В битве при Ухуде знамя мухаджиров находилось в руках необыкновенного человека, того, кому впервые в истории Ислама пришлось исполнять функции посла этой религии за пределами Мекки. Это происходило в Медине, которой предстояло стать местом переселения мусульман и первой их столицей. А имя первого мусульманского дипломата – Мусаб ибн Умайр. До принятия Ислама это был изнеженный юноша из богатой семьи, а в битве при Ухуде он проявлял чудеса героизма на поле боя, где враги устраивали ему засады и подстерегали, как Хамзу ибн Абдульмутталиба. В тот день им обоим было суждено погибнуть, и мусульмане потеряли как своего первого посла, так и лучшего военачальника.
Мусаб ибн Умайр принял Ислам и был больше всех похож на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) внешне, своей речью и поведением. Гибель Мусаба наряду со смертью Хамзы (да будет доволен им Аллах) удвоила печаль Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и всех мусульман после той битвы, особенно принимая во внимание их героизм на поле боя.
Мусаб ибн Умайр нёс знамя в битве при Ухуде. Ибн Кушай отсёк мечом его правую руку и он перехватил знамя левой; а когда отрубили и левую, то он удерживал стяг обрубками рук. Тогда Ибн Кушай пронзил его грудь, и он ушел из этого мира, приняв мученическую смерть шахида.
Рассказывает шейх Халид Абдула:
«Мусаб ибн Умайр жил в довольстве и благополучии, потому что его родители были состоятельными людьми. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Я не знал в Мекке другого юноши, которого бы так облагодетельствовали родители, как Мусаба. Но все это он оставил ради любви к Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует)»».
Примером для многих мекканских юношей послужило принятие Ислама Мусабом ибн Умайром. Тем самым Мусабом, который был наделён всем, избалован и возвеличен, которого считали самым благополучным из числа молодых курайшитов.
Выход из сложившейся ситуации Мусаб увидел в переселении в Эфиопию во время первой хиджры. Позже, когда он с первой же группой мусульман вернулся в Мекку, родители не стали его мучить и оставили в покое. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) готовил его для высокой цели быть первым послом мусульман в лучезарной Медине. После заключения союза в Акабе делегация ансаров попросила отправить с ними того, кто сможет обучить их делам религии. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) избрал для этого Мусаба. Переехав в Медину, тот поселился у Асада ибн Зурара и они оба начали распространять Ислам среди жителей города.
Он знал наизусть Коран, т.е. аяты, ниспосланные к тому времени, и был хорошим чтецом, а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) возвеличивал знающих Коран и чтецов. К тому же он был молод и имел приятную внешность, т.е. в нём соединились важные качества, необходимые для выполнения миссии посла».
Когда Мусаб прибыл в Ясриб, там было всего 12 мусульман.
Благодаря ему Ислам приняли вожди племен Авс и Хазрадж, которые заключили в Акабе союз, явившийся основой создания исламского государства. Своим искусством он смог прекратить существовавшую между ними многолетнюю племенную вражду.
Этими вождями были Усайд ибн Хузайр и Саад ибн Муаз. Они приняли Ислам от Мусаба ибн Умайра.
Во время следующего хаджа под руководством Мусаба ибн Умайра к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) прибыла делегация Медины уже в составе семидесяти правоверных.
После гибели для этого юноши, когда-то изнеженного и избалованного, благоухавшего благовониями, пользовавшегося известностью и богатством, у мусульман не оказалось даже савана и его завернули в его же одежду. При этом, когда прикрывали голову, обнажались ноги, а при попытке закрыть ноги открывалась голова. Увидев это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заплакал, увидев, как Ислам превратил бывшего неженку в человека, пожертвовавшего собой на пути Аллаха.
Мусаб – завоеватель Медины, он завоевал её Кораном. Его называли чтецом, так во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников говорили об учёных, ведь в то время не было других наук. Все знания были заключены в Коране и чтецы Корана были учеными, так их и называли.
assalam.ru