В один из дней Абу Бакр Сыддик (да будет доволен им Аллаh) пришел к Расулюллаху ﷺ домой. Собираясь войти, он заметил, что Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллаh) тоже пришел и хочет войти. Достопочтенный Абу Бакр (отступив назад) промолвил: «Али, пожалуйста, ты пройди». Тот ответил тем же. И между ними состоялся приведенный ниже длинный разговор.
Хазрати Али: «О Абу Бакр! Ты войди первым, ибо ты впереди в любом добром деле, опережаешь всех».
Достопочтенный Абу Бакр: «Ты войди первым, о Али! Ты более близок к Расулюллаху».
Хазрати Али: «Как я могу пройти впереди тебя? Ведь я слышал от Посланника Аллаха: «Не вставало солнце ни над кем из моей уммы, кто превыше Абу Бакра».
Достопочтенный Абу Бакр: «А как же я пройду впереди тебя? В тот день, когда Расулюллах отдал за тебя свою дочь Фатиму, он сказал: «Наилучшую из женщин я отдал за наилучшего из мужчин».
Хазрати Али: «Я не могу опередить тебя, ибо Посланник Аллаха говорил: «Кто хочет увидеть Ибрахима (алейхи салям), пусть посмотрит в лицо Абу Бакра».
Достопочтенный Абу Бакр: «Я не могу опередить тебя, ибо Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто хочет увидеть кротость Адама (алейхи салям) и прекрасный нрав Йусуфа (алейхи салям), пусть посмотрит на Али Муртазу».
Хазрати Али: «Я не могу опередить тебя, ибо Посланник Аллаха ﷺ однажды спросил: «Йа Рабби! Кто больше всех любит меня и наилучший среди моих асхабов?» Аллах Всевышний ответил: «О Мухаммад! Это Абу Бакр Сыддик».
Достопочтенный Абу Бакр: «Я не могу опередить тебя, ибо Посланник Аллаха ﷺ в Хайбаре сказал: «Завтра я вручу знамя такому человеку, которого любит Всевышний Аллах. И я его очень сильно люблю».
Хазрати Али: «Я не могу опередить тебя, ибо Посланник Аллаха ﷺ сообщил: «Над райскими вратами начертано: «Абу Бакр Хабибуллах».
Достопочтенный Абу Бакр: «Как же я смогу пройти впереди тебя? В битве при Хайбаре Посланник ﷺ вручил тебе знамя и сказал: «Это знамя – подарок Али бин Абу Талибу от Малика Джалиба».
Хазрати Али: «Как же я могу пройти впереди тебя? Ведь Посланник ﷺ говорил тебе: «О Абу Бакр! Ты для меня вместо видящих глаз и познающей души».
Достопочтенный Абу Бакр: «Я не могу опередить тебя! Посланник ﷺ соизволил сказать: «В день киямата Али приедет верхом на одном из райских животных. Джанаби Хакк скажет: «О Мухаммад! Твой праотец Ибрахим Халил – какой прекрасный отец! Твой брат Али бин Абу Талиб – какой прекрасный брат!»
Хазрати Али: «Я не могу опередить тебя! Поскольку Посланник ﷺ соизволил сказать: «В день киямата, главный среди райских ангелов Ридван войдет в Рай. Он принесет ключи от Рая и отдаст их мне. Затем придет Джабраиль (мир ему) и скажет: «О Мухаммад! Ключи от Рая и Ада отдай Абу Бакру Сыддику. Пусть Абу Бакр отправит в Рай или в Ад, кого пожелает».
Достопочтенный Абу Бакр: «Я не могу опередить тебя! Поскольку Посланник ﷺ говорил: «В день киямата Али будет рядом со мной. Около водоема Каусар он будет со мной. Над мостом Сират он будет со мной. В Раю он будет со мной. При лицезрении Всевышнего Аллаха он будет со мной».
Хазрати Али: «Я не могу опередить тебя! Поскольку Посланник ﷺ соизволил сказать: «Если иман Абу Бакра взвесить на весах против имана всех муминов в совокупности, то иман Абу Бакра окажется более весомым».
Достопочтенный Абу Бакр: «Я не могу опередить тебя! Поскольку Посланник ﷺ говорил: «Я – город знаний, Али – его врата».
Хазрати Али: «Как же я смогу пройти впереди тебя? Ведь Посланник ﷺ говорил: «Я – город праведности, Абу Бакр – его врата».
Достопочтенный Абу Бакр: «Я не могу опередить тебя! Поскольку Посланник ﷺ говорил: «В день киямата Али посадят на прекрасного коня. Кто увидит его, те скажут: «Кто же этот пророк?» Аллах Всевышний ответит: «Это Али бин Абу Талиб».
Хазрати Али: «Я не могу опередить тебя! Ибо Посланник ﷺ соизволил сказать: «Я и Абу Бакр из одного праха, мы снова станем одним».
Достопочтенный Абу Бакр: «Я не могу опередить тебя! Поскольку Посланник ﷺ говорил: «Аллах Всевышний так обратится к Раю: «Эй, Рай! Четверых Я сделаю украшением четырех твоих углов. Один из них – достойнейший из пророков Мухаммад ﷺ. Один – лучший из тех, кто страшится Аллаха, – Али. Третья – достойнейшая из женщин — Фатима аз-Зехра. Четвертый – наилучшие из очистившихся — Хасан и Хусейн».
Хазрати Али: «Как же я смогу пройти впереди тебя? Ведь Посланник ﷺ говорил так: «Из восьми джаннатов раздастся голос: «Эй, Абу Бакр! Приди вместе с твоими любимыми. Вы все войдите в Рай!»
Достопочтенный Абу Бакр: «Я не могу опередить тебя! Поскольку Посланник ﷺ говорил: «Я похож на дерево. Фатима – его корни, Али – его ствол. Хасан и Хусейн – его плоды». Хазрати Али: «Я не могу опередить тебя! Ибо Посланник ﷺ соизволил сказать: «Да простит Всевышний Аллах Абу Бакру все его грехи, так как он отдал свою дочь Аишу за меня замуж, стал моим помощником во время хиджрата. Ради меня он выкупил и освободил Биляла Хабаши».
Пока эти два друга Пророка ﷺ так разговаривали в дверях, Посланник Аллаха ﷺ слушал их внутри. Прервав хазрати Али, он сказал: «Эй, мои братья Абу Бакр и Али (да будет доволен ими Аллаh)! Заходите уж вовнутрь. Явился Джабраиль (мир ему) и сообщил: «Ангелы на земле и на семи небесах слушают вас. Даже если будете хвалить друг друга до самого Судного дня, всё равно не сможете передать всю вашу ценность перед Всевышним Аллахом». Они обнялись и оба вместе вошли к Расулюллаху ﷺ, который сказал им: «Да воздаст Всевышний Аллах сотни тысяч милостей вам обоим и дарует сотни тысяч милостей тем, кто вас любит!»
Примечание
Если бы когда Аллах Всевышний сообщил своим ангелам: «Я установлю на земле наместника», в ответ ангелы не сказали, как о том сообщается в тридцатом аяте суры «Бакара»: «Йа Рабби! Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?», то не проявились бы знания Адама (а.с.).
Если бы Немрод не разжег костер, то не проявились бы честь и достоинство Ибрахима (алейхи салям). Если бы не было неприятия и отрицания со стороны Абу Джахля, то не стала бы очевидной правота Мухаммада ﷺ. Если бы не искушение шайтана, то не стала бы явной отвага хазрати Али (да будет доволен им Аллаh). Если бы не было рафидитов, то не проявились бы высокие достоинства достопочтенных Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (да будет доволен ими Аллаh).
Знайте, что успешное продвижение вперед на пути пророчества и тасаввуфа связано с именами Абу Бакра и Али (да будет доволен ими Аллаh). Полная цепочка преемственности великих представителей накшбандийского тариката восходит к достопочтенному Абу Бакру (да будет доволен им Аллаh), а частичная сильсиля восходит к хазрати Али (да будет доволен им Аллаh). В связи с этим, мы кратко расскажем о них.
Мой дед, Сейид Мухаммад Аджизи (да будет милостив к нему Аллаh), известный по прозвищу «Баба», достигал совершенства по руководством досточтимого муллы Ильяса и завершил обучение. Мулла Ильяс обучался у Хусрева Шахи. Тот получил знания от мавляны Сунуллаха, он – от мавляны Алааддина Мектебдара, он — от мавляны Садеддина Кашгари, он — от основателя накшбандийского тариката Бахауддина Накшбанди. После этого цепь преемственности великих такова:
Сайид Амир Кулали, Мухаммад Баба Самаси, Али Рамитни, Махмуд Инджир Фагнави, Ариф ар-Ривкири, Абдульхалик Гуджувани, Абу аль-Хасан Харкани, Султануль-Арифин Баязид Бистами, Джафар Садык, Касим бин Абдуррахман бин Абу Бакр Сыддик, Салман Фариси, Абу Бакр Сыддик, пророк Мухаммад ﷺ. Одна цепь преемственности шейха Абу аль-Касима такова: Абу Усман Магриби, Абу Али Катиб, Абу Али Рудбари, Джунайд Багдади, Сырры Шакати, Маруф Кархи, Давуд ат-Таи, Хабиб Аджеми, Хасан аль-Басри, хазрати Али аль-Муртаза, Расулюллах ﷺ.
Одна цепь преемственности Джафара Садыка (да будет милостив к нему Аллаh) через его деда восходит к хазрати Али. Это: Мухаммад Бакир, Зайнал Абидин, Али Хусейн, хазрати Али (да будет доволен им Аллаh).
Цепь преемственности, в которую входят потомки досточтимого Али, двенадцать имамов, названа «Сильсиля аз-Захаб» (золотая цепь). Сильсилю, восходящую к Абу Бакру Сыддику, называют “Сыддикия”.
Увайси – это те великие, которые в реальности не служили какому-либо духовному учителю (муршид камиль), но в духовной сфере достигли совершенства, получив воспитание у одного из великих, или же это великие, получившие знания от Хызра (алейхи салям). «Накшбанд» означает удаление из своего сознания образов всех вещей кроме Всевышнего Аллаха, запечатлев Всевышнего Аллаха в своем сознании.
Йа Рабби! Покажи нам правильное правильным и позволь нам следовать ему! Покажи нам ложное ложным и помоги нам убежать от него! Да будет нам суждено умереть мусульманами и войти в круг праведников! Удали от нас зло угнетателей! Пусть мусульмане желают нам добра в своих молитвах. Аминь.
Шамседдин Сиваси «Предания о четырех халифах»
islam-today.ru