Мавлид ан-Набий
Мавлид, или праздник рождения Посланника Аллаха (мир ему и благословение), – одно из благочестивых и разрешенных новшеств в Исламе. Во времена Пророка (мир ему и благословение) такое празднование не проводилось. Впервые Мавлид праздновался в начале XIII в.по указанию одного из мусульманских правителей, который был богобоязненным человеком. Для проведения Мавлида он собрал известных хадисоведов, теологов и получил одобрение и у восточных, и у западных исламских ученых, например аль-Хафиза Ахмада ибн Хаджар Аскаляни и его ученика аль-Хафиза ас-Сахави, а также ас-Суюти и др. Ас-Сахави отмечал в своей книге «Фатава» («Религиозные заключения»), что Мавлиды начали проводиться по истечении времени Пророка (мир ему и благословение), и праздник этот распространился по странам Ислама. В Османском же халифате Мавлид ан-Набий стал официальным праздником. По мнению турецкого богослова Саида Нурси: «Празднование рождества Пророка – это хорошая и полезная традиция в Исламе, потому что во время празднования Мавлида верующие встречаются, общаются друг с другом, посещают уроки, что способствует укреплению их любви к Аллаху и Его Посланнику».
Вот как описывает в своей книге путевых заметок «Хадж-наме» известный ученый-богослов, уроженец Нижегородчины Хамидулла Альмушев праздник Мавлид, очевидцем которого он стал в 1900 году во время хаджа: «Оказалось, жители Медины весь месяц рабиу-ль-авваль считают большим праздником. В его 12-й день в мечети Харам Шариф (мечеть Пророка) четыре хатыба, взойдя на минбар, читают «Мавлид», а собравшиеся паши, офицеры и солдаты бывают угощаемы щербетом. Во время восхода солнца начинается чтение хутб. Это сопровождается орудийными залпами, а среди людей царит ликование».
Во время проведения этого праздника раздают милостыню, читают жизнеописание Пророка (мир ему и благословение) с надеждой получения благословения при совершении такого доброго дела. Но как относится шариат к празднованию Мавлида? Одобряет он это или нет? Разговоры о том, что проведение Мавлида отсутствует в Сунне и поэтому отвергаемо и запретно, ничем не обоснованы. В шариате нет правила «все, что не совершалось Пророком (мир ему и благословение), является запретным нововведением».
В пользу Мавлида есть много косвенных аргументов. Так, один из сподвижников, Кяб ибн Зухейр, в присутствии Пророка Мухаммада похвалил его и произнес восхваляющие слова в его адрес. Кроме того, Хасан ибн Сабит подтвердил это и также похвалил Посланника Господа (мир ему и благословение), и он не возразил этому.
Порядок проведения Мавлида
1. Сура «аль-Фатиха»
А‘узу билляхи минаш-шайтанир-раджим.
Бисмилляхир-рахманир-рахим.
Альхамду лилляхи раббиль ‘алямин. Ар-рахманир-рахим. Малики яумид-дин. Иййякя на‘буду ва иййякя наста‘ын. Ихдинас-сыраталь-мустакым. Сыраталь-лязина ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляд-даллин.
Прибегаю к Аллаху от сатаны, побитого камнями! Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.
2. Сура «аль-Бакара» (2:285–286)
Бисмилляхир-рахманир-рахим.
’Аманар-расулю бима ’унзиля ’иляйхи мир-раббихи валь-му’минун, куллюн ’амана билляхи ва маля’икятихи ва кутубихи ва русулих, ля нуфаррику байна ’ахадим-мир-русулих, ва калю сами‘на ва ’ата‘на гуфрана кя раббана ва ’иляйкяль-масыр. Ля юкяллифуллаху нафсан ’илля вус‘аха, ляха ма кясабат ва ‘аляйха мак тасабат, раббана ля ту’ахызна ’ин-насина ау ’ахта‘на, раббана ва ля тахмиль ‘аляйна ’исран кяма хамальтаху ‘алял-лязина мин каблина, раббана ва ля тухаммильна ма ля таката ляна-бих, ва‘фу‘анна ва-г-фирляна ва-р-хамна’анта мавляна фансурна ‘аляль-кавмиль-кяфирин.
Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие».
Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты – наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми.
3.1. Сура «аль-Ахзаб» (33:40–48)
Бисмилляхир-рахманир-рахим.
Ма кяна Мухаммадун ’аба ’ахадим мир-риджаликум ва лякир расуляллахи ва хатаман-набиййин, ва кянал-лаху би-кулли шай-’ин ‘алима. Я ’аййухаль-лязина ’аману-з-куруллаха зикран кясира. Ва саббихуху бук ратау-ва ’асыля. Хуваль-лязи юсолли ‘аляйкум ва маля’икятуху лиюхриджа-кум миназ-зулюмати ’илян-нур, ва кяна биль-му’минина рахима. Тахиййатухум яума ялькаунаху салям, ва ’а‘адда ляхум ’аджран кярима. Я ’аййухан набиййу ’инна ’арсальнакя шахидау-ва мубашширау-ва назира. Ва да‘ыян ’иля-ллахи би ’изнихи ва сираджам мунира. Ва башшириль-му’минина би’анна ляхум миналлахи фадлян кябира. Ва ля туты‘ыль-кяфирина ва-ль-мунафикына ва да‘ъ ’азахум ва таваккяль-‘аля-ллахи ва кяфа билляхи вакиля.
Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей, а является Посланником Аллаха и Печатью Пророков (или последним из пророков). Аллах знает обо всякой вещи. О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом. Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мрака к свету. Он милосерден к верующим. В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: «Мир!». Он уготовил для них щедрую награду. О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения и освещающим светочем. Сообщи же верующим благую весть о том, что для них у Аллаха есть великая милость. Не подчиняйся неверующим и лицемерам, оставь причиняемые ими страдания и уповай на Аллаха. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!
3.2. Сура «аль-Ахзаб» (33:56)
’Инналлаха ва маля’икятаху юсоллюна ‘алян-набийй. Я ’аййухаль-лязина ’аману соллю ‘аляйхи ва саллиму таслима.
Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром.
4.1. Касыда (салават макбуля)
а) Аллахумма солли ‘аля саййидина Мухаммадин саййидиль-‘араби валь-‘аджам. Ва имами Маккята валь-Мадинати валь-Харам. Ва тарджумани лисанис-саляфи валь-кярам. Ва ‘аллямаль-инсана ма лям я‘ълям. Аслюху нурун ва наслюху Адам. Ба‘ъсуху муаххарун ва халькуху мукаддам. Исмухуш-шарифу мактубун ‘аля-ль-ляухиль-махфузы би-якутиль-джау-хари валь-калям. Джисмухуш-шарифу мадфунун филь-Мадинатиль-Мунавварати валь-Харам. Фатуба лиман ра’аху ва таба‘аху ва лиман аслям. Манба‘уш-шафа‘ати яумаль-хашри ван-надам. Манба‘уш-шафа‘ати лиль-‘асына ка’илян – я рабби саллим яума я ляйтат-тахальна тураба тахтиль-кадам. Уммати, уммати ва уммата я заль-лютфи валь-кярам. Фа-юнадиль-мунади мин кыбалир-Рахманиль-архам. Кабильту шафа‘атакя я набийяль-мухтарам.
О Аллах, благослови нашего господина Мухаммада, господина арабов и аджам (неарабов). Имама Заповедных мечетей Мекки и Медины. Основоположника языка саляф (сподвижников) и кярам (благочестивых ученых), научившего человека тому, чего он не знал. Его первопричина – свет, а его прародитель – Адам. Его послание последнее, но его сотворение прежде [всех]. Его благородное имя записано в Хранимой Скрижали драгоценным Джаухар (Камнем) и Калям (Пером). Его благородное тело захоронено в Заповедной мечети аль-Харам в Лучезарной Медине. Благословенны те, кто видел его, кто последовал за ним и кто предался [Аллаху]. Он источник заступничества в День суда и Сожаления. Он заступник ослушавшихся, говоря [в День суда]: «О Господь! Обезопась в День, когда мы будем просить: “О Господь, о если бы Ты укрепил землю под нашими ногами!”. Моя умма, моя умма, о Обладатель милости и щедрости!». Затем глашатай возвестит [по приказу] Милостивого и Милосердного: «Я принял твое заступничество, почтенный Пророк».
4.2. Салават (хором)
Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я Расуляллах;
Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я Хабибаллах;
Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я Набийяллах;
Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я хайра халькыллях.
Благословение и мир тебе, о Посланник Аллаха,
Благословение и мир тебе, о Любимец Аллаха,
Благословение и мир тебе, о Пророк Аллаха,
Благословение и мир тебе, о лучшее из творений Аллаха.
4.3. Касыда
Удхулюль-джанната ля хауфун ‘аляйкум ва ля хазанун ва ля алям. Сумма радыяллаху та‘аля ‘ан Аби Бакрин ва ‘ан ‘Умара ва ‘ан ‘Усмана ва ‘ан ‘Алиййин завиль-кярам.
Сумма радыяллаху та‘аля ‘ан хадими шари‘атихиль-имамиль-а‘ъзам. Ва солляллаху та‘аля ‘аля Мухаммадин ва ‘аля джами‘ыль-анбия’и валь-мурсалин. Валь-хамду лилляхи раббиль-‘алямин.
«Войдите в рай, где не будет для вас ни боязни, ни печали, ни боли». Да будет доволен Аллах Всевышний Абу-Бакром, Умаром, Усманом и Али – обладателями благородства. Да будет доволен Аллах Всевышний слугой Его религии имамом А‘зам (Абу-Ханифой). Да благословит Аллах Мухаммада, всех пророков и посланников. И хвала Аллаху, Господу миров.
4.4. Завершение чтения Корана и касыды
Субхана раббикя раббиль-‘ыззати ‘амма ясыфун, ва салямун ‘аляль-мурсалин, валь-хамду лилляхи раббиль-‘алямин.
Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от того, что они приписывают Ему. Мир посланникам! Хвала Аллаху, Господу миров!
5. Мольба (дуа)
О Аллах, благослови наилучшим образом благороднейшего из людей – нашего господина Мухаммада, его семейство и сподвижников столько раз, сколько существует известных Тебе вещей, и пусть для записи этих благословений потребуется столько чернил, сколько потребуется их для записи Твоих Слов! Благословляй его каждый раз, когда Тебя и его станут поминать поминающие, и все то время, пока этим будут пренебрегать беспечные!
Дамир Мухетдинов