Пророк Мухаммад ﷺ начал пользоваться минбаром в 7 году по хиджре, по мнению некоторых историков, в 8-ом году. Подтверждением тому является хадис, переданный имамом аль-Бухари от Абу Хазима, который поведал, что «к Сахлю бин Сааду пришли люди расспросить о минбаре. И тот им рассказал, что Посланник Аллаха ﷺ отправил людей к некой женщине по имени Сахль, чтобы она заказала своему вольноотпущенному рабу-плотнику трибуну, с которой Пророк ﷺ читал бы проповедь людям. Она велела ему изготовить минбар из лесного тамариска. Когда тот закончил работу, минбар отнесли к Пророку ﷺ, установили в мечети, и Посланник Божий ﷺ сел на него».
رواه الإمام البخاري عَنْ أَبِي حَازِمٍ قَالَ: أَتَى رِجَالٌ إِلَى سَهْلِ بْنِ سَعْدٍ يَسْأَلُونَهُ عَنِ المِنْبَرِ، فَقَالَ: بَعَثَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَعَلَى آلِهِ وَصَحْبِهِ وَسَلَّمَ إِلَى فُلَانَةَ، امْرَأَةٍ قَدْ سَمَّاهَا سَهْلٌ: «أَنْ مُرِي غُلَامَكِ النَّجَّارَ، يَعْمَلُ لِي أَعْوَادَاً، أَجْلِسُ عَلَيْهِنَّ إِذَا كَلَّمْتُ النَّاسَ».فَأَمَرَتْهُ يَعْمَلُهَا مِنْ طَرْفَاءِ الغَابَةِ (شَجَرٌ مِنْ شَجَرِ البَادِيَةِ) ثُمَّ جَاءَ بِهَا، فَأَرْسَلَتْ إِلَى رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَعَلَى آلِهِ وَصَحْبِهِ وَسَلَّمَ بِهَا، فَأَمَرَ بِهَا فَوُضِعَتْ، فَجَلَسَ عَلَيْهِ.
Другой хадис гласит: «Передают со слов Абу Хазима (ибн Динара) о том, что как-то раз Сахля ибн Са’да (да будет доволен им Аллах) спросили: «Из чего был (сделан) минбар (Пророка ﷺ)?» (Сахль) ответил: «Сейчас уже не осталось никого из людей, кто знал бы об этом лучше меня. Он был сделан из лесного тамариска, а изготовил его для Посланника Господа ﷺ такой-то, вольноотпущенник такой-то (женщины). И когда (этот минбар) был сделан и установлен (в мечети), Пророк ﷺ поднялся на него, обратился лицом к кибле и промолвил: «Аллах велик», а люди встали позади него. (Затем) он стал читать (Коран), совершил поясной поклон, и люди склонились вслед за ним. Затем он поднял голову, (спустился с минбара), пятясь назад, и совершил земной поклон внизу, после чего (снова) вернулся на минбар. Там он (снова) стал читать (Коран), потом совершил поясной поклон, после поднял голову, а затем (вновь) вернулся обратно и совершил земной поклон внизу. (Вот что мне известно) о минбаре». Хадис привели имамы аль-Бухари и Муслим.
حَدَّثَنَا عَلِىُّ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ قَالَ حَدَّثَنَا سُفْيَانُ قَالَ حَدَّثَنَا أَبُو حَازِمٍ قَالَ:سَأَلُوا سَهْلَ بْنَ سَعْدٍ مِنْ أَىِّ شَىْءٍ الْمِنْبَرُ فَقَالَ مَا بَقِىَ بِالنَّاسِ أَعْلَمُ مِنِّى هُوَ مِنْ أَثْلِ الْغَابَةِ ، عَمِلَهُ فُلاَنٌ مَوْلَى فُلاَنَةَ لِرَسُولِ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — ، وَقَامَ عَلَيْهِ رَسُولُ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — حِينَ عُمِلَ ، وَوُضِعَ ، فَاسْتَقْبَلَ الْقِبْلَةَ كَبَّرَ وَقَامَ النَّاسُ خَلْفَهُ ، فَقَرَأَ وَرَكَعَ وَرَكَعَ النَّاسُ خَلْفَهُ ، ثُمَّ رَفَعَ رَأْسَهُ ، ثُمَّ رَجَعَ الْقَهْقَرَى ، فَسَجَدَ عَلَى الأَرْضِ ، ثُمَّ عَادَ إِلَى الْمِنْبَرِ ، ثُمَّ قَرَأَ ثُمَّ رَكَعَ ، ثُمَّ رَفَعَ رَأْسَهُ ، ثُمَّ رَجَعَ الْقَهْقَرَى حَتَّى سَجَدَ بِالأَرْضِ ، فَهَذَا شَأْنُهُ.
Минбар состоял из трёх ступенек. Посланник Аллаха ﷺ стоял на третьей ступеньке. После него Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), будучи халифом, поднимался лишь на вторую ступеньку, проявляя этикет и уважение к Пророку ﷺ. А Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), когда стал халифом, стоял лишь на первой ступеньке, из-за уважения к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Следующий праведный халиф Усман становился на месте Абу Бакра (да будет доволен Аллах ими обоими). А Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) стоял на месте Пророка ﷺ, т.е. на третьей ступеньке.
В последствии, во времена правления Муавии (да будет доволен им Аллах), к этому минбару ниже первой ступеньки были добавлены ещё 6 ступенек. Халифы стояли на этих 6 ступеньках, а также на той, на которой стоял Умар (да будет доволен им Аллах), (т.е. на первой ступеньке из изначальных трёх) и не становились выше, соблюдая этику.
Когда аббасидский халиф аль-Махди прибыл в Медину, он посоветовался с имамом Маликом (да смилуется над ним Аллах) о том, не вернуть ли минбар в его прежний вид, каким он был во времена Посланника Господа ﷺ. Но имам Малик (да смилуется над ним Аллах) не поддержал эту идею.
Да одарит нас Всевышний любовью к нашему господину Пророку Мухаммаду ﷺ, и да не лишит нас его заступничества в День Великого суда! Амин.