В одном из своих хадисов, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:
من أكل بصلا أو ثوبا أوكراثا.. فلا يقربنّ المساجد وليقعد في بيته فإنّ الملائكة تتأذّى ممّا تتأذّى منه بنو آدم
«Тот, кто поест лук или чеснок пусть не приближается к мечетям, и сидит у себя дома. Поистине, ангелы испытывают вред от того, что вредит людям».
На основе этого и других хадисов большинство ученых посчитали нежелательным тому, кто поест что-либо с неприятным запахом, посещать мечеть.
Ибн Хаджар аль-Хайтами, да милуется над ним Аллах, пишет в «Тухфате»:
ومن ثم كره لآكل ذلك ولو لعذر فيما يظهر الاجتماع بالناس وكذا دخوله المسجد بلا ضرورة ولو خاليا إلا إن أكله لعذر فيما يظهر، والفرق واضح قيل ويكره أكل ذلك إلا لعذر. اهـ.
«Нежелательно тому, кто поел что-либо из этого — только если не было уважительной причины — посещать места сбора людей, а также заходить в мечеть, даже пустую, без нужды».
Но как добавляет Абдулхамид Ширвани, да смилуется над ним Аллах, нет разницы, был ли чеснок или лук и т.д. съеден по уважительной причине или без[1].
На нежелательность этого указывает и то, что ученые посчитали неприятный запах одной из причин, дозволяющих оставить джамаат-намаз и даже пятничный. Имам даже имеет право запрещать входить в мечеть тому, от кого исход неприятный запах[2].
Не имеет значения, чем вызван этот запах: будь это употребление чего-либо, что создаёт неприятный запах во рту, или запах с подмышек, или от одежды, даже от сигарет, как об этом сказал Шабрамалюси в своем хашияте 2/160[3].
Некоторые ученые, например, имам Иснави и ибн Мунзир, да смилуется над ними Аллах, даже посчитали это запретным, исходя из внешнего смысла хадиса.
Из вышесказанного не следует ошибочно понимать, что если человек съел что-либо с неприятным запахом, то ему лучше сидеть дома и не посещать мечеть. Нет, суть всего это не в том, чтоб человек не посещал мечеть и места сборов людей с неприятным запахом, наоборот, ему следует удалить неприятный запах от себя, искупаться, помыть рот, надеть чистую одежду и посетить мечеть. В наше время существует немало средств для очищения как рта, так и одежды с телом, поэтому в этом нет для нас оправдания. Тот, кому хоть однажды приходилось молиться рядом с тем, от кого исходит неприятный запах знает, как это мешает концентрации в намазе и препятствует смиренности перед Всевышним.
А Аллах знает лучше!
[1] (قوله: إلا أن أكله لعذر إلخ) ، والأوجه كما يقتضيه إطلاقهم عدم الفرق بين المعذور وغيره لوجود المعنى وهو التأذي نهاية ومغني وسم
[2] وللإمام أو نائبه منعهن حينئذ كما أن له منع من أكل ذا ريح كريه من دخول المسجد
[3] (قوله: ريح كريهة إلخ) ومن الريح الكريهة ريح الدخان المشهور الآن جعل الله عاقبته كأنه ما كان.
islamdag.ru