ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Общепринятым мнением ученых Ахлу с-Сунна ва ль-жама’а (приверженцев сунны) относительно людей, не осведомлённых о религии их пророка и умерших в таком положении (ахль аль-фатрат) в промежутке времени между явлением двух пророков, является их спасение на том свете.
Учитывая, что благородные родители нашего Пророка Мухаммада ﷺ жили и покинули этот мир до его послания, они считаются из ахль аль-фатрат, до которых не дошёл призыв ни предыдущего, ни последующего пророков, и поэтому они попадают под это решение.
Это мнение ученые аргументируют неопровержимым доводом из Корана:
وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّىٰ نَبۡعَثَ رَسُولٗا
Смысл: «Мы не наказывали никого до тех пор, пока не посылали посланника» (Сура «Аль-Исра», аят 15).
В этом и в других многих аятах с подобными смыслами Всевышний поясняет, что Его наказание на этом и на том свете связано с посланием и с Посланниками, и пока люди не осведомлены, Он не наказывает их, и в этом проявляется справедливость Всевышнего Аллаha.
Второй вид аргументации заключается в утверждении, что родители Пророка ﷺ не были идолопоклонниками (мушриками) и не занимались этим, и более того, они находились во врожденной чистоте (аль-фитра) или придерживались религиозной чистоты Пророка Ибрахима (Авраама), мир ему. Этого мнения придерживается ряд ученых, одним из которых является авторитетный учёный Фахру д-Дин ар-Разий в книге «Асрар ат-Танзиль».
Третьим аргументом в пользу их спасения ученые приводят оживление родителей Пророка ﷺ Всевышним и их уверование в Посланника ﷺ, обосновывая это мнение слабыми хадисами.
Этого мнения придерживается ряд ученых в том числе и хадисоведы, такие как Имам аль-Хатыб аль-Багдадий, Ибну Шахин, Ибну ль-Мунайир, аль-Мухиб ат-Табарий, и аль-Куртубий.
Более того, некоторые ученые посчитали этот хадис достоверным, основываясь на божественном внушении (аль-ильхам), как об этом пишет Имам аль-Бажурий в своих субкомментариях к книге «Умм аль-Барахин» Имама ас-Сануси и «Джавхарату т-Тавхид» Ибрахима аль-Лаканий, да помилует их всех Аллаh.
Четвёртым аргументом они приводят ответ на опровержение доводов тех, кто приводит хадис, в котором Пророку ﷺ не было разрешено просить прощения за его родителей, тем что эти хадисы появились после хадиса о запрете, и являются отменяющими данный хадис о запрете просьбы о прощении. Также они ответили на аргументы тех немногих ученых, которые утверждают, что они (родители Пророка ﷺ) не из числа спасённых, и что они в аду, исходя из хадиса, который передаёт Имам Муслим, что данный хадис со стороны предания (санада) и со стороны текста (матна) и его значения обсудили и разобрали много ученых хадисоведов и тем самим видят несогласованность в тексте хадиса и в его передаче, и что данный хадис не имеет силу быть противопоставленным предыдущему аяту, в котором ясно и неопровержимо поясняется спасение неосведомлённых людей межпророческого времени (аль-фатрат) и их прощение.
Эти и другие аргументы и мнения и их обсуждение и опровержение четко поясняет Имам ас-Суютий в шести своих трудах, одним из которых является книга «Масалик аль-Хунафа фи нажати валидай аль-Мустафа». Также этот вопрос раскрыл Муртаза аз-Зубайдий в книге «Аль- Интисар ли валидай ан-Набийи аль-Мухтар». И таких трудов авторитетных ученых о разъяснении спасения благородных родителей Пророка ﷺ больше сорока.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة حاشية الباجوري على أم البراهين: وإذا علمت أن أهل الفترة ناجون.. علمت أن أبويه -صلى الله عليه وسلم- ناجيان؛ لكونهما من أهل الفترة، بل هما من أهل الإسلام؛ لما روي أن الله تعالى أحياهما بعد بعثة النبي -صلى الله عليه وسلم- فآمنا به، ولذا قال بعضهم: ..وهذا الحديث هو ما روي عن عروة عن عائشة — رضي الله عنها -: أن رسول الله — صلى الله عليه وسلم — سأل ربّه أن يحيي له أبويه، فأحياهما له، فآمنا به، ثم أماتهما. ..ولعل هذا الحديث صحّ عند بعض أهل الحقيقة.[¹]
عبارة الدرج المنيفة في الآباء الشريفة: إن الله أحياهما له، فآمنا به، وذلك في حجة الوداع، لحديث ورد في ذلك عن عائشة رضي الله عنها ـ أخرجه الخطيب البغدادي في (السابق واللاحق)، والدارقطني، وابن عساكر، كلاهما في (غرائب مالك)، وابن شاهين في (الناسخ والمنسوخ)، والمحب الطبري في سيرته، وأورده السهيلي في (الروض الأنف) من وجه آخر بلفظ آخر، وإسناده ضعيف، وقد مال إليه هؤلاء الثلاثة مع ضعفه .وهكذا القرطبي، وابن المنير، ونقله ابن سيد الناس عن بعض أهل العلم، وقال به الصلاح الصفدي في نظم له، والحافظ شمس الدين بن ناصر الدين الدمشقي في أبيات له، وجعلوه ناسخا لما خالفه من الأحاديث المتأخرة، ولم يبالوا بضعفه، لأن الحديث الضعيف يعمل به في الفضائل والمناقب، وهذه منقبة.[²]
عبارة شرح المواهب اللدنية: (..وقد بينا لك أيها المالكي حكم الأبوين، فإذا سئلت عنهما، فقل: إنهما ناجيان في الجنة، إما لأنهما أحييا حتى آمنا، كما جزم به الحافظ السهيلي والقرطبي، وناصر الدين بن المنير، وإن كان الحديث ضعيفا، كما جزم به أولهم ووافقه جماعة من الحفاظ، لأنه في منقبة وهي يعمل فيها بالحديث الضعيف. وإما لأنهما ماتا في الفترة قبل البعثة ولا تعذيب قبلها، كما جزم به الأبي وإما لأنهما كانا على الحنيفية والتوحيد ولم يتقدم لهما شرك، كما قطع به الإمام السنوسي والتلمساني المتأخر محشي الشفاء. فهذا ما وقفنا عليه من نصوص علمائنا ولم نر لغيرهم ما يخالفه إلا ما يشم من نفس ابن دحية ، وقد تكفل برده القرطبي.[³]
_______
[¹] См.: Хашия аль-баджури аля Умм аль-барахин, с. 78-79.
[²] См.: Ад-дарадж аль-мунифа фи аль-абаъ аш-шарифа, с. 90.
[³] См.: Шарх аль-мавахиб ал-ладуния, т. 1, с. 349.
Отдел фетв Муфтията РД
islamdag.ru