Первый, кто был назван предводителем правоверных
Сподвижник, о котором сейчас поведём речь, был связан тесными узами с Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и был одним из его первых сторонников в Исламе.
Он был сыном тёти Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) так как его мать Умайма, дочь Абдель Мутталиба, была тётей Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям).
Он был также шурином Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) поскольку его сестра Зайнаб, дочь Джахша, была женой благородного Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и одной из матерей правоверных.
Ему первому было поручено знамя Ислама, после чего его первым назвали вождём правоверных. Это был Абдулла ибн Джахш аль-Асади.
* * *
Абдулла ибн Джахш принял Ислам ещё до того, как Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), вступил в дом аль-Аркама, и был, таким образом, одним из первых мусульман.
Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) позволил своим сподвижникам переселиться в Медину, чтобы спасти свою религию от зла курайшитов, Абдулла ибн Джахш стал вторым переселенцем (мухаджиром), и в этой заслуге его смог опередить только Абу Салама.
Переселение во имя Аллаха, расставание с родными и родиной ради Него не было чем-то новым для Абдуллы ибн Джахша. Ранее он с некоторыми близкими уже переселялся в Эфиопию.
Однако на этот раз переселение было гораздо более масштабным, так как с ним уходили уже все его родные и близкие, а также и другие дети его отца со своими домочадцами, пожилыми и молодыми, с мальчиками и девочками. Ислам стал его домом, а вера его племенем.
Как только они покинули Мекку, их оставленные дома стали казаться унылыми и заброшенными, как будто они всегда были необитаемыми, и в них не ступала нога живого человека.
Прошло совсем немного времени после ухода Абдуллы со своим родом, как вожди курайшитов начали объезжать мекканские кварталы, чтобы выяснить, кто из мусульман покинул город, а кто остался. Среди оставшихся были Абу Джахль и Утба ибн Рабиа.
Окинув взором жилища Бану Джахш, где гулял пыльный ветер и хлопали двери, Утба произнёс:
— Похоже на то, что опустевшие дома Бану Джахш оплакивают их.
Абу Джахль возразил ему:
— А кто они такие, чтобы дома оплакивали их?
После этого Абу Джахль вошёл в дом Абдуллы ибн Джахша,который был самым красивым и богатым из всех домов, и начал распоряжаться там всем имуществом, как будто был его собственником.
Когда Абдулле ибн Джахшу сообщили, что сделал Абу Джахль сего домом, он рассказал об этом Посланнику Аллаха(салляллаху аляйхи ва саллям).
Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал ему:
— Разве тебя не устраивает, о Абдулла, что ты получишь от Аллаха прекрасный дом в Раю?
— Нет, это меня вполне устраивает, — сказал Абдулла.
— Ну, так тому и быть, — произнёс Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям).
После этого душа Абдуллы успокоилась.
Не успел Абдулла ибн Джахш обосноваться в Медине после перенесённых горестей во время первого и второго переселений и насладиться заслуженным отдыхом у заботливых ансаров после всех козней курайшитов, как судьба по воле Аллаха приготовила ему самое жестокое испытание в жизни и тяжелейшую проверку с тех пор, как он принял Ислам.
Послушаем же историю этого сурового и горького испытания.
* * *
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) избрал из состава своих сподвижников восьмерых человек для того, чтобы они провели первую военную акцию в истории Ислама. Среди этих восьми были Абдулла ибн Джахш и Саад ибн Абу Ваккас. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал своим избранникам: “Я назначаю вашим командиром того, кто лучше всех и стойко переносит голод и жажду”. Затем он вручил знамя Абдулле ибн Джахшу, который стал, таким образом, первым военачальником в мусульманской общине.
Благородный Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) определил Абдулле ибн Джахшу направление движения и вручил ему письмо с условием, чтобы он прочитал его только через два дня похода, но никак не ранее.
Когда истекли два дня секретного похода, Абдулла прочитал в письме следующее:
“Ознакомившись с этим письмом, продолжай движение до Нахлы,что находится между Таифом и Меккой, а затем веди наблюдение за курайшитами и передавай нам сообщения о них…”
Прочитав письмо, Абдулла воскликнул:“Слушаюсь и повинуюсь Пророку Аллаха!”, а затем обратился к своим спутникам:
— Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) повелел мне выдвигаться к Нахле, чтобы наблюдать за курайшитами и докладывать ему об их действиях. При этом он запретил мне принуждать кого-нибудь из вас идти со мной. Кто стремится и желает пасть геройской смертью, пусть следует со мной. Тот же, кто не хочет этого, может возвращаться обратно без всякого позора.
Люди сказали:
— Мы слушаемся и повинуемся Посланнику Аллаха. Мы пойдём за тобой туда, куда приказал тебе следовать Пророк Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).
Достигнув Нахлы, небольшой отряд начал вести активную разведку, наблюдая за передвижениями и другими действиями курайшитов. Как-то раз они заметили курайшитский караван, в котором было четыре человека: Амр ибн аль-Хадрами, аль-Хукм ибн Кайсан, Усман ибн Абдулла и его брат аль-Мугира. У них были кожи, изюм и другие товары, которыми обычно торговали курайшиты.
Обнаружив караван, бойцы начали совещаться между собой. Это случилось как раз в последний день месяцев, в течение которых война была под запретом. Они говорили друг другу:
— Если мы их убьём, то это случится в запретный месяц. Тем самым мы нарушим запрет, и нас будут ненавидеть все арабы… Если же мы их не тронем, то за этот день они успеют достигнуть запретной территории Мекки и окажутся в безопасности от нас.
Они совещались подобным образом, пока не пришли к единому мнению о необходимости напасть на караванщиков, убить их и захватить трофеи… В течение нескольких мгновений они убили одного, захватили в плен двоих, а четвертый ускользнул и спасся бегством.
Вместе с двумя пленными и захваченным имуществом отряд Абдуллы ибн Джахша вернулся в Медину. Когда они предстали перед Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и он узнал об их действиях, то самым суровым образом осудил их.
Он сказал:
— Клянусь Аллахом, я не приказывал вам вести боевые действия. Я повелел вам собирать и передавать сведения о курайшитах, а также следить за их передвижениями.
Обоих пленных Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) оставил у себя до решения их судьбы, а что касалось захваченных товаров, то он категорически отказался взять что-нибудь себе.
И вот тогда у Абдуллы ибн Джахша и его товарищей опустились руки, так как они осознали, что нарушили приказ Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).
Дело усугублялось ещё и тем, что их дружно осудили многие их мусульманские братья, которые, проходя мимо, говорили: “Они нарушили приказ Посланника Аллаха”.
Ещё больше возросла их растерянность, когда они узнали, что курайшиты использовали это происшествие в качестве предлога, чтобы избавиться от Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и дискредитировать его среди арабских племён. Они говорили при этом: “Мухаммад нарушил запрет священных месяцев, пролив в них кровь, захватив имущество и взявв плен людей…”
Поистине, неописуемым было отчаяние Абдуллы ибн Джахша и его товарищей, когда они осознали результаты своих действий, и в какое неудобное положение они поставили тем самым Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).
Когда они все переживали тяжесть отчаяния и беды, обрушившейся на них, вдруг пришла добрая весть о том, что Всевышний Аллах удовлетворён их действиями, по поводу чего Он ниспослал соответствующие аяты Своему Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям).
И даже не спрашивайте о том, какая радость охватила их всех. На улице к ним подходили люди, обнимали и поздравляли их, а у всех на устах были ниспосланные аяты Корана.
Всевышний Аллах ниспослал следующее Откровение Своему Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям):
“Они спрашивают тебя про войны во время священного месяца. Скажи: “Война во время его есть великое беззаконие, но удерживать людей на пути Аллаха и быть неблагодарными Ему и удерживать людей от Священной Мечети, и изгонять народ из неё есть ещё больший грех пред Аллахом, и преследование хуже убийства…””. (Корова, 217).
* * *
Успокоилась душа благородного Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям) когда ему были ниспосланы эти возвышенные аяты.
Тогда он (салляллаху аляйхи ва саллям) принял добычу и выкуп за пленных, с удовлетворением восприняв действия Абдуллы ибн Джахша и его товарищей, поскольку этот поход явился важным событием в жизни мусульман. Это были первые трофеи, захваченные в эпоху Ислама, и был убит первый язычник, кровь которого пролили мусульмане. Это были первые в истории Ислама двое пленных, попавших в руки мусульман.
Это был первый поход, в котором было поднято руками Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) знамя Ислама, а его командир Абдулла ибн Джахш стал первым исламским военачальником.
Затем была битва при Бадре, где Абдулла ибн Джахш проявил себя с самой лучшей стороны, как это и подобает истинному правоверному.
После этого была битва при Ухуде, где с Абдуллой ибн Джахшем и его товарищем Саадом ибн Абу Ваккасом произошла незабываемая история. Предоставим же слово самому Сааду, чтобы он рассказал то, что произошло с ним и его товарищем.
Саад ибн Абу Ваккас рассказывал:
“Перед битвой при Ухуде меня встретил Абдулла ибн Джахш и спросил:
— Разве ты не взываешь к Аллаху?
— Да, конечно, — ответил я.
Уединившись, я начал взывать к Аллаху:
“О Владыка! Если мне суждено встретиться с врагом, то пошли мне сильного, жестокого и злобного противника, чтобы я сразился с ним, а он бы сразился со мной. А затем ниспошли мне победу над ним, чтобы я убил его и взял бы у него трофеи”.
После меня к Аллаху воззвал Абдулла ибн Джахш:
— О Аллах! Ниспошли мне сильного, жесткого и злобного врага,с которым я буду сражаться во имя Твоё, а он будет сражаться со мной. Затем он одолеет меня и отрежет мне нос и ухо. Если я встречусь с Тобой завтра, Ты спросишь: “Во имя чего отрезаны твой нос и ухо?” — а я отвечу: “Во имя Твоё и Твоего Посланника”. “Ты прав”, — скажешь Ты”.
Саад ибн Абу Ваккас продолжал:
“Призыв Абдуллы ибн Джахша был лучше моего. В конце дня я обнаружил его убитым и изуродованным. Его нос и ухо были подвешены за нитку к дереву”.
* * *
Аллах ответил на призыв Абдуллы ибн Джахша и даровал ему мученическую смерть шахида. Такая же награда была дарована и его дяде — главному мученику Хамзе ибн Абдель Мутталибу.
Благородный Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям), похоронил их обоих в одной могиле, а его чистые слезы капали на место их последнего упокоения, придавая чудесный аромат праведной смерти в бою.