По завершению ритуалов хаджа паломники возвращаются из местности Мина в Мекку. Этот город является центром Ислама. Город, в котором родился лучший из творений – Пророк Мухаммад ﷺ. Мекка – средоточие мусульман со всех уголков земного шара в сезон хаджа.
Этот удивительный город хранит в себе многовековую историю арабов, историю зарождения Ислама и его распространения за пределы Аравийского полуострова. В Мекке находится главная святыня мусульман – священная Кааба со своей уникальной историей, которая перенесла много изменений, преобразований и сегодня встречает всех гостей Аллаха, собравшихся в этом городе для того, чтобы выполнить свой долг – паломничество..
Мекка – один из древнейших городов мира. До рождения пророка Мухаммада ﷺ достоверных исторических сведений о городе нет. Есть предположения, что о ней под именем Макораба рассказывает в Географии Птолемей. Относятся эти сведения ко 2 в. н.э.
В переводе с древнесемитского языка Мекка переводится как дом. Географически он расположен в исторической области Хиджаз, на территории Аравийского полуострова, в 75 км от Красного моря.
В разные исторические эпохи город имел своё название. Однако нам известны четыре, исходя из тех упоминаний этого города, которые приводятся в священном Коране. Это Бакка, Умм аль-Кура, Балад аль-Амин, ну и непосредственно то название, которое известно нам сегодня – Макка.
История Ислама также свидетельствует, что Мекка связана с первым человеком Адамом (мир ему), который был в этих местах после того, как по воле Аллаха был спущен на землю из рая.
Мекка со всех сторон окружена горами и во времена пророков Ибрагима и Исмаила (мир им) была известна как маленькое поселение с землёй, непригодной для земледелия. Около девятнадцати веков до нашей эры пророки по велению Аллаха отправились в долину Мекки, когда у пророка Ибрагима (мир ему) и его супруги Хаджар закончилось продовольствие. В те же времена забил чудесный источник воды Зам-зам, когда Хаджар бегала и искала воду. Всевышний внял её мольбам и обрадовал появлением этого источника. После этих событий рядом с источником начали селиться племена. Одним из первых стало йеменское племя джухрум. Далее во время движения южноаравийских племён на север в Мекке обосновалось племя хузаа. Затем их вытеснили представители племени курайш. Ещё до рождения Пророка Мухаммада ﷺ и до его посланнической миссии курайшиты прочно утвердились в Мекке.
Знаменательным событием того времени стало то, что в 571 году, в год рождения Пророка Мухаммада ﷺ Абрахат Ашрам выступил с намерением разрушить священную Каабу.
В 5–6 вв. Мекка была важным перекрёстком торговых путей, по которым к средиземноморским берегам доставляли специи и благовония, драгоценные камни и металлы, кожи и слоновую кость из Аравии, Индии и Африки. Через Мекку ехали купцы, направляясь из Вавилонии и Ирана в Йемен, к берегам Индийского океана и Красного моря. В конце 6 в. отношения между Ираном и Византией были напряженными, и купцы, не желавшие попасть на территорию военных действий, стали искать новые маршруты и новые места для торговли. Постепенно теряла свое значение Пальмира (древний Тадмор) и Хира на севере Ирака. Смещение торговых путей к югу принесло временное преимущество Мекке. Она стала пунктом, связывающим континентальные районы Азии с югом Аравии и африканским побережьем. Это предопределило знакомство жителей древней Мекки с культурой и религиозными верованиями народов этих районов.
Торговля с ближними и дальними соседями приносила большие доходы. Мекканцы создали систему договоров с соседними племенами, а благоприятные климатические условия оазиса, в котором находилась Мекка, сделали город не только коммерческим, но и сельскохозяйственным центром.
В экономическом отношении Мекка сумела воспользоваться как своим географическим положением, так и византийско-персидской враждой, и это позволило ей выдвинуться в ведущие города региона.
Тем не менее, постоянные набеги бедуинов, военные действия между Персией и Византией, и чума, вспыхивающая с интервалом в семь лет, делали ситуацию в Мекке нестабильной. Инерция общинно-родовой организации уже не отвечала меняющимся условиям. Было очевидно, что примитивное язычество, являвшееся идеологической основой традиционных отношений, не выдерживало конкуренции с соседними мировыми религиями.
Первоначально курайшиты занимались разведением верблюдов, которых сдавали внаём караванщикам, а так как дороги были небезопасными, то они за определённую плату сопровождали караваны. Курайшиты, представлявшие мекканскую аристократию, взяли на себя охрану языческих идолов, установленных неподалеку от Каабы, паломничество к ней, организацию ярмарок, которые происходили здесь дважды в год – весной и осенью, когда по взаимному согласию местных племён прекращались набеги и вражда.
Курайшиты делились на десять родов, среди которых богатством выделялся род Умайа (Омейа) (род Хашим, к которому принадлежало семейство Мухаммада, напротив, был бедным).
С образованием халифата значение Мекки как торгового центра уменьшилось, но её религиозное значение возросло, особенно благодаря паломничеству. До середины 10 в. вместе с другими городами Хиджаза Мекка находилась под властью сначала Омейадов, затем Аббасидов. В 929 г. Мекка подверглась нашествию бахрейнских карматов, а в 941 г. была присоединена к египетско-сирийским владениям Мухаммада Ишхида (935–946) и с тех пор находилась в зависимости от Египта. В 1517 г. Мекка признала суверенитет турецких султанов, при которых местные правители – шерифы – пользовались значительной самостоятельностью. В 1916 г. восстание Хусейна ибн Али положило конец власти османов в Хиджазе. В 1924 г. Мекка была взята войсками ваххабитов под руководством Ибн-Сауда. В 1932 г. вошла в состав королевства Саудовская Аравия.
Первое расширение Масджидуль харам произошло по указу Умара ибн Хаттаба. Были добавлены дополнительные стены и двери. Затем халиф Усман бин Аффан отдал распоряжение отреставрировать и расширить мечеть, а также покрыть её кисвой – специальным покрывалом. Реставрация и расширение территории Харама происходили и в дальнейшие времена при правлении различных династий. Работы по расширению Масджидуль Харам продолжаются и сегодня, создаются всё новые и новые условия для паломников. Целью этих работ является то, чтобы мечеть могла вместить в себя как можно больше паломников, число которых с каждым годом увеличивается.
Мекка, как и раньше, остаётся торговым центром. Но главным её занятием всё-таки можно назвать обслуживание паломников. Мекка ни на миг не расстаётся с паломниками, даже если не в сезон хаджа, так в сезон умры – малого паломничества, время которого не ограничено.
Мекка была и остаётся центром мусульманской уммы и дай Господь, чтобы так было всегда! Амин.
islam.ru