От Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Однажды, когда мы сидели с Пророком (мир ему и благословение), пришёл к нам незнакомый человек в белоснежной одежде, с чёрными волосами. По нему не было видно, что он путник, и никто из нас его не знал.
Он сел напротив Пророка (мир ему и благословение), примкнул свои колени к коленям Пророка (мир ему и благословение) и коснулся их ладонями, затем сказал:
“О, Мухаммад, расскажи мне про Ислам!” И Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Ислам – это свидетельствование о том, что нет бога, кроме одного Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Его.
Это намаз, выплата закята, пост в месяц Рамадан и паломничество, если это посильно” .
Тот человек сказал: “Ты прав…” Мы были удивлены тому, что он спрашивал и сам же подтверждал.
Затем незнакомец обратился к Посланнику (мир ему и благословение): “Расскажи мне про иман (веру)”. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Иман (Вера) – это вера в Единого Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его посланников, в Судный день и в предопределение судьбы, что всё от Аллаха, будь то хорошее или плохое”.
Тот сказал: “Ты прав, Мухаммад. Расскажи мне про искренность (ихсан)”.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Искренность (ихсан) – это поклонение Аллаху так, будто ты Его видишь. Хоть ты и не видишь Его, поистине, Он тебя видит”.
Затем он продолжил: “Расскажи про конец света?” Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Я знаю про этот день столько же, сколько знаешь и ты”. – “Тогда расскажи мне про его признаки?” Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Рабыня родит для себя госпожу, ты будешь видеть голых и босых. Также пастухи будут строить дома, один выше другого”. Затем незнакомец ушёл, а я, удивлённый, сидел на том же месте. И Пророк (мир ему и благословение) обратился ко мне: “Умар, ты знаешь того человека, который задавал мне вопросы?”
Я сказал, что Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение) знают лучше. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Это был Джабраиль (мир ему), который пришёл обучить вас вашей религии”» (передал имам Муслим).
Столпы Ислама
«О, Мухаммад, расскажи мне про Ислам», то есть, про его сущность. А то, что Джабраиль (мир ему) обратился к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) по имени Мухаммад, не смотря на то, что это является запретом, то тут есть два мнения: первое, что к тому моменту ещё не было такого запрета; а второе, что запрет обращаться к Пророку (мир ему и благословение) по имени был дан людям, а не ангелам.
Джабраиль (мир ему) поступил так, для того чтобы люди были уверены, что он из каких-то бедуинов, а не ангел.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал в ответ на его вопрос «Ислам – это, свидетельство», будучи убеждённым, с подтверждением в сердце и в подчинении Аллаху, «что нет божества, кроме Аллаха», т. е. нет Бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, «и Мухаммад – Посланник Его», т. е. посланный людям, чтобы обучить их религии.
«…намаз» пять раз в день со всеми прилагающими условиями.
«…выплата закята» тем, кто нуждается в этом, или имаму для того, чтобы он распределил это имущество.
«…пост в месяц Рамадан», не употребляя днём ни воды, и ни пищи.
«…паломничество» в Мекку к Каабе, совершая благие деяния и поступки.
«…если это посильно», т. е. если этот путь до Каабы будет безопасным, не составит тяжёлого труда, со средствами на провизию или дорогу туда и обратно.
«Ты прав…», – сказал тот человек Пророку (мир ему и благословение).
«Мы были удивлены тому, что он спрашивал и сам же подтверждал». Причиной удивления было то, что так как он спрашивал у Пророка (мир ему и благословение) про религию, значит, он не знающий, но когда он подтвердил сказанное Пророком (мир ему и благословение), то становится понятным, что он – знающий. Из этого сподвижникам стало ясно, что это ангел Джабраиль (мир ему), пришедший в облике человека обучить их и укрепить веру.
Столпы Имана (веры)
Затем сказал: «Расскажи мне про иман (веру)?» Пророк (мир ему и благословение) ответил; «Иман (вера) – вера» с полным убеждением «в Единого Аллаха», что Он существует и является Единственным Богом, уверовать во все Его атрибуты и описания.
«…в Его ангелов». Ангелы – это творения из света, которые могут совершать невероятные вещи. Нам необходимо верить в то, что они существуют. Ангелы – рабы Аллаха, которые никогда не грешат и выполняют любое повеление Всевышнего. Они составляют бесчисленное количество, их точное число не знает никто, кроме Аллаха.
В хадисе говорится: нет места для ступни или пяди, или даже ладони в семи небесах, где нет ангела, который стоит в поясном или земном поклоне.
Некоторые учёные считают, что Аллах создал в ангелах лёд и огонь. Огонь не топит лёд, а лёд не тушит огонь, а ангел восхваляет Аллаха со всеми Его атрибутами и качествами. Говорят: «О Аллах, о Тот, Кто воссоединил огонь и лёд, соедини сердца уверовавших, как соединил лёд и огонь».
Ангелы, о которых должен знать каждый
Необходимо каждому знать о десяти ангелах: Джабраиль, Микаиль, Исрафиль, ’Израиль, Мункар, Накир, Ризван, Малик и два писаря благих и запретных дел – Ракиб и Атид.
Также верить «в Его книги», которые Аллах ниспослал своим посланникам, верить, признав, что это речь Аллаха и что всё написанное – истина .О количестве книг есть разные мнения, но самое известное, что их сто четыре и более.
Четыре из этих книг должен знать каждый, причём подробно, и это Таврат (Тора), ниспосланный нашему господину Мусе, Инджиль (Евангелие), ниспосланный нашему господину Исе, Забур (Псалтырь), ниспосланный нашему господину Давуду, Куран (Коран), ниспосланный нашему Пророку и господину Мухаммаду, мир им всем.
Так же вера «в Его посланников», что они посланы Всевышним к людям для того, чтобы наставить их на истинный путь, и что они несут правду и истину от Аллаха. Вера «в Судный день», т. е. в последний день, что это и всё, что будет в этот день, – истина. В Судный день воскресят всех и спросят за все деяния, взвесят их на чашах весов. В этот день люди пройдут через мост Сират, и часть людей войдёт в рай по милости Аллаха, а часть – в ад по справедливости Его. Последним этот день назвали, потому что нет после него ночи.
Вера «и в предопределение судьбы, и что всё от Аллаха, будь то хорошее или плохое», т. е. чтобы мы были убеждены в том, что наша судьба уже предопределена до нашего рождения. Что случилось или случается, – всё по воле Аллаха и по Его предопределению.
В хадисе передаётся, что: «поистине, вера отдаляет человека от забот и печали» («Муснад аш-Шихаб», (277)).
Наши праведные предки отвечали тем, кто спрашивал про судьбу и предопределение, словами: «то, что уже с тобой случилось, оно должно было случиться, а то, что тебя не коснулось, и не коснётся, так как не должно было» (имам Абу Давуд (4699)).
Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я прислуживал посланнику Аллаха (мир ему и благословение) десять лет, и каждый раз, когда он отправлял меня куда-нибудь, говорил: “если на то есть воля Аллаха и Его предопределение, то исполнится моя нужда”».
Комментарии к хадису имама ан-Навави из книги «Арбаун» («Люлюату валь маржан»).
islamdag.ru