Ближайших родственников и домочадцев Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) принято называть Ахлю аль-бейт, что переводится с арабского как «обитатели дома».
Любовь и доброе отношение к членам семьи пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) является проявлением по отношению к нему преданности и верности. Верующие возносят мольбы (дуа) об их благословении во время намазов и при упоминании имени Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), говоря:
اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيد
«О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада так, как Ты благословил Ибрахима и семейство Ибрахима. Поистине, Ты – Восхваляемый, Прославляемый».
У ученых существует несколько мнений в вопросе того, кто относится к числу семейства Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Некоторые из них сказали, что к Ахлю аль-бейт относятся только потомки рода бану Хашим; некоторые сказали, что семейство Пророка (сав) — это курайшиты; третьи, что к пророческому семейству относятся все богобоязненные люди его общины.
Однако наиболее достоверное мнение — то которое выбрал имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) — заключается в том, что к семейству Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относятся люди, принадлежащие роду бану Хашим и роду бану аль-Мутталиб.
Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) пишет:
الْمُرَادُ بِالْآلِ هُنَا بَنُو هَاشِمٍ وَبَنُو الْمُطَّلِبِ عَلَى الْأَرْجَحِ مِنْ أَقْوَالِ الْعُلَمَاءِ
«Под семейством подразумеваются, согласно наиболее достоверному мнению ученых, род Бану Хашим и Бану аль-Мутталиб»[1].
Сообщается, что Джубайр ибн Мутим (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я пришел вместе с Усманом ибн Аффаном (да будет доволен им Аллах) к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал: “О Посланник Аллаха! Ты наделил людей из бану аль-Мутталиб, но ничего не дал нам, а ведь мы состоим с тобой в родстве такой же степени, как и они”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:
إِنَّمَا بَنُو هَاشِمٍ وَبَنُو المُطَّلِبِ شَيْءٌ وَاحِدٌ
“Бану Хашим и Бану аль-Мутталиб — это одно целое”»[2].
Из рода Бану Хашим были:
• Хамза;
• Аль-Аббас;
• Джафар ибн Абу Талиб;
• Али ибн Абу Талиб;
• Хасан и Хусейн;
• Али Зайнуль-Абидин;
• Мухаммад аль-Бакыр;
• Джафар ас-Садик;
• Муса аль-Казым.
Из рода бану Мутталиб был имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) — его родословная пересекается с родословной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на линии деда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Абду-Манафа.
Жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относятся к Ахлю аль-бейт
Арабы часто употребляют слово «ахль» для указания на жену. Глагол تأهّل «тааххаля» употребляется в значении «жениться». Выражение «ахлю аль-бейт» принято использовать для обозначения семьи Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или обитателей его дома, как об этом писал ар-Рагиб ас-Асбахани (да смилуется над ним Аллах).
Всевышний Аллах сказал:
وَقَرْنَ فِي بُيُوتِكُنَّ وَلَا تَبَرَّجْنَ تَبَرُّجَ الْجَاهِلِيَّةِ الْأُولَى وَأَقِمْنَ الصَّلَاةَ وَآتِينَ الزَّكَاةَ وَأَطِعْنَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ إِنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيُذْهِبَ عَنكُمُ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ وَيُطَهِّرَكُمْ تَطْهِيرًا
«Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как во времена джахилии, выстаивайте намаз, выплачивайте закят и подчиняйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает удалить от вас все скверное, о семья Пророка, и очистить вас (от всего дурного) полностью»[3].
Из этих слов ясно следует, что жены также относятся к Ахлю аль-бейт, и в то же время из это не вытекает, что только они являются Ахлю аль-бейт. Мы должны смотреть на общий смысл аята, а не на конкретность причины.
Хафиз ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) пишет:
وَهَذَا نَصٌّ فِي دُخُولِ أَزْوَاجِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي أَهْلِ الْبَيْتِ هَاهُنَا؛ لِأَنَّهُنَّ سَبَبُ نُزُولِ هَذِهِ الْآيَةِ
«Из этого следует, что жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) входят в число членов его семьи, поскольку они стали причиной ниспослания этого аята»[4].
Достоинства Ахлю аль-бейт
Всевышний Аллах упомянул семейство Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Коране проявляя почет по отношению к ним:
Сказал Всевышний Аллах:
إِنَّمَا يُرِيدُ اللَّـهُ لِيُذْهِبَ عَنكُمُ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ وَيُطَهِّرَكُمْ تَطْهِيرً
«Аллах желает удалить от вас все скверное, о семья Пророка, и очистить вас (от всего дурного) полностью» (Коран, 33:33).
В тафсире имама аль-Багави (да смилуется над ним Аллах) «Маалим ут-Танзиль» 3/637 приводится разъяснение этого аята:
وَأَرَادَ بِأَهْلِ الْبَيْتِ: نِسَاءَ النَّبِيِّ ﷺ لِأَنَّهُنَّ فِي بَيْتِهِ، وَهُوَ رِوَايَةُ سَعِيدِ بْنِ جُبَيْرٍ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، وَتَلَا قَوْلَهُ: ” وَاذْكُرْنَ مَا يُتْلَى فِي بُيُوتِكُنَّ مِنْ آيَاتِ اللَّهِ “، وَهُوَ قَوْلُ عِكْرِمَةَ وَمُقَاتِلٍ. وَذَهَبَ أَبُو سَعِيدٍ الْخُدْرِيُّ، وَجَمَاعَةٌ مِنَ التَّابِعَيْنَ، مِنْهُمْ مُجَاهِدٌ، وَقَتَادَةُ، وَغَيْرُهُمَا: إِلَى أَنَّهُمْ عَلِيٌّ وَفَاطِمَةُ وَالْحَسَنُ وَالْحُسَيْنُ
«Под ахлю аль-бейт имеются в виду жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и это версия Саида ибн Джубейра со слов Ибн Аббаса, который после прочел аят: “Вспоминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха”, и это мнение Икрима и Мукатиля. Абу Саид аль-Худри и группа табиинов, среди которых был Муджахид и Катада и другие посчитали, что имеются ввиду Али, Фатима, аль-Хасан и аль-Хусейн».
Сказал Всевышний Аллах:
قُل لَّا أَسْأَلُكُمْ عَلَيْهِ أَجْرًا إِلَّا الْمَوَدَّةَ فِي الْقُرْبَى
«Скажи: “Я не прошу у вас за это никакой награды, кроме любви ради близости (ради моей близости к вам, или ради вашей близости к Аллаху, или любви к моим близким родственникам)”» (Коран, 42:23)
В «Сахихе» имама Муслима приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в своей проповеди:
إني تارك فيكم الثقلين: كتاب الله، وعترتي، وإنهما لم يفترقا حتى يردا علي الحوض
«Поистине, я оставляю среди вас две ценности: Книгу Аллаха и мое семейство, они никогда не отделятся друг от друга, пока не примкнут ко мне около Хауда».
Имам ат-Тирмизи также передал со слов Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), что он видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в день стояния на горе Арафат во время хаджа, сидя на своей верблюдице Касве, читал проповедь:
ياأيها الناس إني تركت فيكم ما إن أخذتم به لن تضلوا: كتاب الله، وعترتي أهل بيتي
«О люди! Я оставляю вам то, за что если вы будете держаться, то никогда не свернете с истинного пути, — это Книга Аллаха (то есть Коран) и моя семья (Ахлю аль-бейт)».
Под семейством в данном случае имеются в виду имамы — ученые из числа Ахлю аль-бейт, но не всякий, кто относит себя к роду Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и на это указывали ученые.
Имам Абдур-Рауф аль-Мунави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
قال الحكيم : والمراد بعترته هنا العلماء العاملون ، إذ هم الذين لا يفارقون القرآن ، أما نحو جاهل وعالم مخلط فأجنبي عن المقام
«Сказал аль-Хаким, что под семейством имеются ученые, так как они — те, кто не расходится с Кораном. А что касается невежественного человека или ученого, который небрежно относится к практике знаний, то он не обладает этим статусом»[5].
Имам ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) пишет:
ثم الذين وقع الحث عليهم منهم إنما هم العارفون بكتاب الله وسنة رسوله ، إذ هم الذين لا يفارقون الكتاب إلى الحوض ، ويؤيده الخبر السابق : ولا تعلموهم فإنهم أعلم منكم ، وتميزوا بذلك عن بقية العلماء ، لأن الله أذهب عنهم الرجس وطهرهم تطهيرا ، وشرفهم بالكرامات الباهرة والمزايا المتكاثرة ، وقد مر بعضها
«Те, за которыми было побуждение следовать, — это знающие Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Они являются теми, кто не отходит от Корана до тех пор, пока не придут к Источнику (Хауд), и подтверждает это упомянутый ранее хадис: “Не стоит обучать их, ибо они знают лучше вас”. Этим они отличались от остальных ученых, так как Аллах удалил из них все скверное и полностью очистил. Он удостоил их удивительными чудесами (карамат) и множеством достоинств»[6].
Сообщается со слов Абу Саида аль-Худри, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
والذي نفسي بيده ، لا يبغضنا أهل البيت أحد إلا أكبه الله في النار
«Клянусь Аллахом Тем, в Чьей Длани душа моя, любого (человека,) который ненавидит нас — обитателей дома (Ахлю аль-бейт) Аллах обязательно введет в (адский) Огонь!»[7]
В «Сахихе» аль-Бухари также сообщается, что Абу Бакр сказал Али (да будет доволен ими Аллах):
والذي نفسي بيده لقرابة رسول الله صلى الله عليه وسلم أحب إلى أن أصل من قرابتي
«Клянусь Аллахом, поддерживать родство Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) дороже мне, чем мое собственное родство».
Некоторые шариатские положения, связанные с Ахлю аль-бейт
Семейству Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) запрещено брать средства из закята и желательную милостыню (садака).
От Абдуль-Мутталиба ибн Рабиа (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إنّ الصَّدَقَةَ لا تَنْبغي لآلِ محمَّدٍ و إنَّما هِيَ أوْساخُ النَّاسِ
«Поистине, членам семьи Мухаммада не следует прикасаться к садака, ибо садака есть ни что иное, как грязь людей»[8].
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) комментирует:
قوله صلى الله عليه وسلم (إنما هي أوساخ الناس) تنبيه على العلة في تحريمها على بني هاشم وبني المطلب وأنها لكرامتهم وتنزيههم عن الأوساخ ومعنى أوساخ الناس أنها تطهير لأموالهم ونفوسهم كما قال تعالى خذ من أموالهم صدقة تطهرهم وتزكيهم بها فهي كغسالة الأوساخ
«Его слова (да благословит его Аллах и приветствует): “Есть ни что иное, как грязь людей”, есть указание на причину запрета прикосновения к садака членами бану Хашим и бану ль-Мутталиб из-за их достоинства, чтобы они держались подальше от грязи. И под словами “грязь людей” имеется в виду очищение для их имущества и душ, как сказал Всевышний: “Бери (Мухаммад) из их имущества пожертвования, чтобы этим очистить их (от грехов) и исправить”[9], —и это подобно очищению от грязи»[10].
Хатыб аш-Ширбини (да смилуется над ним Аллах) пишет:
(وَ) شَرْطُ آخِذِ الزَّكَاةِ أَيْضًا (أَنْ لَا يَكُونَ هَاشِمِيًّا وَلَا مُطَّلِبِيًّا) وَلَوْ انْقَطَعَ عَنْهُمْ خُمُسُ الْخُمُسِ لِخُلُوِّ بَيْتِ الْمَالِ مِنْ الْفَيْءِ وَالْغَنِيمَةِ، أَوْ لِاسْتِيلَاءِ الظَّلَمَةِ عَلَيْهِمَا، وَكَذَا يَحْرُمُ عَلَيْهِمَا الْأَخْذُ مِنْ الْمَالِ الْمَنْذُورِ صَدَقَتُهُ كَمَا اعْتَمَدَهُ شَيْخِي لِعُمُومِ قَوْلِهِ – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -: «إنَّ هَذِهِ الصَّدَقَاتِ لَا تَحِلُّ لِمُحَمَّدٍ وَلَا لِآلِ مُحَمَّدٍ» رَوَاهُ مُسْلِمٌ.
«Также условием для получателя закята является то, что он не должен принадлежать к потомству бану Хашим и бану аль-Мутталиб, даже если им не выплачивается хумус (пятая часть из хумуса добычи) из-за отсутствия поступлений в Байт аль-маль или его захвата притеснителями. Также запрещается им брать что-либо из имущества, переданного в назру. Это мнение посчитал аргументированным мой шейх (Закария аль-Ансари, да смилуется над ним Аллах), потому что это все заключается в словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Поистине, эта милостыня недозволена Мухаммаду и семейству Мухаммада”[11]»[12].
[1] «Фатх уль-Бари» (3/354).
[2] Аль-Бухари.
[3] Коран, 33:33.
[4] «Тафсир аль-Куръан аль-азым» (6/410).
[5] «Файд аль-кадыр» (3/14).
[6] «Ас-Саваик аль-мухрика», стр. 232.
[7] Аль-Хаким.
[8] Муслим.
[9] Коран, 9:103.
[10] «Шарх Сахих Муслим» (7/179).
[11] Муслим.
[12] «Мугни аль-мухтадж» (4/182).
darulfikr.ru