказал: Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) не оскорблял (не ругал) никого из верующих, а молился за их искупление и за милость для них.
• Он (да благословит его Аллаh и приветствует) говорил: «Я был послан к вам как благословение, а не как проклятие».
Если его просили произнести молитву против кого-либо, будь то мусульманин или кафир, он бы отказался молиться против него, а (наоборот) помолился бы (благой молитвой) за этого человека, и его рука никогда не поднималась (не ударяла) на кого-либо.
• Если ему давали право выбора между двумя вещами, он бы выбрал тот вариант, который был проще, если там не присутствовали грех или разрыв семейных уз.
Перед ниспосланием пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) Аллах описал его в Торе и сказал: Мухаммад Посланник Аллаhа, избранный Мною раб, он не жесток и не груб, и не шумит [не говорит громко — прим.пер.] на рынках. Он не отвечает злом на зло, а наоборот, он простит и попросит прощения.
• Он (да благословит его Аллаh и приветствует) приветствовал первым, кого бы он ни встретил, и если кто-либо приходил к нему по необходимости, он (да благословит его Аллаh и приветствует) был терпелив с ним до тех пор, пока тот не уходил первым.
При собраниях он (да благословит его Аллаh и приветствует) не выделялся среди своих сотоварищей (сподвижников).
Аллаh, да будет Он возвышен и хвалим, сказал [смысл]: «По милости Аллаhа ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя». [«Аль Имран» 3:159].
Аллах даровал ему лучшее отношение (к людям) и поведение (с ними), и лучшие пути соглашений с людьми и выхода из ситуаций, хоть и был он (да благословит его Аллаh и приветствует) неграмотен, и не мог ни читать, ни писать.
• Он (да благословит его Аллаh и приветствует) вырос сиротой, без отца и матери, в бедной, невежественной пустынной земле, пася овец. Но Аллаh научил его всем хорошим качествам и благим путям, и научил его истории ранних и более поздних поколений, и научил его тому, что приносит счастье в этом и успех и спасение в будущем мирах, и показал ему пути сосредоточения на своих обязанностях и как держаться подальше от незначимых (вещей).
И да поможет нам Аллаh подчиняться его (да благословит его Аллаh и приветствует) приказам и следовать его (да благословит его Аллаh и приветствует) примерам, Амин, О Господь Миров».
Аминь!!!
[Имам Абу Хамид аль-Газали (да помилует его Аллаh) «Ихья ‘Улюм ад-Дин» (2/430-442)]
fondihlas.ru