Любовь к ахлюль-байт
Любовь к семье пророка ﷺ (ахлюль-байт) была и всегда должна быть неотъемлемой частью веры человека. Посредством этой любви человек добудет довольство пророка ﷺ, а в конечном итоге – довольство Аллаха. Поэтому одно из постановлений времен правления господина Абу Бакра гласило:
Берегите права Мухаммада в отношении его семьи.
Однако находятся люди, желающие создать впечатление, что лишь их течение любит семью пророка ﷺ, а сподвижники, их последователи, корановеды, хадисоведы, правоведы, суфии и мусульманская община в целом не исполнили после смерти пророка ﷺ свои обязанности в отношении его семьи, то есть не проявили должной любви и не выполнили ее прав.
Чтобы ответить на это ошибочное представление, нужно сначала понять, что вообще означает понятие «ахлюль-байт» (семья пророка ﷺ).
Определение ахлюль-байт
Если человеку сообщить, что к нему направляется кто-нибудь с семьей, он, естественно, спросит о том, кто входит в число членов семьи, сколько их, чтобы должным образом подготовиться к приему гостей. Действия наугад иной раз могут выйти боком, особенно если гость прибудет с семьей в расширенном составе, включая родителей, родственников жены, братьев, сестер и т. д. Еще хуже будет ситуация, когда хозяин не пустит на порог определенных членов семьи по той лишь причине, что он не считает их частью семьи гостя. Разве не обидит такая ситуация гостя? Не скажет ли он, что если всю семью не пускают, то и он не собирается входить в дом? Так же и с ахлюль-байт: нельзя, чтобы каждый самолично решал, кого туда включать, а кого исключать. Указывать состав семьи пророка ﷺ – исключительное право самого пророка ﷺ.
Поэтому за разъяснением нужно обратиться к священному Корану и благословенной Сунне. Если мы сами начнем определять состав ахлюль-байт, это приведет к полной путанице. К сожалению, именно это и происходит в некоторых регионах. Поскольку семье пророка ﷺ уделяют особое внимание в исламе, крайне важно наличие ясного указания на то, кто именно входит в ее число. Без ясного указания из священного Корана и достоверной Сунны каждый бы давал собственное определение ахлюль-байт, включая и исключая из нее людей безо всяких твердых на то оснований.
Жены пророка ﷺ как часть его семьи
Первыми, о ком говорится в связи с данным понятием, являются почтенные жены пророка ﷺ. На то имеются следующие причины:
1) Словосочетание «ахлюль-байт» в связи с пророком ﷺ появляется в священном Коране лишь раз – в аяте, известном как «аят-ут-тахйир». Там говорится о ситуации, когда его женам был дан выбор: либо поднять свой уровень жизни, лишившись мужа, либо проявить терпение в отношении своей аскетичной жизни и остаться при этом женами пророка ﷺ как в этом мире, так и на том свете. Каждая его супруга выбрала отказ от мирского в пользу того, чтобы быть женой пророка ﷺ. Оценивая сделанный ими выбор, Всемогущий Аллах обращается к ним двумя почетными титулами:
О, жены пророка… ахлюль-байт… (Коран, 46:32–34)
2) Ясное указание приводится и в хадисе, приводимом в сборнике «Сахих» имамом Бухари (милость ему Аллаха). Согласно данному сообщению, пророк ﷺ обращался к госпоже Аише (да будет доволен ею Аллах) как к «ахлюль-байт»:
Подойдя к комнате Аиши, пророк ﷺ сказал:
– Мира вам, ахлюль-байт, и милости Аллаха! (Бухари)
3) Славословие, которому обучил мусульман пророк ﷺ, включал следующие варианты слов:
О, Аллах, благослови Мухаммада и семью Мухаммада, как Ты благословил семью Ибрахима… (Бухари, Муслим)
О, Аллах, благослови Мухаммада, его жен и потомство, как Ты благословил семью Ибрахима… (Бухари, Муслим)
Оба варианта мольб являются приемлемыми, и отсюда понятно, что значение второй мольбы полностью соответствует первой, а значит, значение слова «семья» включает жен и детей пророка ﷺ.
Близкие сподвижники как часть семьи
Пророк ﷺ использовал словосочетание «ахлюль-байт» не только для своей семьи, но и для тех сподвижников, у которых с ним были тесные отношения. Примеры тому мы видим в хадисах:
1) Однажды пророк ﷺ объявил, что Фатыма, Али, Хасан и Хусейн (да будет доволен ими Аллах) – из его семьи (ахль). Василя ибн Аска (да будет доволен им Аллах), услышал, как пророк ﷺ говорил:
– О, Аллах, это моя семья (ахлюль-байт).
– Посланник Аллаха, а я? – спросил Василя, на что пророк ﷺ ответил:
– Ты тоже из моей семьи. (Ибн Хиббан)
2) Пророк ﷺ набросил накидку на господина Аббаса (да будет доволен им Аллах) и его детей и сказал:
– Это моя семья (ахлюль-байт). (Амаль-уль-яум валь-ляйля)
3) Когда во время копания рва мухаджиры и ансары обсуждали, к какой группе относится Салман Фарси (да будет доволен им Аллах), поскольку каждый желал, чтобы он был в их группе, пророк ﷺ сказал:
– Салман – из нас, из ахлюль-байт. (Табарани)
4) Когда пророк ﷺ объявил о запрете для своих кровных родственников (потомков Хашима и Мутталиба) на получение закята, он обратился ко всем ним как к «ахлюль-байт». (Ибн Хузейма)
Рассказ Зейда ибн Аркама
Язид ибн Хаян сообщал, что однажды он пошел с Хусейном ибн Саброй и Умаром ибн Муслимом к Зейду ибн Аркаму (да будет доволен им Аллах), и Хусейн ибн Сабра сказал:
– Зейд, тебе выпала большая честь видеть пророка ﷺ, слушать его, сражаться на его стороне, совершать за ним намаз. Зейд, ты добыл большое благо. Зейд, расскажи нам, что ты слышал от посланника Аллаха ﷺ.
– Я постарел, срок мой почти подошел к концу, и я позабыл часть того, что помнил в отношении посланника Аллаха ﷺ. Поэтому примите то, что я расскажу вам. А к тому, что не расскажу, не принуждайте… Однажды пророк ﷺ встал среди нас для проведения проповеди у водопоя Хумм между Меккой и Мединой. Он восхвалил Аллаха, восславил Его, провел проповедь с увещеванием и сказал: «Люди, я – человек. Скоро ко мне прибудет гонец (ангел смерти) от Господа, и я отвечу на зов Аллаха. Я оставляю вам два весомых аспекта. Первый – это Книга Аллаха, в которой содержится верное руководство и свет, держитесь же Книги Аллаха и следуйте ей». Призвав нас к Книге Аллаха, он сказал: «Второй – члены моей семьи. Помните Аллаха в отношении членов моей семьи (он повторил это трижды)».
– Кто члены его семьи? – спросил Хусейн Зейда. – Разве это не его жены?
– Его жены – члены его семьи, но имелись в виду те члены его семьи, которым нельзя принимать закят.
– Кто они?
– Али и потомство Али, Акыль и потомство Акыля, а также потомство Джафара и потомство Аббаса.
– Всем им запрещено принимать закят?
– Да. (Муслим)
askimam.ru