Да, исламское государство в различных его формах просуществует ещё много столетий, но таким, как при Умаре, оно не будет никогда.
В этом материале мы пытаемся разобраться, как ему удалось построить справедливое во всех отношениях общество, но при этом оставаться и правителем, и правоверным.
В первой части мы сделали акцент на том, как халиф выстраивал рабочие отношения со своими наместниками в регионах, привели конкретные примеры его требовательности и строгости во взаимоотношениях с ними. Ввиду важности и актуальности этой проблематики мы продолжим эту необычайно многогранную тему.
Ночью въезд запрещён
Один из ярких примеров набожности и честности халифа – запрет въезжать в Медину ночью. Этот запрет распространялся и на его назначенцев, которые приезжали в столицу исламского государства не с пустыми руками, а с налогами и другой обязательной податью. Приезд в ночное время мог бы вызвать множество вопросов у населения, кто-то мог усомниться в справедливой делёжке полученных средств. Ничего удивительного в этом нет, ведь Иблис не дремлет. Понимал это и Умар, поэтому для лёгкости ревизии избрал именно такую методику.
Делегации, письма, инспектор и сезон хаджа
В первой части мы рассказывали, что халиф Умар не ограничивал свои полномочия лишь утверждением того или иного человека в ранге наместника, а проводил тщательный анализ его действий на руководящей должности.
К этому анализу относится требование Умара периодически отправлять в Медину делегацию, составленную из местного населения, у которой он подробно расспрашивал о ситуации в регионе. Также была налажена обратная почтовая связь.
Каждый, кто желал лично написать письмо халифу, имел такую возможность, причём делалось это без ведома наместника, который мог бы скорректировать письмо на свой лад или где-то его смягчить.
Сезон хаджа для Умара, кроме привычного паломничества в Мекку, был возможностью встретиться с людьми, выслушать их жалобы. На этот крупный исламский форум съезжались и все руководители регионов. Это было время, когда обидчик и обиженный могли встретиться с глазу на глаз, а их третейским судьёй был сам халиф.
Был в команде Умара, как это принято называть сегодня, и инспектор – Мухаммад ибн Масляма, который объезжал регионы и собирал информацию для халифа. Некорректно будет называть это шпионажем, а уж тем более – поисками недостатков и просчётов людей. Действия Ибн Маслямы были направлены на защиту интересов религии и государства.
Но всё это Умар считал недостаточным. Он намеревался лично объехать исламский халифат и встретиться с людьми, но этому не было суждено сбыться в связи с его трагической смертью.
О своих планах Умар говорил: «Если я останусь в живых, то, ин шаа Ллаh, целый год посвящу поездкам по регионам. Мне известно, что у людей есть нужды, которые решаются в обход меня. Правители о них мне не сообщают, а народ просто-напросто не может добраться до меня. Я намерен отправиться в Шам и побыть там два месяца, затем объехать Аравийский полуостров за те же два месяца. Ещё по два месяца побуду в Куфе и Басре».
Отстранение Халида и Са’да
Говоря о наместниках Умара, сложно обойти стороной тему смещения сподвижников Пророка Халида и Са’да (да будет доволен им Аллах) с занимаемых ими должностей. Хотя отдельно муссировать эту тему нет смысла, но знать об этом, пожалуй, стоит.
В первую очередь надо отметить, что это было политически взвешенным решением халифа, который не руководствовался личными предпочтениями или неприязнью.
Тем более, что у Умара была вполне объяснимая мотивация. Са’д ибн Абу Ваккас в то время был правителем Куфы. Он обладал всеми необходимыми для правителя качествами: справедливостью, решительностью и милосердием. Но для людей, далёких от духовных ценностей, такая форма управления была непосильным бременем.
Они-то и пожаловались халифу на Са’да и попросили сместить его с должности. Умар откликнулся на их просьбу только потому, что не хотел обострять ситуацию в Куфе. Это было сделано для того, чтобы избежать смуты, которая могла причинить вред и самому Са’ду. Прибыв в Медину, Са’д стал членом совета старейшин мусульман. В дальнейшем, когда Умар уже был смертельно ранен, он был одним из шести кандидатов на должность следующего халифа, что говорит о доверии Умара к нему.
Не меньше вопросов вызывает и отстранение Халида ибн Валида от должности главнокомандующего византийским фронтом.
Враги Ислама или те, кто далёк от понимания тех событий, пытаются перевести это отстранение в русло взаимоотношений между Умаром и Халидом, представляют их людьми, питающими к друг другу неприязнь. Подобные качества не были присущи сподвижникам Пророка ﷺ, которые переняли у Посланника Аллаха ﷺ моральный и нравственный облик истинного мусульманина.
Это подтверждают слова, произнесённые халифом публично: «О мусульмане! Ваш брат Халид своей отвагой, искренностью и богослужением заслуживает похвалы. И я не отстранял Халида из-за его вероломства или моего недовольства им. Но всё же люди были очарованы им, и я опасался, что они будут полагаться на него».
Очарование, о которой говорил халиф, касалось военных кампаний Халида, из которых он всегда выходил победителем. Умар же хотел дать понять людям, что победы вершатся не столько благодаря Халиду, сколько по милости Всевышнего Аллаха. Именно Он дарует победу, а Халид лишь реализует её.
Кроме общего обращения Умар отправил Халиду личное послание: «О Халид! Клянусь Аллахом, ты в моих глазах благороден и любим. Так не упрекай же меня ни в чём». Халид, хотя и держал в какой-то момент обиду на Умара, но всё же понял, что халиф был прав, и даже сделал его своим завещателем.
Узнав о таком акте доброй воли, Умар прослезился и сказал: «Женщины не в состоянии родить такого, как Халид. Он остался доволен мною, а я им».
islamdag.ru