Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) говорил: «Мне Всевышний Аллах дал преимущество перед другими пророками в следующем:
1) мне была изначально дарована способность вкладывать много смысла в малое количество слов;
2) мне была дана способность вселять страх в сердца врагов на расстоянии месячного пути;
3) вся Земля была дана мне как место совершения намаза, и каждый из моей уммы, когда наступит время молитвы, пусть сразу встает на намаз;
4) трофеи (военная добыча) были мне дозволены, сделаны «халяль» (разрешенными);
5) мне было дано право на заступничество в Судный день (шафаат);
6) пророки до меня были посланы к отдельным племенам, я же послан ко всем людям и мной завершена пророческая цепь» (Багави, Масабих).
Когда внук Пророка (саллаллаhу алайhи ва саллам) Хасан (да будет доволен им Аллаh) спросил у своего дяди по материнской линии Хинд бин Абу Хала (сына благочестивой Хадиджи (да будет доволен ей Аллаh) от первого брака) о том, как разговаривал его дед, тот рассказал следующее: «Прежде чем что-либо сказать, он сначала хорошо думал. Его молчание длилось дольше его разговоров. Он не говорил впустую или о бесполезном, или в неподходящее время. Он начинал и завершал свою речь с именем Аллаха. Говорил короткими, но с точки зрения смысла полными и завершенными фразами и предложениями. Слова его были правдивы и употреблены в нужное время и в нужном месте. В каждом слове таилась мудрость. Никто не слышал, чтобы Мухаммад (саллаллаhу алайhи ва саллам) злословил или сплетничал.
С каждым он разговаривал в зависимости от уровня его духовного развития и говорил только о том, что понимает собеседник. Он никого не обижал и никого не ставил ниже себя. Даже самому малому благу радовался и не говорил плохого. Он хвалил или критиковал что-то не потому, что ему это понравится, а потому что это действительно хорошо или плохо. И не сердился за мирские дела. Однако, если в чём-то видел несправедливость, то ничто не могло остановить его гнева до тех пор, пока все не приведёт в порядок. Если что-то касалось его личности, он не сердился. Когда он хотел указывать на что-то, ни в коем случае не показывал на это пальцем, а указывал всей рукой. Когда он говорил, то делал движения руками: большим пальцем периодически тыкал в раскрытую ладонь левой руки. Когда он на что-то сердится, то сразу оправлялся и не показывал, что он сердится. Когда ему было весело и спокойно, он закрывал глаза. Самое большее, что он делал – он улыбался. И когда он улыбался, его зубы были чуть видны, как жемчужины».
Другой внук Пророка Мухаммада (саллаллаhу алайhи ва саллам), Хусейн (да будет доволен им Аллаh), спросил у своего отца, Хазрата Али, как относился Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) к тем, кто приходил на его уроки и беседы. Али (да будет доволен им Аллаh) ответил: «Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) со всеми, кто приходил в мечеть, был приветлив и мягок в обращении. Он относился ко всем с большим сочувствием и прощением. Он не был жестокосердным и не говорил тяжелых обидных слов. Он никого не осуждал. Ни с кем не спорил. Не кричал. Не ругался. Не говорил плохих слов. Был далек от жадности. Старался поддержать тех, кто питал надежду на что-то, не обезнадеживал. Он поставил себе за правило: ни с кем не вступать в спор, мало говорить и не заниматься пустыми, бесполезными делами. И людям предоставлял право быть такими, какие они есть: не искал ни в ком недостатки, не говорил о ком-то то, что могло быть для него не благом.
Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) при необходимости проявлял твердость и выражал свое отношение в довольно-таки строгой форме. Однажды супруга одного из знаменитых арабов племени курайш совершила кражу. И дело было передано на рассмотрение судей. Богатая семья, опасаясь дурной славы и позора, через посредников пыталась закрыть дело. Родственники, женщины решились через любимца асхабов и Пророка (саллаллаhу алайhи ва саллам) Усаму бин Зайда просить об этом Пророка (саллаллаhу алайhи ва саллам). Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) изменился в лице, когда услышал просьбу Усамы, и, обратившись к нему, строго произнес: «Усама! Ты просишь заступничества за преступление, о котором Аллах вынес категорическое решение!» И Усама, осознав, что играет с огнем, попросил Пророка (саллаллаhу алайhи ва саллам) простить его. Вечером того дня Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) выступил перед людьми и в строгой форме сказал: «О, люди! Племена, бывшие до вас, были погублены из-за того, что имея знатное происхождение, защищали преступников из своего рода, но неизменно наказывали бедняков. Я хочу, чтобы вы знали: если бы воровство совершила моя любимая дочь Фатима, валлахи, я бы отрезал ей руку!» (Бухари, Насаи). Пророк (салла ллаhу алайhи ва саллам) говорил со всеми на том уровне, на котором его мог понять его собеседник. Как передает ибн Аббас (да будет доволен им Аллаh), асхабы спросили у Пророка (саллаллаhу алайhи ва саллам): «О, Пророк Аллаха! Нужно ли рассказывать людям все то, что мы слышали от тебя?» Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) ответил:
«Да. Однако есть такие общества, которые могут не понять сразу некоторые моменты. Говорите только так, как они поймут, чтобы не способствовать появлению раздора в обществе».
После этого ибн Аббас (да будет доволен им Аллаh), говоря что-либо о некоторых вещах, был осторожен.
Как передает Абу Хурайра (да будет доволен им Аллаh), однажды один из бедуинов пришел к Пророку (саллаллаhу алайhи ва саллам) и спросил: «О, Пророк Аллаха! Расскажи мне о таком деянии, совершив которое я войду в Рай». Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) сказал ему: «Будь рабом Аллаха, никого не приписывай Ему в сотоварищи. Совершай обязательные намазы, давай обязательный закят, постись в месяц Рамазан». На что тот сказал: «Клянусь Аллахом, к тому, что ты сказал, я ничего не прибавлю». Когда человек ушел, Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) обратился к собеседникам: «Если кто хочет видеть обитателя Рая, пусть посмотрит на этого человека» (Бухари).
Муазу бин Джабалю, освоившему науку исламского законоведения (фикх), умеющему красиво читать Коран и объяснять его содержание, отличавшемуся щедростью и благонравием, постоянно находившемуся рядом с Пророком (саллаллаhу алайhи ва саллам), на подобный же вопрос Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) ответил несколько по-иному.
Муаз бин Джабаль спросил Пророка (саллаллаhу алайhи ва саллам):
«О, Расулюллах! Скажи мне об одном деянии, которое приведет меня в Рай и отдалит от Ада. Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) сказал:
— Ты просишь меня о большом деле, о многом. Однако, для того, кому Аллах поможет, это будет легко, если не придавая сотоварищей, будешь верным рабом Аллаха, будешь совершать намаз совершенным образом, будешь давать закят, будешь держать пост в месяц Рамазан, если совершишь хадж, имея возможность и силы», — после этого он продолжил свою речь: «Указать ли теперь тебе на врата блага? Пост — это щит. Садака погасит грех, как вода гасит огонь. А намаз, совершенный в последней трети ночи, очистит от грехов».
После этого Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) прочитал ему 16 и 17 аяты из суры «Саджда», в которых говорится, что веруют те, тела которых приподнимаются с ложа, чтобы взывать к Аллаху в страхе и надежде, и которые раздают милостыню (садака) из того, что дарует Аллах, и что ни одна душа не знает, сколько для нее скрыто утешения в награду за дела ее. После прочтения аятов Пророк Аллаха (саллаллаhу алайhи ва саллам) спросил:
– А сообщить ли тебе об основе любого дела, об его опоре и вершине?
Муаз ибн Джабаль сказал:
– Да, о Расулюллах, скажи!
Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) сказал:
– В основе всего Ислам, его опора – намаз, вершина – джихад.
И продолжил:
– А сказать ли тебе о главном, что является основой этого?
Муаз бин Джабаль сказал: «Да, Расулюллах, скажи мне».
Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) тогда указал на язык и сказал:
– Береги это!
Муаз бин Джабаль спросил:
– О, Расулюллах, разве мы будем спрошены за то, что говорим?
– Субханаллах, о Муаз! Не ожидал от тебя такого вопроса! Разве людей тащат лицом вниз в Ад, кроме как из-за того, что выходит из уст их (Тирмизи).
По словам Абдуллаха бин Амра, Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) не употреблял скверных слов, которые были в лексиконе арабов того времени. Как-то по этому случаю Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) сказал следующее: «Деликатность, вежливость, душевная тонкость – это те качества, которые в этом мире могут не особо цениться людьми, но в день Суда они будут играть огромную роль» (Тирмизи).
Готовность Мухаммада (салла ллаhу алайhи ва саллам) к самопожертвованию ради счастья людей в Коране описана следующим образом (смысл) : «Ты готов лишить себя жизни за то, чтобы они стали верующими!» (Сура Аш — Шуара. №3). Мухаммад (саллаллаhу алайhи ва саллам) из-за любви и милосердия к людям желал спасения каждого жителя нашей планеты от огня Ада, желал, чтобы каждый уверовал в Аллаха и обрел счастье в обоих мирах. Он говорил: «Я воспитываю вас, не обличая и не указывая на ваши ошибки. Я воспитываю вас безмолвно».
Пророк (саллаллаhу алайhи ва саллам) никогда не указывал на ошибки людей в грубой форме. Его методы воспитания отличались утонченностью и деликатностью. Он произносил свои речи так, как будто боялся обидеть собеседника своими наставлениями. Доброта и любовь наполняли Пророка (саллаллаhу алайhи ва саллам). Он был словно поток живительной влаги, орошающий иссушенные поля. Никто не уходил от него, голодным или измученным жаждой, никто не уходил от него не получив ответа. Того, кто внезапно встречался с ним, охватывало чувство почтения и уважения. После нескольких минут доверительного разговора собеседник уходил влюбленным в него. Мухаммад (салла ллаhу алайhи ва саллам) часто бывал грустен и всегда размышлял о смысле сотворения этого мира. Без необходимости не разговаривал. Большую часть времени проводил в молчании. Если начинал говорить о чем-то, то всегда говорил до конца, не прерываясь на полуслове. Старался говорить коротко, но выразительно. Говорил внятно, словно нанизывал каждое слово. На грубость людей никогда не отвечал грубостью.
В хадисе сказано: «Грубое слово не принесет ничего, кроме осуждения. А стыдливость и учтивость только украсят то место, где они проявляются» (Муслим).