ПРЕДИСЛОВИЕ
Комментарий выдающегося ученого, имама Ибн Дакика Аль-Ид, да будет доволен им Аллах, на сорок хадисов, собранных имамом Ан-Навави, да будет доволен им Аллах.
الحمد لله رب العالمين قيومالسموات والأرضين مدبر الخلائق أجمعينباعث الرسلصلواته وسلامه عليهم إلى المكلفينلهدايتهم وبيان شرائع الدين بالدلائلالقطعية وواضحات البراهينأحمده على جميع نعمه وأسأله المزيد من فضله وكرمه وأشهد أن لا إله إلا الله الواحد القهار الكريم الغفار وأشهد أن سيدنا محمدا عبده ورسوله وحبيبه وخليله : أفضل المخلوقين المكرَّم بالقرآن العزيز المعجزة المستمرة على تعاقب السنين وبالسنن المستنيرة للمسترشدين المخصوص بجوامع الكلم وسماحة الدين صلوات الله وسلامه عليه وعلى سائر النبيين والمرسلين وآل كل وسائر الصالحين
Предисловие имама ан-Навави
Вся хвала Аллаху, Господу миров, Хранителю небес и земли, Управителю всего сотворённого, Направляющему посланников, да благословит Он их и приветствует, к мукалляфам [1], чтобы вести их правильным путём и разъяснять предписания религии с помощью неопровержимых доводов и ясных доказательств. Я воздаю Ему хвалу за все Его блага, прошу Его увеличить оказываемые Им благодеяния из Его щедрот и милости. Я свидетельствую, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, Единственного, Господствующего, Того, Кто Своим высочеством и могуществом укрощает творения, Скрывающего грехи Своих рабов в мирской жизни и Воздерживающегося от наказания их в жизни будущей; и свидетельствую о том, что, наш господин, Мухаммад — Его раб, Его посланник и Его любимец, наилучшее создание Аллаха. И я свидетельствую, что он почтён славным Кораном, являющимся непреходящим му`джизатом[2], который не пройдёт до скончания времён, и сунной, освещающей путь для ищущих руководства, и способностью вкладывать много смысла в немногие слова и простотой, легкостью этой религии. Да благословит Аллах и облагодетельствует его самого и всех остальных пророков и посланников, семейство каждого из них и всех прочих праведников!
أما بعد : فقد روينا عن علي بن أبي طالب وعبدالله بن مسعود ومعاذ بن جبل وأبي الدرداء وابن عمر وابن عباس وأنس بن مالك وأبي هريرة وأبي سعيد الخدري رضي الله تعالى عنهم من طرق كثيرات بروايات متنوعات : أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال : [ من حفظ على أمتي أربعين حديثا من أمر دينها بعثه الله يوم القيامة في زمرةالفقهاء والعلماء ] وفي رواية : [ بعثه الله فقيها عالما ] وفي رواية أبي الدرداء : [ وكنت له يوم القيامة شافعا وشهيدا ] وفي رواية ابن مسعود : [ قيل له ادخل من أي أبواب الجنة شئت ] وفي رواية ابن عمر [ كتب في زمرة العلماء وحشر في زمرة الشهداء ] واتفق الحفاظ على أنه حديث ضعيف وإن كثرت طرقه
Далее. Нам передали от Али ибн Абу Талиба, Ибн Мас`уда, Муаза ибн Джабала, Абу Дардаа, Ибн Умара, Ибн Аббаса, Анаса ибн Малика, Абу Хурайры, Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен ими Всевышний Аллах, через множество путей передачи в различных риваятах,[3] что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто сохранит[4] для моей уммы сорок хадисов из числа дела её религии, Аллах воскресит его в Судный день среди факихов[5] и алимов».
В другом риваяте сказано: «…Аллах воскресит его факихом и алимом». В риваяте Абу Дардаа (да будет доволен им Аллах), сказано: «… и я буду для него в День воскрешения заступником и свидетелем». В риваяте Ибн Мас`уда (да будет доволен им Аллах), сказано: « …ему скажут: «Войди через врата Рая, какие пожелаешь». В риваяте Ибн Умара (да будет Аллах доволен ими обоими), сказано: «… он будет записан в сообщество алимов и воскрешен в сообществе шахидов[6]». Хафизы[7] (в области хадисов) единодушны в том, что этот хадис слабый[8], хотя он передан через множество путей передачи.
و قد صنف العلماء رضي الله عنهم في هذا الباب ما لا يحصي من المصنفات فأول من علمته صنف فيهعبدالله ابن المبارك ثم محمد بن أسلم الطوسي العالم الرباني ثم الحسن بن سفيان النسائي وأبو بكر الآجري وأبو بكر بن إبراهيم الأصفهاني والدارقطني والحاكم وأبو نعيم وأبو عبدالرحمن السلمى وأبو سعيد المالينى وأبو عثمان الصابوني محمد بن عبد الله الأنصاري وأبو بكر البيهقي وخلائق لا يحصون من المتقدمين والمتأخرين
Поистине, алимы, да будет доволен ими Аллах, в этой связи составили неисчислимое количество сочинений [в которых они приводили сорок хадисов касательно различных тем в религии]. Первым составителем подобного [сборника хадисов] был Абдуллах ибн Аль-Мубарак, следующим стал алим, достигший степени ар-раббаниййун[9] Мухаммад ибн Аслам Ат-Туси, затем Аль-Хасан ибн Суфьян Ан-Насаи, Абу Бакр Аль-Аджурри, Абу Бакр Мухаммад ибн Ибрахим Аль-Исфахани, Ад-Даракутни, Аль-Хаким, Абу Нуайм, Абу Абдур-Рахман Ас-Сулами, Абу Саид Аль-Малини, Абу Усман Ас-Сабуни, Абдуллах ибн Мухаммад Аль-Ансари, Абу Бакр Аль-Байхаки, а также большое количество [ученых] из числа предшественников и поздних ученых.
وقد استخرت الله تعالى في جمع أربعين حديثا اقتداء بهؤلاء الأئمة الأعلام وحفاظ الإسلام وقد اتفق العلماء على جواز العمل بالحديث الضعيف في فضائل الأعمال ومع هذا فليس اعتمادي على هذا الحديث بل على قوله صلى الله عليه وآله وسلم في الأحاديث الصحيحة [ ليبلغ الشاهد منكم الغائب] وقوله صلى الله عليه وآله وسلم [ نضّر الله امرءا سمع مقالتي فوعاها فأداها كما سمعها ]
Поистине я совершил истихар[10] ко Всевышнему Аллаху в том, чтобы собрать сорок хадисов, следуя этим выдающимся ученым, имамам и хранителям веры.
Учёные единогласно считают, что дозволенно руководствоваться слабыми хадисами в праведных делах[11], но вместе с этим моей опорой является не этот хадис, а слова Пророка, да благословит его Аллах и облагодетельствует, из достоверного[12] хадиса:
«… пусть присутствующий из вас доведет до отсутствующего»[13],
и слова Пророка, да благословит его Аллах и облагодетельствует:
«Да возрадует Аллах человека, услышавшего сказанное мной, запомнившего и передавшего людям так, как он это услышал[14]»[15].
ثم من العلماء من جمع الأربعين في أصول الدين وبعضهم في الفروع وبعضهم في الجهاد وبعضهم في الزهد وبعضهم في الآداب وبعضهم في الخطب وكلها مقاصد صالحة رضي الله تعالى عن قاصديها قد رأيت جمع أربعين أهم من هذا كله وهي أربعون حديثا مشتملة على جميع ذلك وكل حديث منها قاعدة عظيمة من قواعد الدين قد وصفه العلماء بأن مدار لإسلام عليه أو هو نصف الإسلام أو ثلثه أو نحو ذلك
Затем, некоторые из учёных собрали сорок хадисов по основам религии (усулю ад-дин), некоторые по ответвлениям религии (фуру`у ад-дин), некоторые о джихаде, некоторые о зухде[16], некоторые об адабах[17], некоторые о проповедях. Все это[18] относится к благим целям, и да будет Аллах доволен теми, кто к ним стремился.
Однако, я посчитал, что следует собрать сорок хадисов более важных, чем хадисы на вышеупомянутые темы, которые охватывали бы собой их все. Каждый из этих хадисов должен представлять собой одну из великих основ религии и относиться к числу тех, которые алимы называли стержнем ислама[19] в целом, или его половиной, или третью и т.д.
ثم ألتزم في هذه الأربعين أن تكون صحيحة ومعظمها في صحيحي البخاري ومسلم وأذكرها محذوفة الأسانيد ليسهل حفظها ويعم الإنتفاع بها إن شاء الله تعالى ثم أتبعها بباب في ضبط خفي ألفاظها
Затем, я придерживаюсь в этих сорока хадисах того, чтобы они были достоверными; большинство из них содержится в сборниках достоверных хадисов Аль-Бухари и Муслима. Я привожу эти хадисы без иснадов[20], чтобы их легче было запомнить, и для того, чтобы они принесли пользу всем, если это будет угодно Всевышнему Аллаху.
Затем (после хадисов) я привожу раздел, в котором уточняю значения неясных выражений.
وينبغي لكل راغب في الآخرة أن يعرف في هذه الأحاديث لما اشتملت عليه من المهمات واحتوت عليه من التنبيه على جميع الطاعات وذلك ظاهر لمن تدبره وعلى الله اعتمادي وإليه تفويضي واستنادي وله الحمد والنعمة وبه التوفيق و العصمة و له
Всякому стремящемуся к Ахирату[21] надлежит знать о том важном, что содержится в этих хадисах, и усвоить указания на все религиозные обязанности, которые они в себе содержат, поскольку всё это очевидно для того, кто будет размышлять о них.
Я полагаюсь на Аллаха, уповаю на Него и вручаю Ему себя целиком и полностью. Вся хвала и милость принадлежит Аллаху, защита и содействие исходят от Него.
[1] Мукалляф — каждый совершеннолетний, разумный человек, до которого дошёл призыв Ислама.
[2] Му`джизат- чудо, совершаемое пророком в доказательство истинности своего утверждения о миссии.
[3] Риваят – предание, повествование, в данном случае версия хадиса.
[4] Т.е. выучит, доведет до людей.
[5] Факих — ученый в области исламского законоведения.
[6] Шахид — мученик за веру, отдавший жизнь ради возвышения Ислама.
[7] Хафиз — в хадисоведении этим званием наделяли ученого, знающего матн (текст) и иснад (цепочка передатчиков) ста тысяч хадисов.
Имеется несколько ступеней тех, кто изучает хадисы:
1) Талиб – тот, кто начал изучать хадисы.
2) Мухаддис – тот, кто сведущ в риваятах и уделяет внимание постижению хадисов.
3) Хафиз- тот, кто знает матн и иснад ста тысяч хадисов.
4) Худжат – тот, кто усвоил триста тысяч хадисов.
5) Хаким- тот, кто усвоил, обхватил все переданные хадисы.(по Аль-Матризи).
[8] Слабый хадис – это хадис, который не может считаться хорошим (хасан), так как не удовлетворяет ни одно из необходимых условий (по «Тайсиру аль-мусталах»).
[9] Ученый, достигший степени «ар- раббаниййун»- это ученый, твердо придерживающийся религии, которому даровано познание Аллаха и который посредством этого познания воспитывает людей.
[10] Истихар — обращение со специальной мольбой к Аллаху с целью указания Им наилучшего пути в каком –либо деле.
[11] В «Аль-Азкар» имам Ан-Навави, да будет доволен им Аллах, более подробно разъясняя вопрос следования слабым хадисам, пишет: «Ученые из числа мухаддисов, факихов и других сказали: Дозволено и одобрительно поступать согласно слабым хадисам в области праведных дел, побуждения к этому и устрашения от запретного (таргиб ва тархиб), если они не являются вымышленными (мавзуъ). Но в области шариатских норм, таких как дозволенность (халял), запрещенность (харам), торговля, никах (заключение брака), таляк (развод) и других, поступают только согласно достоверным или хорошим хадисам. Исключением из этого являются случаи, когда хадис будет служить предостережением в таких действиях. Например, пришли слабые хадисы о порицании некоторых видов торговли и никаха. Одобрительно остерегать от подобного рода дел, о запрете которых имеются слабые хадисы, но это не является обязательным».
[12] Достоверный хадис – это хадис с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет никаких отклонений (шазз) или недостатков (`илля) (Тайсиру мусталах аль-хадис).
[13] Привели Аль-Бухари (105) и Муслим (1679).
[14] Т.е. без изменений.
[15] Привели Абу Дауд (3660), Ат-Тирмизи (2656), Ибн Хиббан (66), Аль-Хаким (87\1), Ибн Маджа (230).
[16] Зухд- воздержание от мирского.
[17] Адабы- правила поведения.
[18] Т.е. составление сборников хадисов по этим темам.
[19] Т.е. таким хадисом, на который опирается большое количество шариатских норм (ахкамов).
[20] Иснад- цепь передатчиков хадиса. Хадис состоит из двух частей: иснада и матна. Матн — это информационная часть хадиса т.е. само высказывание.
[21] Ахират- вечный мир в отличии от «Дунья» мира бренного.
Шейх уль-Ислам Ибн Дакик аль-Ид
darulfikr.ru