Самым подходящим описанием месяца Рамадан является слово благодатный. Это слово подходит Рамадану со всех сторон. Благодать значит увеличение, умножение блага, и к Рамадану оно подходит, несомненно, ведь в Рамадан благодатным становится и время и наши поступки, поскольку за них мы получаем больше награды от Всевышнего Аллаха.
Одной из благодатей месяца Рамадан является предрассветная трапеза – сухур. От Анас ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
عن أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : » تَسَحَّرُوا فَإِنَّ فِي السَّحُورِ بَرَكَةً » رواه البخاري (1923) ومسلم 1095
«Соблюдайте сухур, поистине в сухуре есть благодать» (имам Бухари 1923, имам Муслим 1095). В этом хадисе есть ясное указание на достоинства и благодать, которые содержатся в предрассветном принятии пищи перед постом. Эта благость связана с этой нашей жизнью и загробной.
Первая благодать сухура состоит в том, что соблюдая его, мы следуем любимому Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), потому что он всегда соблюдал сухур и на это указывает хадис, переданный от Зайда ибн Сабита, в котором он говорит:
عن زيد بن ثابت رضي الله عنه أنه قال: «تسحرنا مع النبي صلى الله عليه وسلم، ثم قام إلى الصلاة» فقيل له: كم كان بين الأذان والسحور؟ فقال: «قدر خمسين آية» رواه البخاري.
«Мы сделали сухур вместе с Пророком (мир ему и благословение) и он встал на намаз. У Зайда спросили: «И сколько времени было между сухуром и намазом?» Зайд ответил: «Время, достаточное для чтения пятидесяти аятов» (имам аль-Бухари).
Ибн Абу Джамрат сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всегда смотрел, что легче для уммы, и делал это. Если бы Пророк (мир ему и благословение) не соблюдал сухур, то умма последовала бы за ним, а это некоторым было бы в тяжесть. Если бы Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сделал сухур ночью, это также было бы в тяжесть некоторым людям, которых одолевает сон, потому что могло бы стать причиной опоздания на утренний намаз или же им бы пришлось вообще не спать ночью».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) всегда побуждал к соблюдению сухура и напоминал об этом сподвижникам, призывал их, рассказывал им о достоинстве и благости этого дела. Поэтому вставание на сухур стало обычаем сподвижников, который они соблюдали. Ирбад ибн Сарият, да будет доволен им Аллах, рассказывает:
قال: دعاني رسول الله صلى الله عليه وسلم إلى السحور في رمضان، فقال: (هلمّ إلى الغداء المبارك) رواه أبو داود والنسائي
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пригласил меня на сухур в месяце Рамадан и сказал: «Поспеши к благодатной трапезе» (имамы Абу Давуд 2346, ан-Насаи 2177).
От Абдуллаха ибн Хариса передается, что один из сподвижников сказал:
قال: دخلت على رسول الله عليه الصلاة والسلام وهو يتسحر، فقال: (إنها بركة أعطاكم الله إياها؛ فلا تدعوه) رواه النسائي 2174
«Я зашел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение ), когда он делал сухур, и он сказал: «Поистине, это благодать, которую вам даровал Аллах, вы его не оставляйте» (имам ан-Насаи, 2174).
От Салмана аль-Фариси передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
وعن سلمان الفارسي رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم، قال: (البركة في ثلاثة: في الجماعة، والثريد، والسَّحور) رواه الطبراني.
«Благодать в трех вещих: в джамаате, в похлёбке и сухуре» (имам ат-Табарани, 6004).
Также передается от Абу Саида аль-Худри, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
وجاء عن أبي سعيد الخدري رضى الله عنه مرفوعاً: (السَّحر أكله بركة؛ فلا تدعوه ولو أن يجرع أحدكم ماء) رواه أحمد
«Принятие еды в сухур – это благодать, так не оставляйте же его, даже выпив глоток воды» (имам Ахмад, 11101).
Если, соблюдая сухур, мы сделаем намерение следовать за любимым Пророком (мир ему и благословение), мы за это получим награду также как, если сделаем намерение набраться сил для поста.
Вторая благодать сухура в том, что соблюдая его, мы отличаемся от иудеев и христиан, которые были лишены этого божественного дара. От Амра ибн аль-Аса передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
فعن عمرو بن العاص رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم، قال: (فَصْلُ ما بين صيامنا وصيام أهل الكتاب أكلة السَّحَر) رواه مسلم
«Разница между нашим постом и постом людей Писания– это принятие еды в сухуре» (имам Муслим, 1096). Этот хадис указывает на то, что у них не считалось поклонением принятие еды в сухуре.
Имам аль-Хаттаби говорит: «Людям Писания не было разрешено возвращаться к принятию пищи и питья после того, как заснули. Так же дело обстояло и в начале Ислама, затем Всевышний Аллах отменил это и разрешил принимать пищу и питье до рассвета, сказав в Коране:
}وكلوا واشربوا حتى يتبين لكم الخيط الأبيض من الخيط الأسود من الفجر البقرة:187
«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от чёрной, а затем поститесь до ночи» (аль-Бакара, 187).
Третья благодать сухура состоит в том, что он придает силы для поклонения, увеличивает бодрость. Если бы не сухур, многие из тех, кто подолгу не может воздерживаться от еды, тяжело переносили бы пост, а это могло бы привести к нарушению поста. А от Посланника Аллаhа (мир ему и благословение) достоверно передано:
وقد صح عن النبي صلى الله عليه وسلم قوله: (لا ضرر ولا ضرار) رواه أحمد وابن ماجه
«Нельзя наносить вред ни себе, ни другим» (имам Ахмад, ибн Маджа).
Видимо, поэтому Всевышний Аллах сделал желательным откладывать сухур. Абдуллах ибн Мас’уд спешил разговляться после наступления времени и откладывал сухур, и говорил: «Так делал Посланник Аллаха( мир ему и благословение). Сахль ибн Са’д сказал: «Я принимал еду в сухуре с семьей и спешил, чтобы успеть на утренний намаз с Посланником Аллаха (мир ему и благословение)» (передал имам Бухари). Это указывает на то, что следует откладывать сухур, потому что Сахль спешил после сухура на намаз вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), боясь, что опоздает.
Четвертая благодать состоит в том, что соблюдая сухур, человек бодрствует в благословенное время, в котором милость Аллаха снисходит на самое нижнее небо, и Всевышний Аллах обращается:
فيقول:(هل من سائل يعطى؟ هل من داع يستجاب له؟ هل من مستغفر يغفر له؟) حتى يطلع الفجر، كما جاء في «صحيح مسلم
«Есть ли просящий, чтобы дать ему? Есть ли делающий дуа, чтобы ответить ему? Есть ли, кто просит прощения, чтобы простить ему?» И это до наступления рассвета, как передаёт имам Муслим (№ 758).
Пятая благодать в том, что Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто соблюдает сухур. На это указывает хадис Абу Саида аль-Худри, в котором он говорит, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
قال: (إن الله وملائكتة يصلون على المتسحّرين) رواه أحمد
«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто соблюдает сухур» (Имам Ахмад, 11101).
Самое же лучшее, что ест верующий на сухур– это финики, которые восхвалил сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение), сказав:
فقال:(نِعْمَ سحور المؤمن التمر) رواه أبو داود
«Лучшей едой верующего на сухур являются финики» (передал Абу Дауд 2345). Помимо награды, которую верующий получает, кушая финики на сухур, финики также очень питательны и помогают переносить голод весь день, как говорят медики.
Шестая благодать в том, что соблюдение сухура помогает нам совершить утренний намаз в Джамаате. Поэтому мы можем заметить, что на утреннем намазе в месяце Рамадан людей бывает больше, чем в другие месяцы. Это благодаря тому, что они встают на сухур.
Верующим следует побороть свою лень, побороть сон и просыпаться на сухур, потому что, если следовать Пророку (мир ему и благословение), нас возлюбит Аллах. В Коране сказано:
قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ
«Ты скажи (о Мухаммад): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи. Ведь Аллах– Прощающий, Милосердный» (Алю Имран, аят 31).
Islamdag.ru