Долина Муздалифа расположена между долиной Мина и горой Арафа. Прошло уже 1400 лет, как мусульмане совершают обряды хаджа, и сегодня раз в году долину Муздалифа посещают миллионы паломников. Однако она так и остаётся без каких-либо строений, или хотя бы палаток. Даже мечеть, построенная на этих землях (Аль-Маш’ар аль-Харам – «Заповедная роща»), не имеет крыши. Как и на заре Ислама, так и сейчас в Муздалифа верующие проводят ночь под открытым небом.
В эту долину паломники начинают прибывать с местности Арафа после захода солнца дня Арафа. При этом вечерний намаз переносят на ночной. Когда выходят из местности Арафа и отправляются на Муздалифа, поминают Аллаха, вслух читают «Лаббайка». Идти следует с большим уважением и скромно. Если дорога свободна, можно поспешить, а если нет – то нужно идти спокойно.
Следует подчеркнуть, что если паломник не находится в сафаре, тогда намазы не сокращают («Хидаяту ссалик»).
Согласно мазхабу имама Абу Ханифа совершая вместе вечерний и ночной намазы, оглашают один раз общий азан и один раз читают общий икамат («Итхаф», т. 4, с. 656). При этом оба намаза можно совершить только в Муздалифе и после наступления времени ночного намаза («Ифсах», с. 298).
По мазхабу имаму аш-Шафии перед совершением этих двух намазов один раз оглашают общий азан, а икамат читают непосредственно перед каждым из намазов. Можно оба намаза совершать каждый в своё время, можно перенести ночной на вечерний, можно совершить индивидуально, можно в коллективе. Но воздаяние больше, если перенести вечерний намаз на ночной и в совершить их в коллективе («Изах», с. 298).
Имам ан-Навави в «Изахе» пишет: «Ночь на Муздалифе очень значимая ночь. Эта ночь вбирает в себя много различных достоинств. В их числе: достоинство времени (эта ночь предпраздничная), достоинство места (это место находится на земле Харама), сверх того, это место и время, где собрана группа Аллаха, и тот, кто окажется с ними, не будет несчастлив».
Ибну Хаджар в «Хашияте» пишет: «Бодрствованием в эту ночь можно считать, если провести без сна большую часть ночи». К примеру, если с вечера до рассвета десять часов, а без сна провести шесть часов.
Находясь на Муздалифе лучше обратить свой взор сторону Каабы, и у подножья самой достойной горы Кузах. Можно чуть подняться, если этим не создадим неудобство окружающим. Если не удается там стоять, то суннат совершается даже прохождением мимо. Вся Муздалифа есть место для стояния.
На Муздалифа паломники собирают семь камушек (и два-три лишних на всякий случай), чтобы на следующий день совершить обряд кидания камушек в один из джамаратов. Для совершения обряда кидания камушек в другие дни (по 21 каждый день) их можно собрать в долине Мина («Умдат», с. 58).
Если камушки грязные, то желательно их помыть, а если чисты, то нет необходимости в их мытье. Можно и помыть, имаму аш-Шафии тоже нравилось мыть. Камушки тоже должны быть крупнее фасоли, меньше фундука. Чересчур мелкие тоже не подойдут («Аль-хадж фазаил ва ахкам», с. 111). Некоторые говорят, что камушки должны быть с размера косточек (абрикоса). Порицательно иметь больше или меньше их размером. Порицательно разбивать большие камни на мелкие кусочки. Также порицательно собирать камушки с грязных мест, потому что принятые камушки возносятся на небеса, рассказал Ибн Аббас («Изах», с. 301-303). Об их вознесении свидетельствуют и хадисы Пророк ﷺ.
Из книги «Хадж – пятый столп Ислама» Курамухаммада Рамазанова
islam.ru