Кто собирается воевать, пусть сражается, как Асым ибн Сабит.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
На битву с Мухаммадом ибн Абдуллой при Ухуде курайшиты выступили все вместе, включая всех вождей и рабов…
Ненависть переполняла души курайшитов, а кровь кипела жаждой отомстить за своих соплеменников, убитых при Бадре.
Курайшиты не ограничивались мобилизацией всех мужчин, а взяли с собой также отряд женщин, чтобы вдохновлять воинов на бой, поддерживать в их душах боевой пыл и крепить решимость героев в моменты возможной слабости или утомления.
Среди выступавших в поход женщин были жена Абу Суфьяна Хинд Бинт Утба, жена Амра ибн аль-Аса Райта Бинт Мунаббих, Сулафа Бинт Саад со своим мужем Тулхой и тремя сыновьями Мусафиа, аль-Джуласом и Килабом. Кроме них в походе участвовали и многие другие женщины.
* * *
Когда две армии встретились при Ухуде, и завязалось жаркое сражение, Хинд Бинт Утба и другие женщины собрались за рядами воинов и начали бить в бубны, распевая:
“Если вы будете храбро сражаться, то мы обнимем вас и приготовим для вас ложа.
Если же вы повернётесь спиной к противнику, то мы разлюбим вас и навсегда расстанемся с вами”.
Этот гимн женщин разжигал в душах воинов боевой пыл,оказывая волшебное воздействие на их мужей…
Когда закончилась эта битва, в которой курайшитам было суждено одержать победу над мусульманами, опьянённые военным триумфом курайшитские женщины с восторженными криками бросились рыскать по полю боя,творя беспримерные надругательства над телами убитых мусульман. Они вспарывали им животы, выкалывали глаза, отсекали уши и отрезали носы.
Более того, одна из них, находясь в состоянии ярости,сделала себе ожерелья и серьги из отрезанных человеческих носов и ушей в отместку за убитых в битве при Бадре отца, брата и дядю и нацепила на себя эти страшные украшения…
Однако Сулафа Бинт Саад была озабочена совсем другим, чем её сверстницы из курайшитских женщин. С тревогой и беспокойством она ждала встречи со своим мужем или хотя бы с одним из её троих сыновей, чтобы всё разузнать и разделить радость победы с другими женщинами.
Её затянувшееся ожидание оказалось напрасным. Тогда она, углубившись в свои мысли, пошла по всему полю боя, рассматривая лица убитых. Наконец она обнаружила бездыханное и окровавленное тело своего мужа. Подобно разъярённой львице Сулафа металась во все стороны, разыскивая своих сыновей: Мусафиа, Килаба и аль-Джуласа.
И вот, на склонах Ухуда она увидела распростёртые тела своих детей. Мусафиа и Килаб были мертвы, а аль-Джулас ещё слабо дышал.
* * *
Сулафа припала к находившемуся при смерти сыну, положила его голову себе на колени и начала обтирать кровь со лба и губ. От ужаса происшедшего слёзы высохли в её глазах.
Приблизив своё лицо к сыну, Сулафа спросила:
— Кто сразил тебя, сынок?
Он попытался ответить ей, но предсмертный хрип помешал ему сделать это. Она продолжала снова и снова задавать этот вопрос, пока, наконец,не услышала в ответ:
— Меня сразил Асым ибн Сабит, и моего брата Мусафиа… и…
Тут аль-Джулас испустил последний вздох…
Сулафа обезумела от горя, и её вопли разнеслись над полем боя. Именами ал-Лат и аль-Уззы она поклялась, что прекратятся её муки и высохнут слёзы только тогда, когда курайшиты отомстят за неё Асыму ибн Сабиту и принесут его череп, из которого она изопьет вина…
Затем Сулафа пообещала того, кто пленит, убьёт или принесёт ей голову Асыма ибн Сабита, вознаградить любым количеством денег.
Когда эта новость распространилась среди курайшитов, то каждый мекканский юноша стал мечтать о победе над Асымом ибн Сабитом, чтобы принести его голову Сулафе и стать обладателем богатства, обещанного в качестве награды.
* * *
Вернувшись в Медину после битвы при Ухуде, мусульмане начали вспоминать все перипетии прошедшего боя, оплакивая павших героев и восхваляя славных витязей, бившихся не на жизнь, а на смерть. Они говорили также и об Асыме ибн Сабите, подивившись, каким образом ему удалось сразить сразу трёх братьев из одной семьи среди других убитых им врагов.
И вдруг кто-то сказал:
— А разве в этом есть что-нибудь удивительное? Вы помните,как перед битвой при Бадре Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил нас о том, как мы будем сражаться? Тогда перед ним встал Асым ибн Сабит (да будет доволен им Аллаh), взял в руку свой лук и сказал: “Если враг приблизится ко мне на расстояние ста локтей, то я буду уничтожать его стрелами… Когда он подойдёт на удаление броска копья, то в него следует метать копья… Затем следует отложить копья, брать мечи и сражаться в ближнем бою…”
— Такова война, — сказал Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). — Кто собирается воевать, пусть сражается, как Асым…
Вскоре после битвы при Ухуде Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) отправил по важному делу шестерых своих знатных сподвижников, назначив руководить ими Асыма ибн Сабита.
Избранники Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) немедленно приступили к выполнению данного им задания. Когда они были в пути недалеко от Мекки, их обнаружил отряд из племени Хузайл. Поспешив навстречу, противник окружил их плотным кольцом.
Асым и его спутники обнажили мечи, собираясь вступить в бой с окружившими их врагами.
Однако хузайлиты сказали им: “Вам не по силам одолеть нас. Клянёмся Аллахом, что мы не хотим вам зла и не сделаем вам ничего плохого, если вы сдадитесь нам. Мы даём вам торжественное обещание в этом…”
Сподвижники Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) начали переглядываться между собой, как будто собираясь посоветоваться о том, что им делать.
Но тут к ним обратился Асым со следующими словами:
— Но я никогда не сдамся на милость язычника.
И он вспомнил обещание, данное Сулафой. Обнажив меч, Асым воскликнул:
— О Господь мой, я защищаю Твою религию и Твою веру… Не позволь же врагам Твоим завладеть моим телом!
Затем он в сопровождении двух своих спутников бросился на хузайлитов. Они ожесточённо сражались с врагом, пока один за другим не погибли.
Остальные сподвижники Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сдались ротивнику, который не замедлил совершить величайшее вероломство в отношении пленных.
Вначале хузайлиты не знали, что Асым ибн Сабит убит. Но, опознав его среди убитых, они пришли в величайшую радость, предвкушая большую награду… Разве Сулафа Бинт Саад не пообещала, что если она заполучит Асыма ибн Сабита, то изопьёт вина из его черепа? Разве она не пообещала наградить любыми деньгами того, кто доставит ей его живым или мёртвым?
* * *
Уже через несколько часов после гибели Асыма ибн Сабита об этом узнали курайшиты, поскольку хузайлиты жили недалеко от Мекки.
Курайшитские вожди направили своих гонцов к убийцам Асыма с требованием выдать им его голову, чтобы удовлетворить страстное желание Сулафы Бинт Саад и дать ей возможность сдержать свою клятву, а также смягчить её скорбь по своим троим сыновьям, убитым Асымом…
Гонцы привезли с собой большое количество денег, которыми им было приказано щедро наградить хузайлитов за голову Асыма.
* * *
Когда хузайлиты приблизились к телу Асыма ибн Сабита, чтобы отделить от него голову, со всех сторон внезапно налетели целые рои пчёл и тучи ос, которые облепили тело.
Всякий раз, как только хузайлиты подходили к телу Асыма, пчёлы и осы садились им на лица, жалили в глаза, отгоняя людей прочь…
Когда многочисленные попытки подойти к телу оказались безуспешными, некоторые сказали: “Пусть лежит здесь до наступления ночи. В темноте осы и пчёлы разлетятся, и тело достанется нам”.
Они отошли, расположились неподалёку и стали ждать.
* * *
Но как только наступила ночь, всё небо затянули чёрные густые тучи, засверкали молнии, и загремел гром.
С небес на землю обрушился такой ливень, подобного которому не могли вспомнить даже старики.
Вода забурлила по пересохшим ручьям, бурные потоки понеслись по руслам, и водой переполнились ущелья… Вся округа оказалась затопленной.
Когда рассвело, хузайлиты отправились на поиски тела Асыма, однако нигде не смогли найти его. Тело бесследно исчезло.
Бурный сель унёс его очень далеко в неведомое место… Всемогущий и Всевышний Аллах избавил невинное и чистое тело Асыма (да будет доволен им Аллаh) от надругательства…
Его благородная голова была спасена от того, чтобы из этого черепа пили вино…
Аллах не позволил язычникам одержать верх над правоверным.