Известный ученый-богослов, великий суфий, знаток Хадисов Мухйиддин Абу Закарийа Яхья бин Шараф ан-Навави был последователем шафиитской богословско-правовой школы (мазхаба) Ислама, великим суфием, знатоком Хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) и имамом, который удостоился такого высокого звания как «Шейх аль-Ислам».Он родился в месяце мухаррам 631 года по хиджре в Сирии, в деревне Нава. Еще с детских лет он отличался от своих сверстников любовью к знаниям и к религии Аллаhа. Его отец рассказывал, что однажды в 27-ю ночь месяца Рамазан в середине ночи Ан-Навави разбудил его и сказал: «Отец, что это за свет, который наполнил наш дом?» Проснулась вся семья, но никто этого света не увидел. И тогда отец понял, что это – ночь Лайлатуль-кадр – ночь могущества и предопределения, которая лучше, чем тысячи месяцев. Будущему имаму в то время было семь лет. По достижении десятилетнего возраста он начал заучивать Кур`ан наизусть и читать книги по мусульманскому праву. Когда Ан-Навави был ещё маленьким ребенком, известный суфий того времени шейх Ясин аль-Мараккиши предсказал, что этого мальчика ожидает великое будущее.
Рассказывают, что когда Ан-Навави было десять лет, шейх Ясин аль-Мараккиши, под духовное воспитание которого впоследствии он вступил, увидел его с детьми, которые принуждали его играть с ними в подвижные игры, а он, не желая играть, плача, убегал от них и посвящал свое время чтению Благородного Кур`ана. Шейх встретился с учителем Ан-Навави и сказал ему, что этого мальчика ожидает великое будущее, что он будет самым известным учёным и аскетом своего времени, и много людей получат от него пользу. Учитель Ан-Навави спросил шейха: «Не астролог ли ты?» На что тот ответил: «Нет, Всевышний даровал мне эти знания». После того как учитель рассказал эту историю отцу имама Ан-Навави, тот начал придавать большое значение обучению сына.
Маленькое село, в котором вырос Ан-Навави, не могло реализовать его потребностей в знаниях, тогда отец решил продолжить образование сына в Дамаске, который в то время являлся одним из центров исламской цивилизации. В то время одних только высших учебных заведений было в Дамаске более трехсот. Люди со всего света стекались в этот город в поисках знаний.
УЧЕБА В ДАМАСКЕ
В 649-м году, когда Ан-Навави исполнилось 19 лет, он переселился в Дамаск, где поселился в медресе Равахия, которое находилось рядом с известной Омейадской мечетью. С самого начала обучения Ан-Навави отличался огромным стремлением к знаниям и удивительной способностью к запоминанию. Во время обучения он не тратил в пустую практически ни минуты свободного времени и даже в дороге занимался изучением того или иного предмета.
Имам говорил, что первые два года обучения он ни разу не ложился в постель, до такой степени был увлечён изучением наук. Если его одолевал сон, он засыпал ненадолго прямо за книгами, когда просыпался, продолжал учебу дальше. Обладая феноменальной памятью, каждый день он брал по двенадцать уроков, запоминая наизусть целые книги.
В первый же год обучения в Дамаске за четыре с половиной месяца он выучил наизусть книгу «Танбих» и в том же году – первый том книги «Мухаззаб». Благодаря настойчивости, усердию и любви к знаниям он обрёл благосклонность и любовь своих учителей, которые в скором времени начали поручать ему разъяснение уроков сверстникам.
В 651-м году Ан-Навави со своим отцом совершил хадж. По дороге он сильно заболел и выздоровел только по возвращении из паломничества.
ТРУДЫ ИМАМА АН-НАВАВИ
По прошествии шести лет обучения в Дамаске в 655-м году он начал преподавать в медресе Ашрафия и писать книги. За свою короткую жизнь он написал более шестидесяти произведений, посвященных различным областям исламских наук. Вряд ли найдётся человек, обучающийся исламским наукам, который не читал бы книги, принадлежащие перу этого известного ученого.
Имам Ан-Навави известен не только своими глубокими познаниями, но и своей отрешенностью от мирского, набожностью, богобоязненностью и усердием в поклонении. Он был из тех ученых, знания которых не расходятся с деяниями и, не боясь, делал наставления правителям.
Среди его сочинений отметим следующие:
1. «Аль-Арба’ун» («Сорок Хадисов»). Эта книга получила очень широкое распространение среди мусульман и стала их настольной книгой. Хотя имеется множество подобных книг, где собранно по сорок Хадисов, но ни одна из них не пользуется таким авторитетом и известностью как «Сорок Хадисов» Ан-Навави.
2. «Риязу ссалихин» («Сады праведных»). Этот сборник Хадисов также можно встретить во многих домах мусульман.
3. «Аль-Азкар». Эта книга получила широкую популярность. В ней собраны различные поминания Всевышнего и славословия, взятые им из Хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаhа).
4. «Минхадж». Книга посвящена описанию основ мусульманской юриспруденции согласно шафиитскому мазхабу. Хотя сама книга небольшая, но среди обучающихся исламскому праву она получила широкое применение и стала основной книгой, откуда они черпают знания. Многие ученые составили многотомные комментарии к этой книге.
5. «Шарх Сахиху Муслим» – комментарий к одному из самых авторитетных в мусульманском мире сборников достоверных Хадисов, составленному Хадисоведом Муслимом.
6. Пути познания Всевышнего Аллаhа – суфизму, которому он посвятил отдельную книгу под названием «Бустануль-’арифин».
7. В другом своем произведении «Аль-Макасид» он пишет, что основой суфизма являются следующие пять аспектов:
1. Боязнь перед Аллаhом в тайном и явном.
2. Следование Сунне Пророка в словах и деяниях.
3. Отсутствие внимания к народу (т. е. надежда только на Аллаhа ).
4. Довольство Аллаhом в малом и большом.
5. Обращение к Аллаhу в радости и в горе.
Кроме вышеназванных работ у Ан-Навави имеется ещё множество прекрасных книг. Перечисленных произведений предостаточно, чтобы осмыслить глубину познания корифея исламских наук. По мнению ученых, такое распространение и известность книг имама Ан-Навави среди мусульман является свидетельством искренности его намерений.
КАЧЕСТВА ИМАМА АН-НАВАВИ
Имам Ан-Навави известен не только своими глубокими познаниями, но и своей отрешенностью от мирского, набожностью, богобоязненностью и усердием в поклонении. Он был из тех ученых, знания которых не расходятся с деяниями и, не боясь, делал наставления правителям. В его жизни можно найти очень много ярких свидетельств этому, вот некоторые из них: несмотря на то, что он достиг великих высот в науках и за короткое время стал общепризнанным ученым, положение которого открывало перед ним большие возможности для обретения мирских благ, он не придавал никакого значения мирским усладам и даже отказался от женитьбы.
Всё время проживания и работы в Дамаске он оставался в комнате при медресе Ашрафия, в которой поселился, когда переехал в Дамаск. В то время Дамаск являлся одним из центров исламской культуры, и работа преподавателя являлась одной из самых престижных и высокооплачиваемых, но, тем не менее, имам Ан-Навави не использовал эти деньги для своих нужд, а тратил их на пути Аллаhа. Он оставлял свою заработную плату у наблюдателя медресе и по истечении года на накопленную сумму покупал для медресе имущество и книги, ни от кого не принимал подарков, кроме как от близких ему людей и то при крайней необходимости. Мать посылала ему одежду, а отец еду, и он довольствовался этим. В еде он был крайне сдержан и довольствовался самой простой пищей, ел всего один раз в сутки после ночного намаза и один раз пил воду перед утренним намазом. Все дни, кроме тех, в которых запрещено поститься, Ан-Навави проводил в постах и даже отказывался отведать фрукты, которыми изобиловал Дамаск. Он говорил, что употребление фруктов развивает в организме тягу ко сну и леность.
Шейх Ибн Фарх говорил о нем так: «Шейх Мухйиддин обладал тремя такими степенями, будь хоть одна из них у кого-либо другого, то люди стали бы стекаться к нему из различных уголков земли, – это знания, отрешенность от мирского, повелевание совершать благое и запрет порицаемого».
Когда он видел, что кто-либо совершает запретное деяние, ничто не могло остановить имама от выражения недовольства и воспрепятствования ему в этом.
Однажды, когда Захир Бейбарс, правитель Египта и Сирии, разбивший войска непобедимых доселе татаро-монголов, посетил Дамаск, его казначей убедил, что большинство садов Дамаска принадлежат государству, и султан Бейбарс издал указ, который требовал от каждого, кто пользовался этими угодьями, предоставить доказательства на право владения ими.
Люди обратились к имаму с просьбой о помощи. Ан-Навави написал письмо к правителю, в котором высказал своё несогласие с решением султана и указал, что его действия противоречат Шариату. Прочитав это письмо, султан разгневался и приказал лишить имама платы и должностей, но ему ответили, что имам не обладает должностями и не берёт плату.
Когда имам убедился в том, что его письмо не возымело должного действия, он решил посетить султана, выказать ему своё недовольство и указать на запретность его действий по Шариату. Услышав его речь, султан пришёл в ярость и хотел наказать имама, но Всевышний охладил его пыл и оградил великого имама от его гнева. Султан отменил свой приказ, и люди избавились от гнета.
Непобедимый воин и герой многих сражений султан Бейбарс говорил про него: «Этот человек наводит на меня страх». Неверующему может быть непонятна причина, которая заставляет бесстрашного воина, в чьих руках заключалась огромная власть, бояться простого учёного, но для мусульманина в этом нет ничего удивительного, ибо того, кто убоялся Аллаhа, Он заставит бояться всех.
В конце своей недолгой жизни имам Ан-Навави побывал у себя на родине, посетил дорогие святыни своих покойных учителей и любимцев, а также Иерусалим и Аль-Халиль (Хеврон). Он заболел и скончался в месяце Раджаб 676-го года по хиджре в своей родной деревне, где и был похоронен.
Да смилуется над ним Всевышний Аллаh и да снизойдет на нас его благодать.