Определение понятия «сахаби» в книгах по Усуль аль-Фикх
Ученые по усуль аль-фикх дают определение понятию «сахаби» немного отличное от тех, что дают ученые по хадису.
Одним из ключевых определений данного понятия в книгах по усуль аль-фикх, отличающихся от определений, приводимых в книгах по хадису, является то, что приводит аль-Амиди в «аль-Ихкам фи усуль аль-Ахкам»[1] от аль-Джахиза:
من طالت صحبته للنبي صلى الله عليه و سلم و أخذ عنه العلم
«Тот, кто долго находился рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, и брал от него знания».
Первая проблема этого определения заключается в его авторе, — аль-Джахиз был одним из имамов му’тазилитов, которого имам аз-Захаби описал как: «имам заблудших»[2].
Что касается самого определения, то не существует доказательств тому, что длительное нахождение рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, является условием сподвижничества, также чтобы человек брал знания непосредственно от него.
Похожее на это определение приводит и ибн аль-Хаджиб:
من طالت صحبته للنبي صلى الله عليه و سلم و روى عنه و كثرت مجالسته
«Тот, кто находился долго рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, передает от него хадисы и часто был с ним в разных собраниях».[3]
В этом определении условием сподвижничества ставят передачу хадисов, что условием быть не может, поскольку некоторые сахаби отказывались передавать хадисы, боясь допустить ошибку в словах и непреднамеренно исказить слова посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.
Также в книгах по усулю распространенно следующее определение:
من رأى النبي صلى الله عليه و سلم و اختص به الصاحب بالمصاحب و إن لم يرو عنه و لم يتعلم منه
«Тот, кто видел пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, и находился близко к нему долгое время, даже если он не передавал от него хадисов, и не брал у него знания».
Это определение, которое можно найти во многих книгах по усулю, в том числе и в «аль-Мустасфе» имама аль-Газали[4].
В этом определении условием ставят длительное нахождение рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, что, как мы уже выясняли, также не является условием для сподвижничества.
И из всех определений, данных учеными по усулю, самым близким к определению знатоков хадиса является то, что приводил имам ас-Субки в «Джам` аль-Джавами»:
من اجتمع مؤمنا بمحمد صلى الله عليه و سلم و إن لم يرو و لم يطل
«Тот, кто верующим встретился с Мухаммадом, солляллаху аляйхи ва саллям, даже если не передает от него хадисов и не был с ним рядом долгое время»[5].
Это определение из книг по усулю является самым близким к пониманию ученых по хадису, ибо в нем не приводятся те условия, которые можно найти в других книгах по усулю, как, например, длительность пребывания рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, получение от него знаний или передача хадисов.
Читатель может спросить о причине такого серьезного различия в определениях некоторых ученых по усулю и ученых по хадису.
Причина, скорее всего, связана с тем, что усуль аль-фикх рассматривает различные источники шариата с позиции метода выведения решения из них, и поэтому если какой-то сахаби не передает каких-то хадисов, то значит он не входит в сферу рассмотрения усуль аль-фикха. А Аллах знает лучше.
[1] 2\130;
[2] Аль-Мизан, 3\247;
[3] Мунтаха аль-Вусуль, стр.81.
[4] 1\105;
[5] Джам аль-Джавами, 2\165.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует, ин ша Аллаh.
_______________________________
Azan.kz