(Кибла — направление, куда обращаются при совершении намаза)
На заре Ислама намаз совершали по два рака’ата утром и перед закатом. При этом мусульмане молились, обратившись в сторону Байт аль-Мукаддаса, пока не стали обязательными пять намазов в сутки. Позже начали молиться, обращаясь в сторону Байт аль-Мукаддаса, так чтобы Кааба была между молящимся и Байт аль-Мукаддасом. Хабибуллах(саллаллаху аляйхи ва саллям) не перестал почитать Байтуллах, хотя киблой ему была указана мечеть Аль-Акса.
После переселения Ахмада (саллаллаху аляйхи ва саллям) в Медину Всемогущий Аллах оставил ему киблой Байт аль-Мукаддас.
Но когда при совершении намаза он становился лицом к Байт аль-Мукаддасу, Кааба оказывалась у него прямо за спиной. Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) с тяжелым сердцем молился спиной к Каабе. Он не переставал любить Каабу и не расставался с мечтой и надеждой, что Всевышний сделает ее киблой. Зная о мечте Таха (саллаллаху аляйхи ва саллям), Кадир ниспослал аят и изменил киблу. Во время полуденного намаза, после совершения двух рака’атов, Джабра’ил (мир ему) велел ему повернуться лицом к Каабе. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) в тот же час повернулся в сторону Каабы и остальные два рака’ата совершил, обратившись к ней. Так в одном намазе одна кибла сменила другую.
В смене киблы была заключена особая мудрость. Всемогущий Аллах, сделал Байт’ аль-Мукаддас киблой для Хабиба (саллаллаху аляйхи ва саллям), как и для иудеев, ради того чтобы добиться их расположения и испытать их, поскольку это была кибла иудеев. Но иудеи возгордились, они из зависти вели за спиной Хабиба (саллаллаху аляйхи ва саллям) высокомерные разговоры и шептались: «Видите Мухаммада, который следует своей религии, а в молитве обращается к нашей кибле». Шафи’ (саллаллаху аляйхи ва саллям)почувствовал их зависть, и его желание изменить киблу усилилось. Аллах исполнил его желание и сделал ему киблой Каабу, как у его предков. После того как киблу изменили и Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) повернулся к Каабе, за ним последовала и вся община. Этот день был тяжелым для лицемеров, особенно для иудеев.
Те, в чьих сердцах вера была слаба, стали сомневаться в религии, они примкнули к иудеям и стали вероотступниками. А вера правоверных еще больше окрепла, их достоинство возросло благодаря следованию Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям). Заблудшие иудейские священники обвинили Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) в самочинной смене киблы и сочли это недостатком Хабиба(саллаллаху аляйхи ва саллям); смена киблы выявила их лицемерие. После изменения киблы они посеяли сомнения даже среди некоторых мусульман, говоря, будто в таком случае получается, что те, кто молился, обратившись к Масджид аль-Акса, умерли в неверии. Они также говорили, что истинной киблой является Байт аль-Мукаддас, а Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям) обвиняли в том, что он впал в заблуждение.
Иудеи говорили все, что вздумается, и тщательно скрывали то, что сказано в Торе. Другого выхода у них и не было, ведь в Торе было приведено описание Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям). Если бы они прочитали и осмыслили эти описания, они были бы вынуждены уверовать в нашего Хабиба (саллаллаху аляйхи ва саллям). Для священников, которым гордость не позволила уверовать, повеление об изменении киблы не было тайной. Ведь в Торе, которая была в их руках, подробно было написано и об этом.
В Мекке мусульман притесняли курайшиты, а в Медине их сменили иудеи. Но еще тяжелее было вынести лицемеров: подобно вору, который завелся в доме, они действовали тайно. Среди них был монах по имени Абу Амир, которой следовал христианской религии до появления Ислама. После переселения Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям) в Медину этот несчастный подготовился к дискуссии о религии. Он встретился с Расулом (саллаллаху аляйхи ва саллям) и высокомерно спросил его, с какой религией он пришел. «Я пришел с чистой, истинной религией Ибрахйма(мир ему), — ответил Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям). Абу Амир в ответ сказал, что и он в этой же религии, и не переставал спорить с ним. Посланничество Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям) было ему не по душе, он настаивал на том, что его религия является самой правильной.
Этот нечестивец, погубленный таким убеждением, заговорил с Пророком (саллаллаху аляйхи ва саллям) нечестивыми словами: «Кто бы из нас ни оказался лжецом, тот пусть умрет страшной смертью». «Амин», — ответил Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям), и их дискуссия на этом завершилась.
В день сражения при Ухуде этот проклятый снова завел высокомерные речи, задевающие Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям). Когда в битве при Хунайне хавазины были разбиты, в сердце гнусного Абу Амира закрался страх. Видя, что Милостивый помогает Хабибу (саллаллаху аляйхи ва саллям), нечестивец пустился бежать в сторону Шама. Обосновавшись в Шаме, он прислал письмо лицемерам, оставшимся в Медине. В том письме он призывал их крепко держаться до его возвращения, пока он не соберет оружие и необходимые силы. Он писал, что собирается в Византию договариваться с кесарем, чтобы привести его войско, а также велел построить мечеть для себя. Это тайное письмо дошло до лицемеров. Для внесения раскола среди мусульман они построили мечеть Зирар в местечке недалеко от Кубы. После завершения строительства они пришли к Расулу (саллаллаху аляйхи ва саллям) и беззастенчиво повели лживые речи, рассказав о постройке мечети и скрыв свои истинные намерения. Они предложили Расулу (саллаллаху аляйхи ва саллям) пойти помолиться в ней для бараката. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) в это время, засучив рукава, готовился к газавату в Табуке. «Я отправляюсь в путь. Если вернусь домой живым, иншааллах,приду», — пообещал им Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям).
Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) отправился в путь и вернулся невредимым. Он остановился в местечке Зи-Аван, расположенном около Медины. В это время к нему явился ангел Джабра’ил (мир ему) от Всевышнего и объяснил цель строительства мечети Зирар. Об этом был ниспослан аят, Всевышний разоблачил коварство лицемеров. Планы Абу Амира превратились в прах.
Неверные, не зная об этом, снова пришли к Хабибу (саллаллаху аляйхи ва саллям). Они опять завели тот же разговор, будто желают получить его баракат и ду’а. Они поклялись Расулу (саллаллаху аляйхи ва саллям) именем Всевышнего, что мечеть построена ради блага. Ведь лицемеру ничего не стоит произнести клятву, он не боится Всевышнего.
Таха (саллаллаху аляйхи ва саллям) созвал сподвижников и велел немедленно снести мечеть. Ее разрушили, сожгли и обратили в пепел, а место, где она стояла, превратили в мусорную свалку. Лицемеры рассеялись, напрасными оказались их коварные интриги.
Поскольку Лучший из творений (саллаллаху аляйхи ва саллям) произнес «Амин», мольба Абу Амира не пропала зря. Смерть его была жалкой и страшной, он умер в Шаме, так и не добившись ничего.
Климат Медины подошел не всем переселенцам, прибывшим сюда из Мекки, и многие из них заболели. Среди заболевших оказались Абу Бакр (радыйаллаху анх),Аишат, ‘Амир ибн Фахират (радыйаллаху анх), Билал (радыйаллаху анх). Согласно сказаниям, еще до Ислама в Йасрибе были распространены инфекционные болезни, в частности холера. Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) попросил Всевышнего, и эти болезни покинули Медину и перешли в Джухфат. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) также взмолил, чтобы мухаджиры полюбили Йасриб больше, чем свою родину. Между ансарами и мухаджирами зародилось братство, и чтобы укрепить его, в доме Анаса составили договор. Ансары и мухаджиры передавали наследство друг другу, оставив родственников. Позже был ниспослан аят, который отменил это решение.
Ислам развивался, но и лицемеры тоже не опускали рук, и особенной завистью отличались мединские иудеи. Один из них, Лабид ибн Асам применил колдовство, в результате чего Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) заболел на некоторое время. Болезнь ослабила его здоровье. И когда прибывший Джабра’ил (мир ему) выявил колдовство, Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) вызвал Лабида, сына Асама. Тот не стал ничего отрицать и признался, что иудеи заставили его сделать это за деньги. Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) простил и отпустил его.
Когда скончался ‘Абдуллах ибн Убаййа, лидер мунафиков, Пророк(саллаллаху аляйхи ва саллям) совершил над ним заупокойный намаз, участвовал в похоронах и стоял у его могилы. После этого Всевышний Аллах ниспослал Таха (саллаллаху аляйхи ва саллям) аят, в котором Он довел до Хабиба (саллаллаху аляйхи ва саллям) четкое установление не совершать заупокойный намаз, когда умрет мунафик, и не стоять у его могилы.
После этого Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) больше не совершал заупокойный намаз над мунафиками и не принимал участия в их похоронах. Да и над Абдуллахом Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) совершил заупокойный намаз не из любви к нему, а для того, что-бы поддержать добрые отношения с его родственниками, и ради сына ‘Абдуллаха, принявшего Ислам и обладавшего правильным вероубеждением. Кроме того, ‘Абдуллах был почитаемым человеком среди хазраджитов, сердца которых Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) хотел облагородить. Разве милостивый, всепрощающий Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям), обладающий совершенным умом и знаниями, принимающий оправдания как никто другой, в соответствии со своим уровнем мало сделал такого, что принесло наибольшую пользу для Ислама?! Из-за того, что Расул (саллаллаху аляйхи ва саллям) совершил заупокойный намаз над ‘Абдуллахом, сердца многих мунафиков очистились, этот совершенный поступок Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) зародил в них небывалое благостное состояние.
В 1-м году Хиджры ‘Абдуллах ибн Салам принял Ислам. Это был большой алим, который считался главой мединских иудеев. В том же году впервые стали призывать к намазу — возвещать азан и камат. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) обсуждал с асхабами и советовался с ними, как лучше призывать людей к молитве, извещая о наступлении времени намаза. Было много разных предложений, но самым подходящим был признан «призыв высоким голосом». Абдуллах ибн Зайд стал призывающим, формула призыва ему была подсказана во сне.
До этого года Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) не применял силу против врагов Ислама, используя только мирный призыв. Аллах велел ему набраться терпения, какой бы большой вред они ни причиняли. Во втором году Хиджры, в месяце сафар, ему был ниспослан аят о войне. Мусульмане получили разрешение выступить войной против курайшитов, которые притесняли их без каких-либо причин. Этот день стал праздником для сподвижников, пребывавших в угнетенном состоянии из-за невозможности дать волю душившему их гневу.
Получив такую возможность, мухаджиры, натерпевшиеся от этих притеснений, начали, как львы, с большим рвением готовиться к войне. Навстречу каравану курайшитов в месяце рамазан был отправлен бесстрашный Хамзат, прозванный львом, с тридцатью мухаджирами. Также в сторону местечка Батну Рабиг отправился сын Харса Убайдат с шестьюдесятью мухаджирами. А в месяце зуль-каида Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) отправил в сторону Джухфата Са’да ибн Абу Вакаса с двадцатью мухаджирами, тоже навстречу каравану курайшитов. После этого Творец дал лучшему из творений Хабибу (саллаллаху аляйхи ва саллям) еще более полное право вести войну и велел уничтожать курайшитов в любом месте по окончании запретных месяцев. Когда мусульмане начали теснить неверных курайшитов, всполошились и другие племена. Боясь, что очередь дойдет и до них, мушрики начали объединяться, и они были объявлены врагами Ислама. И тогда был ниспослан аят с повелением уничтожать всех мушриков, которые хотят войны.
Взвилось знамя газавата. Наточили сабли и подготовились к сражению. Наш Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) не объявлял войну никому, кроме тех, кто не пожелал прийти к соглашению и жить в мире. Призыв к Исламу не был сопряжен с насилием, мусульмане принимали в свои ряды лишь тех, кто приходил в Ислам добровольно. Кто предпочел жить в мире и платить налог — джизью, их кровь и имущество были под защитой. Им предоставили на выбор три возможности: уверовав в Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям), принять Ислам, или платить налог, или вести войну. Против тех, кто выберет одно из первых двух, саблю не поднимали.
Во втором году Хиджры была изменена кибла. Вместо Байт аль-Мукаддаса киблой стала Кааба. В том же году были сделаны обязательными пост в месяце рамазан и выплата заката по случаю окончания поста. Тогда же начали совершать праздничные намазы, жертвоприношения, а также впервые совершили намаз-джаназа, когда умер Магрур, сын Барра’. В том году Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) женился на ‘Айше, в том же году поженились ‘Али (радыйаллаху анх) и Фатима.
В третьем году было запрещено употребление опьяняющих напитков. В том же году произошел газават при Ухуде. Свет очей Фатимы — Хасан, сын дочери Расулуллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) и ‘Али (радыйаллаху анх) родился в том году.
В следующем году впервые был совершен намаз, совершаемый при возникновении опасности, и Расулу (саллаллаху аляйхи ва саллям) был ниспослан аят о таяммуме. В том году был впервые сокращен намаз для тех, кто в пути. В том же году родился брат Хасана Хусейн.
В пятом году был ниспослан аят о хиджабе, в котором говорилось о том, как женщины должны прикрывать свое тело.
В шестом году был заключен договор о мире с курайшитами (Бай’ат ар-ризван).
В седьмом году Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) отправился в родную Мекку вместе с двумя тысячами сподвижников. Это была поездка для возмещения малого паломничества, отложенного в предыдущем году по условиям заключенного мирного договора.
Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) повел в Мекку шестьдесят верблюдов. Прибыв в Мекку, он пробыл там три дня и, зарезав верблюдов, вернулся обратно. В том году был запрещен временный брак. Также были отправлены письма правителям разных земель, Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) призывал их к Исламу. Ислам принял сподвижник Абу Хурайра (радыйаллаху анх).
Расулуллах (саллаллаху аляйхи ва саллям) не примирился с тем, что курайшиты нарушили условия договора, заключенного на десять лет. В восьмом году была взята Мекка и низвергнуты идолы, находившиеся в Каабе.
Из книги Шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Истории пророков», том 2.