После того, как в 10 веке булгары приняли ислам, они стали постепенно его распространять во всем Поволжье. В период существования Золотой Орды, под сильным влиянием культуры Хорезма, этот процесс лишь ускорился. Примерно с 14 века Булгарский вилаят, а вместе с ним более северные территории вместе с Казанью становятся центрами распространения ислама.
Считается, что в этот период сюда переселились саиды — потомки пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам). Они сыграли большую роль в открытии новых обителей — ханигахов, мактабов и медресе. Новые мечети, медресе, бани Булгара и Казани, как и в столице Золотой Орды — Сарае, находились под сильным влиянием мусульманской культуры Хорезма. В последующем в Казанском ханстве, через Крым стало ощущаться некоторое влияние государства Османов.
Шигабутдин Марджани в своем знаменитом историческом труде «Мустафад аль ахбар фи ахвали Казан ва Болгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара») оставил следующую информацию:
«Когда в конце 961 года (1552 год по Григорианском календарю) Россия победила татар, завоевав город Казань с его округой, внутри крепости находилась соборная мечеть с восемью минаретами, кроме того, около так называемого «Таджикского оврага» была еще одна мечеть и медресе, в которых находились ученые, представители рода аббасидов (шарифы из аббасидов) и несколько саидов из рода Али во главе с накиб аль-ашрафом — муллой Шариф Кулом (имеется ввиду мулла Кул Шариф). У мусульманских ханов и городского населения эта личность имела большой авторитет и уважение» [Марджани Ш. Мустафад аль ахбар фи ахвали Казан ва Болгар. Казань, 1900. С. 2].
К сожалению, из-за скудности сохранившихся исторических источников многое остается тайной. Мы знаем, что саид (сеид, сейид, сеййид) — это почетное обращение к потомкам пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам). В арабском языке оно имеет значения: господин, предводитель, добродетель, священный.
Слово шариф (шериф) означает благородный, честный, священный, знатный. Оба слова сейчас используются по отношению к потомкам пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам), ведущим свой род от дочери пророка Фатимы и Али (да будет доволен ими Аллах). До ислама слова саид и шариф использовались арабами при обращении к знатным людям. С приходом ислама эти оба слова стали применяться по отношению к внукам и правнукам пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам) от его дочери Фатимы и Али (да будет доволен ими Аллах).
К саидам иногда причисляли потомков Аббаса, Хамзы и других сыновей Абд аль-Мутталиба, а ашраф (мн. ч. от шариф) зачастую выступало как аналог или синоним садат (мн. ч. от саид) и использовалось для обозначения отдельных категорий саидов.
Таким образом, в Казани жили саиды — потомки пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам), и они имели большой авторитет в Казанском ханстве. Кроме того, во главе саидов и шарифов Казани находился накиб аль-ашраф. Нужно отметить, что должность накиба аль-ашрафа возникла еще в Аббасидском халифате, в его обязанности входило следить за количеством саидов и шарифов в стране.
Этот институт существовал также в Сефевидском Иране и Османской империи. Последним накиб аль-ашрафом Казанского ханства был знаменитый мулла Кул Шариф, который со своими шакирдами героически пал во время обороны Казани в 1552 году. Об особом уважении к саидам в Казанском ханстве более детально мы узнаем из сообщения посла Священной Римской империи в Московском государстве, Сигизмунда фон Герберштейна (1486-1566):
«Он [саид] пользуется у них [т.е. у татар] таким уважением и почетом, что при его приближении даже цари [т.е. ханы] выходят ему на встречу; стоя, протягивают руку ему, сидящему на лошади, и, наклонив голову, прикасаются губами к его руке; это предоставлено одним только царям, ибо князья касаются не руки его, а колен, знатные лица — ног, а простой народ прикасается рукою только к платью его или к лошади» [Герберштейн Сигизмунд. Записки о московских делах. СПб, 1908. С. 153.].
Поэтому мы должны гордиться тем, что на земле Татарстана жили, а возможно и живут сейчас потомки пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам). А самая красивая мечеть Казани, находящаяся в кремле, носит имя главы саидов и шарифов Казанского ханства, легендарного защитника Казани, поэта, ученого и политического деятеля — саида Кул Шарифа.
quran-sunna.ru