Мечеть Куба была построена после переселения Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину. Место для ее строительства было выбрано там, где остановилась верблюдица Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). На этом участке находился колодец, принадлежавший сподвижнику Абу Айюбу аль-Ансари (да будет доволен им Аллах).
Это первая мечеть, построенная в Медине. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) собственноручно начертал ее план и лично участвовал в строительстве, находясь у племени Бану ‘Амр ибн ‘Ауф. Впоследствии он время от времени посещал эту мечеть.
Сообщается со слов ибн Умара (да будет доволен ими Аллах):
كَانَ سَالِمٌ مَوْلَى أَبِي حُذَيْفَةَ يَؤُمُّ المُهَاجِرِينَ الأَوَّلِينَ ، وَأَصْحَابَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي مَسْجِدِ قُبَاءٍ فِيهِمْ أَبُو بَكْرٍ ، وَعُمَرُ ، وَأَبُو سَلَمَةَ ، وَزَيْدٌ ، وَعَامِرُ بْنُ رَبِيعَةَ
«Салим, вольноотпущенник Абу Хузайфы, возглавлял в намазе мухаджиров (переселенцев) и сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в мечети Куба. Среди них были Абу Бакр, ‘Умар, Абу Салама, Зайд и ‘Амир ибн Раби‘а»[1].
Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (ум. 852 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:
فَهُوَ أَوَّلُ مَسْجِدٍ بُنِيَ يَعْنِي بِالْمَدِينَةِ، وَهُوَ فِي التَّحْقِيقِ أَوَّلُ مَسْجِدٍ صَلَّى النَّبِيُّ ﷺ فِيهِ بِأَصْحَابِهِ جَمَاعَةً ظَاهِرًا، وَأَوَّلُ مَسْجِدٍ بُنِيَ لِجَمَاعَةِ الْمُسْلِمِينَ عَامَّةً
«Это первая мечеть, построенная в Медине. И на самом деле, первая мечеть, в которой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) открыто совершал коллективный намаз вместе со своими сподвижниками. Также это первая мечеть, построенная для всей мусульманской общины в целом»[2].
После завершения строительства мечети Всевышний Аллах похвалил верующих, сказав в суре «ат-Тауба»:
لَّمَسْجِدٌ أُسِّسَ عَلَى التَّقْوَىٰ مِنْ أَوَّلِ يَوْمٍ أَحَقُّ أَن تَقُومَ فِيهِ ۚ فِيهِ رِجَالٌ يُحِبُّونَ أَن يَتَطَهَّرُوا ۚ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُطَّهِّرِينَ
«Мечеть, основанная на богобоязненности с первого дня, больше заслуживает того, чтобы ты совершал в ней намазы. В ней — мужчины (ансары), которые любят очищаться. Поистине, Аллах любит очищающихся»[3].
Почему мечеть Куба получила такое название?
Историк и географ Якут аль-Хамави (ум. 626 г. х.), автор книги «Му‘джам аль-Бульдан», пишет:
بالضم: وأصله اسم بئر هناك عرفت القرية بها وهي مساكن بني عمرو بن عوف من الأنصار
«Слово “Куба” произносится с даммой (с “у”). Изначально так назывался колодец, находившийся в тех краях. Селение стало известно под этим именем и являлось местом проживания племени Бану ‘Амр ибн ‘Ауф из числа ансаров»[4].
Мечеть, основанная на богобоязненности
Среди ученых существует разногласие относительно того, какая именно мечеть упоминается в Коране как «мечеть, основанная на богобоязненности».
Имам аль-Маварди (ум. 450 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:
وفِيهِ ثَلاثَةُ أقاوِيلَ: أحَدُها: أنَّهُ مَسْجِدُ رَسُولِ اللَّهِ ﷺ بِالمَدِينَةِ، قالَهُ أبُو سَعِيدٍ الخُدْرِيُّ ورَواهُ مَرْفُوعًا. الثّانِي: أنَّهُ مَسْجِدُ قُباءٍ، قالَهُ الضَّحّاكُ وهو أوَّلُ مَسْجِدٍ بُنِيَ في الإسْلامِ، قالَهُ ابْنُ عَبّاسٍ وعُرْوَةُ بْنُ الزُّبَيْرِ وسَعِيدُ بْنُ جُبَيْرٍ وقَتادَةُ والضَّحّاكُ. الثّالِثُ: أنَّهُ كُلُّ مَسْجِدٍ بُنِيَ في المَدِينَةِ أُسِّسَ عَلى التَّقْوى، قالَهُ مُحَمَّدُ بْنُ كَعْبٍ
По этому поводу существует три мнения:
Первое: это мечеть Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине. Об этом сказал Абу Са‘ид аль-Худри, передав как хадис от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по цепочке марфу‘;
Второе: это мечеть Куба. Так сказал ад-Даххак. Это первая мечеть, построенная в Исламе. Этого мнения придерживались ибн Аббас, ‘Урва ибн аз-Зубайр, Са‘ид ибн Джубайр, Катада и ад-Даххак;
Третье: под этим подразумевается всякая мечеть в Медине, основанная на богобоязненности. Так сказал Мухаммад ибн Ка‘б»[5].
Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (ум. 852 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:
وَقَدِ اخْتُلِفَ فِي الْمُرَادِ بِقَوْلِهِ تَعَالَى: ﴿لَمَسْجِدٌ أُسِّسَ عَلَى التَّقْوَى مِنْ أَوَّلِ يَوْمٍ﴾ فَالْجُمْهُورُ عَلَى أَنَّ الْمُرَادَ بِهِ مَسْجِدُ قُبَاءَ، هَذَا وهُوَ ظَاهِرُ الْآيَةِ، وَرَوَى مُسْلِمٌ مِنْ طَرِيقِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ أَبِي سَعِيدٍ عَنْ أَبِيهِ سَأَلْتُ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ عَنِ الْمَسْجِدِ الَّذِي أُسِّسَ عَلَى التَّقْوَى فَقَالَ: هُوَ مَسْجِدُكُمْ هَذَا، وَلِأَحْمَدَ، وَالتِّرْمِذِيِّ مِنْ وَجْهٍ آخَرَ عَنْ أَبِي سَعِيدٍ اخْتَلَفَ رَجُلَانِ فِي الْمَسْجِدِ الَّذِي أُسِّسَ عَلَى التَّقْوَى، فَقَالَ أَحَدُهُمَا: هُوَ مَسْجِدُ النَّبِيِّ ﷺ. وَقَالَ الْآخَرُ: هُوَ مَسْجِدُ قُبَاءَ، فَأَتَيَا رَسُولَ اللَّهِ ﷺ فَسَأَلَاهُ عَنْ ذَلِكَ فَقَالَ: هُوَ هَذَا، وَفِي ذَلِكَ – يَعْنِي مَسْجِدَ قُبَاءٍ – خَيْرٌ كَثِيرٌ. وَلِأَحْمَدَ، عَنْ سَهْلِ بْنِ سَعْدٍ نَحْوَهُ، وَأَخْرَجَهُ مِنْ وَجْهٍ آخَرَ عَنْ سَهْلِ بْنِ سَعْدٍ، عَنْ أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ مَرْفُوعًا
«Существует разногласие относительно смысла слова Всевышнего: “Мечеть, основанная на богобоязненности с первого дня”. Большинство ученых считает, что речь идет о мечети Куба, и это является явным смыслом аята.
Муслим передал от Абдур-Рахмана ибн абу Са‘ида, а тот — от своего отца, что он спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о мечети, основанной на богобоязненности, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Это ваша мечеть”.
Ат-Тирмизи передал с другой стороны от Абу Са‘ида, что два человека спорили о том, какая именно мечеть является той, что основана на богобоязненности. Один говорил, что это мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), другой — что это мечеть Куба. Они пришли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и спросили его об этом, и он сказал: “Это эта (мечеть)”, — подразумевая мечеть Куба, — и добавил: “В ней много добра”.
Ахмад также передал подобное от Сахля ибн Са‘да и от Убайя ибн Ка‘ба по цепочке марфу‘»[6].
Достоинства посещения мечети Куба
Посещение мечети Куба и совершение в ней намаза имеет множество достоинств, среди которых:
1. Сахль ибн Хунейф (да будет доволен им Аллах) сообщил о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
من تطَهَّرَ في بيتِهِ , ثمَّ أتى مسجدَ قباءٍ ، فصلَّى فيهِ صلاةً ، كانَ لَهُ كأجرِ عمرةٍ
«Кто очистился в своем доме, а затем пришел в мечеть Куба и совершил в ней намаз, тому полагается награда, подобная награде за совершение малого паломничества (‘умры)»[7].
2. Сообщается от Са‘да ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لأَن أُصلِّيَ في مسجِدِ قُباءَ رَكْعتينِ أحبُّ إليَّ من أن آتيَ بيتَ المقدسِ مرَّتينِ، لو يعلَمونَ ما في قُباءَ لضربوا أَكْبادَ الإبلِ
«Совершить в мечети Куба два ракаата любимее для меня, чем дважды посетить Байт аль-Макдис (мечеть аль-Акса). Если бы люди знали, какую награду несет в себе мечеть Куба, они пришли бы к ней, даже если бы пришлось гнать верблюдов»[8].
3. Сообщается со слов ибн Умара (да будет доволен им Аллах):
كانَ النبيُّ صلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ يَأْتي مَسْجِدَ قُباءٍ كُلَّ سَبْتٍ ماشِيًا وراكِبًا
«Обычно посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приходил в мечеть Куба по субботам, иногда отправляясь к ней верхом, а иногда — пешком»[9].
Имам Абдур-Рауф аль-Мунави аш-Шафии (ум. 1031 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:
وكان النبي صلى الله عليه وسلم يزوره راكبا وماشيا قال الحافظ الزين العراقي: فيه ندب زيارة مسجد قباء والصلاة فيه ويسن كونه يوم السبت لحديث ابن عمر المتفق عليه بذلك ومن حكمته أنه كان يوم السبت يتفرغ لنفسه ويشتغل بقية الجمعة من أول الأحد بمصالح الأمة ولا ينافي هذا خبر لا تشد الرحال إلا إلى ثلاثة مساجد لأن بين قباء والمدينة ثلاثة أميال وما قرب من المصر ليس في الذهاب إليه شد رحل
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посещал мечеть Куба верхом и пешком. Хафиз Зайнуддин аль-‘Ираки сказал: “В этом (хадисе) есть указание на желательность посещения мечети Куба и совершения в ней намаза. Также сунной является делать это в субботу, основываясь на достоверном хадисе от ибн ‘Умара, переданном аль-Бухари и Муслимом”.
Из мудрости того, почему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посещал ее именно по субботам, — то, что в этот день он освобождал себя для личных нужд, в то время как в остальные дни недели — с воскресенья по пятницу — был занят делами общины. Также это не противоречит хадису: “Не дозволено отправляться в путь, кроме как к трем мечетям…”, поскольку между Куба и Мединой всего три мили, а поездка на столь короткое расстояние не считается “путешествием ради поклонения”, которое запрещено, кроме как к трем мечетям»[10].
[1] Аль-Бухари.
[2] «Фатх аль-Бари» (7/245).
[3] Коран (9:108).
[4] «Му‘джам аль-Бульдан» (4/301).
[5] «Ан-Нукат ва-ль-’Уйун» (1/145).
[6] «Фатх аль-Бари» (7/245).
[7] Ибн Маджа.
[8] «Аль-Мустадрак» Аль-Хаким (№4337).
[9] Аль-Бухари.
[10] «Файд аль-Кадир» (4/244).
darulfikr.ru