Каждый, кто интересуется историей Ислама и сирой Пророка (мир ему и благословение Аллаха), наверное, слышал и не раз о мечети Аз-Зирар. Однако не все знают, что собой представляла эта мечеть, из-за чего её назвали Аз-Зирар и почему она была разрушена.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время хиджры (переселения) по пути в Медину остановился у племени Бану Амр ибн Авф. В это время они построили в местности Кубаъ первую в Исламе мечеть, которую называют мечеть Кубаъ.
Эта довольно известная и популярная среди паломников мечеть ныне расположена в черте города Медины. Практически каждый паломник из Дагестана по прибытии в город Пророка (мир ему и благословение Аллаха) посещает эту мечеть хотя бы один раз и обязательно совершает в ней намаз.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) и после своего переселения в Медину часто приходил к племени Бану Амр ибн Авф, чтобы помолиться в этой мечети.
Такое частое посещение Пророком (мир ему и благословение Аллаха) племени Бану Амр вызвало зависть у другого племени – Бану Ганам бин Авф. Это и стало предпосылкой к постройке мечети Аз-Зирар.
Они сказали: «Мы тоже построим мечеть и пошлём за Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он приходил к нам и совершал намаз в нашей мечети. Также там будет совершать намаз Абу Амир Ар-Рахиб по возвращении из Шама».
Этот Абу Амир был тем самим человеком, которого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) однажды назвал фасиком (грешником). В ответ на это он сказал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Если я увижу людей, которые воюют против тебя, я непременно примкну к ним и буду сражаться вместе с ними».
Абу Амир продолжал свою борьбу против Пророка (мир ему и благословение Аллаха) вплоть до газавата Хунайн. А после разгрома племени Хавазин он сбежал в Шам.
Из Шама он отправил весть мунафикам (лицемерам), чтобы они готовились к войне и подготовили оружие. «Я иду к кесарю Персии и вернусь с многочисленными войсками, которые прогонят Мухаммада и его сподвижников из Медины».
После этого мунафики и построили мечеть Аз-Зирар недалеко от мечети Кубаъ. Пророку (мир ему и благословение Аллаха) они объяснили это строительство следующим образом:
«Мы построили мечеть для физически слабых и больных людей, ибо им трудно посещать мечеть, находящуюся далеко от них. Также она пригодится тем, кто нуждается в укрытии в дождливые ночи и зимнее время. Мы бы хотели, чтобы вы тоже совершили здесь намаз и сделали за нас дуа о ниспослании бараката».
Однако в это время Посланник Аллаха получил откровение (вахью), в котором Всевышний Аллаха осведомил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) об истинной цели тех, кто построил мечеть Аз-Зирар, и запретил ему совершить намаз в ней:
وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مَسْجِدًا ضِرَارًا وَكُفْرًا وَتَفْرِيقًا بَيْنَ الْمُؤْمِنِينَ وَإِرْصَادًا لِمَنْ حَارَبَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ مِنْ قَبْلُ ۚ وَلَيَحْلِفُنَّ إِنْ أَرَدْنَا إِلَّا الْحُسْنَىٰ ۖ وَاللَّهُ يَشْهَدُ إِنَّهُمْ لَكَاذِبُونَ لَا تَقُمْ فِيهِ أَبَدًا ۚ لَمَسْجِدٌ أُسِّسَ عَلَى التَّقْوَىٰ مِنْ أَوَّلِ يَوْمٍ أَحَقُّ أَنْ تَقُومَ فِيهِ ۚ فِيهِ رِجَالٌ يُحِبُّونَ أَنْ يَتَطَهَّرُوا ۚ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُطَّهِّرِينَ
«А те мунафики (лицемеры), которые построили мечеть для нанесения вреда верующим, для поддержания неверия, для внесения раскола среди верующих и как место засады для того, кто раньше воевал с Аллахом и Его посланником, – они будут, конечно, клясться: «Мы желали строительством этой мечети только благого». А Аллах знает их ложь. И Аллах свидетельствует, что они, однозначно, лжецы.
О Пророк, не свершай в ней намаз никогда. Мечеть, основанная на богобоязненности (таква) с первого дня её строительства (мечеть Кубаъ), – более заслуживает того, чтобы ты в ней совершал намаз. В ней (в мечети Кубаъ) – благочестивые люди, которые любят очищаться от скверны и грехов, и ведь Аллах любит очищающихся». (сура Ат-Тавба: 107-108)
Получив это откровение, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) позвал Малика ибн Ад-Духшума, Ма‘на ибн ‘Адди, ‘Амира ибн Ас-Сакана и Вахши, который убил Хамзата (да будет доволен им Аллах), и сказал им:
انطلقوا إلى هذا المسجد الظالم أهله، فاهدموه واحرقوه
«Отправляйтесь в эту мечеть, прихожане которой являются притеснителями. Разрушьте её и сожгите». Они выполнили то, что им приказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Потом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел вместо мечети Аз-Зирар устроить свалку для мусора.
Наши учёные (да смилуется над ним Аллах) сказали: «Если разрушается мечеть, в которой совершается поклонение Всевышнему и о которой Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе, переданном от Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сказал:
من بنى لله مسجدا و لو كمفحص قطاة أو أصغر بنى الله له بيتا في الجنة
«Кто построит ради Аллаха мечеть, даже если она будет подобна гнезду, которое свивает куропатка, или меньше него, тому Аллах возведёт дом в Раю«. (Ибн Маджах 738), то что сказать о других стройках».
Если так была разрушена мечеть, то другие объекты и строения безусловно должны быть разрушены и прекратить свое существование, чтобы не причинить вред предыдущему (ранее построенной мечети). Примером тому может быть строительство печи, мельницы, рытьё канала или других сооружений, которые причиняют вред окружающим. («Тафсир Аль-Куртуби»)
От ‘Ата передаётся: «Когда во времена Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах) по воле Всевышнего Ислам распространялся в различных странах, он повелел мусульманам строить там мечети. В то же время ‘Умар (да будет доволен им Аллах) запретил им строить в одном городе (населённом пункте) две мечети, одна из которых причиняет вред другой».
Так была разрушена мечеть, которую построили лицемеры Медины, желая причинить вред Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижникам (да будет доволен ими всеми Аллах).
islamdag.ru