Бесконечная слава Аллаху, Который удостоил нас чести быть уммой Мухаммада Мустафы – саллаллаху алейхи ва саллям, ставшего венцом пророков как Хабибуллах (любимый Аллахом)!..
Таким образом, Всемогущий Аллах направил Своего Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям -Всем живым и неживым существам: камню и почве, рекам и морям, земле и небесам, времени и пространству, и, в особенности, сыну человеческому направил как бесконечную милость. Сделал источником блага, праведности, милости, милосердия и спасения.
Все это показывает, что наш Господин – саллаллаху алейхи ва саллям – является самым чудесным творением из всего созданного Истинно Сущим. Это именно так, со всех точек зрения явного и скрытого. Самый совершенный, самый уважаемый и самый любимый. Истинно, что являющиеся в человеческой истории некими материками истины сулеха, асфия, аулия, хукема и джихангиры, ― есть лишь отражение этого Образца. Малая частичка этого Образца. Блик, отраженный от Солнца. Ибо Он – милость, благо и подарок Всемогущего Творца всем мирам.
قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ
وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
(Скажи [Мухаммад]: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, [и тогда] Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи”. Аллах – Прощающий, Милосердный) (Али Имран, 31)
Возможно, мы не нашли слов, поистине достойных Его, но, объясняя, рассказывая, и образом своей жизни стараясь соответствовать Ему, мы постарались реализовать потребность в выражении благодарности за этот самый великий божественный дар.
История пророчества и ее исчисление началась с дара первому человеку “Нура Мухаммада”, который был создан первым, положив начало творению, а закончилась появлением на Земле “Мухаммада телесного”. То есть, этот великий Нур (Свет), передаваясь через самые чистые и благородные генеалогические цепочки, дошел до благородного Абдуллаха, а с беременностью Амины перешел к этой счастливой матери, и, в конце концов, достиг своего истинного владельца – Господина Миров, Мухаммада Мустафы – саллаллаху алейхи ва саллям.
«Ты сказал правду, Адам! Поистине, он для меня самый любимый из созданных. Проси у Меня ради него. (И ты просил), и Я тебя простил. Если бы не было Мухаммада, Я тебя не сотворил бы».4
Они – умма Ахмада”.
“Они – умма Ахмада”.
Тогда благородный Муса – алейхиссалям – отложил скрижали в сторону и взмолился:
“Мой Аллах! Сделай и меня из уммы Ахмада!” 5
Каждое звено из цепочки пророков было словно радостным предзнаменованием появления Досточтимого Мухаммада Мустафы – саллаллаху алейхи ва саллям, посланного как милость для миров.
И вот, в 571 году по христианскому летоисчислению, 12 рабиуль-авваля, в понедельник, незадолго до восхода солнца, долгожданный Свет, наконец, нашел воплощение в материальном мире, в семье Абдуллаха и Амины, оказав честь всем временам и пространствам.
С Его появлением милость Аллаха переполнила этот мир. Утро и вечер поменяли цвета. Чувства углубились. Слова, беседы, наслаждения достигли нового звучания; каждая вещь обрела особый смысл, особое изящество. Идолы закачались и рухнули на землю. Во дворцах города иранских правителей Медаина обрушились колонны и купола. Озеро Сава,6 символизирующее темноту и невежество, высохло. Души наполнились добром и благом. Это добро заполнило все мироздание ― все времена и пространства.
Если бы Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям, несущий в себе все доброе и благое, не оказал честь этому миру своим появлением, человечество до окончания веков оставалось бы в дикости и темноте угнетения, слабые были бы рабами сильных. Равновесие нарушилось бы в пользу зла. Мир оказался бы в руках обладающих силой и угнетающих. Как красиво выразил это состояние поэт:
О Посланник Аллаха, если бы Ты не появился на свет,
Бутоны не распустились бы, соловьи бы не пели.
Для канувших в безвестность сыновей Адама
Бытие потеряло бы смысл и погрузилось в траур!
“Эй, человек, являющийся сегодня мусульманином! Если бы не усилия Досточтимого Ахмада – алейхиссалату ва саллям – и не Его усердие в свержении идолопоклонничества, ты сейчас, так же, как и твои предки, поклонялся бы идолам”.l
Произошедший из невежественного и далекого от центров цивилизации общества, этот человек, не умеющий читать и писать, изумил человечество содержанием знания и мудрости, которые Он принес. Он простер целое море чудес, всей глубины их не могли постичь и не смогут постичь до Конца света. Это подтверждается, прежде всего тем, что Священный Кор’ан, освещая множество событий, происходивших в прошлом, и рассказывая о тех, что произойдут в будущем, а также затрагивая многие вопросы, связанных с наукой, за 1400 лет не был опровергнут ни ходом истории, ни научными открытиями. В то время как самые знаменитые мировые энциклопедии и сегодня вынуждены обновлять и вносить поправки в помещенные в них сведения, выпуская каждый год по новому тому.
Этот Пророк, родившийся сиротой, не умевший ни читать, ни писать, не получал уроки у людей; Он пришел как спаситель всего человечества, как переводчик скрытого от человеческих глаз мира, как учитель школы Истинно Сущего.
Досточтимый Муса – алейхиссалям – принес целый ряд законов. Досточтимый Дауд – алейхиссалям – известен своими псалмами и мольбами к Аллаху. Досточтимый Иса – алейхиссалям – был послан, чтобы научить людей высокой нравственности и отречению от мирского. Пророк Ислама Досточтимый Мухаммад Мустафа – саллаллаху алейхи ва саллям – принес все это, вместе взятое: проповедовал Законы. Научил, очистив свой нафс7, обращаться с ду’а к Аллаху от чистого сердца. Указал путь к достижению самой высокой нравственности и всей своей жизнью явил образец такой нравственности. Советовал не поддаваться обманчивым прелестям этого мира. Вкратце говоря, соединил в себе миссию и полномочия всех пророков. В нем соединились благородство происхождения и нрава, счастье красоты и совершенства.
Сорок лет Он жил среди невежественного общества. Его народу еще не были известны большинство Его совершенных качеств, которые проявились впоследствии. Он еще не был известен как государственный деятель, как проповедник, как оратор. Даже не как великий полководец, Он еще не получил признания как обычный воин.
Однако, без сомнения, Его сороковой год был самой великой поворотной точкой в истории человечества. Никто прежде никогда не слышал, чтобы Он рассказывал историю прошлых народов и их пророков, говорил о Судном дне, о Рае и Аде. Он жил своей великой жизнью, но это была лишь Его личная жизнь, хотя и наполненная высокой нравственностью и моралью. Однако, возвратившись из пещеры Хира с божественной миссией, Он совершенно изменился.
Когда Он начал проповедовать, испуг и удивление охватили всю Аравию. Чудесное красноречие и стиль его речи словно околдовали людей. Их поэзия, литература, соревнование в ораторском искусстве потерпели поражение. С того момента ни один поэт уже не смел повесить на стену Каабы свои стихи, признанные лучшими в состязании. Таким образом, жившая веками традиция вдруг стала достоянием истории. Когда прекрасно разбиравшаяся в поэзии младшая сестра знаменитого поэта Имри-уль-Кайса услышала могущественный аят:
وَقِيلَ يَا أَرْضُ ابْلَعِي مَاءكِ وَيَا سَمَاء أَقْلِعِي وَغِيضَ الْمَاء
وَقُضِيَ الأَمْرُ وَاسْتَوَتْ عَلَى الْجُودِيِّ وَقِيلَ بُعْداً لِّلْقَوْمِ الظَّالِمِينَ
(И сказано было [Аллахом]: «О, земля! Впитай твою воду. О, небо! Перестань [проливать дождь]». И тогда вода спала, свершилось веление [Аллаха], а [ковчег] пристал к [горе] ал-Джуди, и было сказано: «Да лишатся неправедные люди [милости Аллаха])! (Худ, 44); она произнесла только:
«После этого некому и нечего сказать. Даже стихотворение моего брата не может находиться на этом почетном месте», — и сняла со стены Каабы стихи Имри-уль-Кайса, висевшие на самом верху. Нечего было говорить и о других стихах, бывших по уровню ниже, чем это, они тоже были сняты один за другим.8
Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – на деле преподнес урок всему человечеству, что Он является наместником Аллаха на Земле.
Он установил самые совершенные правила в социальной, культурной, экономической жизни, государственном управлении, международных отношениях, истинную мудрость которых даже самые выдающиеся ученые смогут осознать только после глубоко изучения на протяжении всей своей жизни, после накопления глубокого опыта о сущности человека и материи. Без сомнения, человечество с развитием теоретического знания и практического опыта будет еще лучше понимать Истину Мухаммада.
Никогда прежде не бравший в руки меч, не обученный воинскому искусству, наблюдавший прежде сражение только один раз со стороны, этот великий Пророк, бесконечного милосердия, охватывающего все человечество, ради религии единобожия и общественного спокойствия проявил себя храбрым воином и талантливым полководцем, не пропустившим даже самые трудные сражения.
Стучась в одну дверь за другой, Он проповедовал людям религию Аллаха. Но те, кому не суждено было услышать, предпочли навечно остаться в темноте, без зазрения совести закрыв двери перед Солнцем праведности, пришедшим к их порогу. Из-за жестокости своих сердец они подчас могли грубо обходиться с Ним.
Но Он огорчался не из-за грубости, а из-за их невежества и неверия.
Таким людям отвечал строками аята:
(Скажи [Мухаммад]: «Я не требую у вас за это никакого вознаграждения, и я — не из тех, кто берет на себя непосильное») (Сад, 86), имея в виду, что его цель заключается лишь в том, чтобы Аллах был доволен им.
За девять лет Он завоевал всю Аравию силой войска, чаще всего по численности составляющего одну треть войска врага, с ничтожно малыми людскими потерями с обеих сторон. Привив духовную силу и обучив военному искусству людей своего племени, не знакомых с порядком и воинской дисциплиной, Он добился чудесных успехов в военном деле. В такой степени, что Его последователи разгромили Византийскую и Персидскую империи ― два самых сильных и великих государства того времени. Так, преодолев все препятствия, Пророк Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям, осуществивший самую великую революцию в истории человечества, усмирил притеснителей, осушил слезы угнетенных. Его благодатные руки стали гребнем для сиротских волос. В Его утешающем свете сердца избавились от печали.
Это состояние прекрасно отражено Мехмедом Акифом:
Тем временем повзрослел Сирота
и сорок лет свои справил.
Ступавшие по головам ноги кровавые
в пучину столетий канули.
Этот Невинный спас человечество
движеньем одним,
Одним усилием цезарей и шахов
с их тронов сбросил.
Слабый лишь имел право быть битым,
— теперь же ожил;
Злодеяниям, казалось, нет конца, —
теперь они бесследно исчезли!
Ясные законы от Бога, без сомнения,
― милость для миров,
Его покровительства всегда найдут те,
кто справедливости жаждет.
Все, чем мир владеет – подаяние Его,
В должниках Его – и общество, и личность.
Все люди, как один, в долгу пред этим Невинным.
О, Господи, дай в День судный
нам все это повторить.
Нравственность Досточтимого Мухаммада Мустафы – саллаллаху алейхи ва саллям, главного среди пророков, подобна безбрежному океану, нравственность других пророков подобна рекам, впадающим в этот океан. Он явился воплощением прекрасных качеств и вершины праведности всех предшествовавших ему пророков, которых, по преданию, было более 124 тысяч. Человеческая мысль и цивилизация прошли определенные этапы развития до Его прихода, а для дальнейшего развития требовали потенциал для решения все новых и новых задач. И Он стал образцовой личностью, способной удовлетворять эту потребность вплоть до окончания времен. Именно поэтому Он послан всему человечеству как Последний Пророк, Пророк, предшествующий Судному дню.