О том, что ожидается появление завершающей печати пророчества – Пророка Мухаммада ﷺ, сообщалось в прежних Писаниях. Все Божьи посланники передавали эту радостную весть и призывали людей быть готовыми следовать за ним. Потому перед приходом Пророка Мухаммада ﷺ по всему миру уже ждали его.
Когда приблизилось время рождения Пророка ﷺ, иудейские епископы, христианские монахи, предсказатели из числа арабов, а также колдуны и другие жрецы начали предвещать это событие. Ссылаясь на книги, ниспосланные им, иудейские и христианские священники и монахи стали утверждать о том, что наступила время выхода посланца Божьего. А что касается предсказателей из числа арабов, то об этом их извещали шайтаны, которые подслушивали разговоры ангелов на небесах, ведь тогда они имели такую возможность, которой впоследствии были лишены после рождения Мухаммада ﷺ. Однако арабы не придавали этому значения, до тех пор, пока он не объявился. Приведём некоторые из этих свидетельств.
Салма бин Саляма, который участвовал в битве при Бадре, рассказывает, что у них жил по соседству один иудей из племени бану Ашхал. Однажды он подошёл к людям, которые поклонялись идолам, и стал рассказать о Судном Дне, о Воскрешении, об Отчёте, о Весах, о Рае и об Аде. И тогда они сказали ему: «Горе тебе, как ты себе представляешь, что, люди будут воскрешены после своей смерти и будут находиться в Раю и в Аду? Разве возможно такое?» А он ответил: «Да, клянусь Тем, в Чьей власти моя душа!» Тогда язычники сказали ему: «Горе тебе! Какие аргументы у тебя на счёт того, что ты утверждаешь?» Он ответил: «Пророк который, объявится в скором времени из этих краёв», и указал на Мекку и Йемен. Они спросили: «И кто же его увидит?» Тогда он посмотрел на меня, и я был среди них самый младший и сказал: «Если этот юноша доживёт до преклонного возраста, то он увидит его».
Асим бин Амр бин Катада, рассказывая историю своего народа, сообщил: «Мы приняли религию Единобожия по милости Господа, которую Он нам оказал, и на этот поступок нас подтолкнули то, что мы часто слышали от иудейских священников. Мы тогда были многобожниками и поклонялись идолам, а они были люди Писания и имели знания из Писаний, которых не было у нас. Между нами была некая вражда, и когда от нас им доставались неприятности, они угрожали нам будущим пророком, восклицая: «Поистине, приблизилось время выхода посланца, который объявиться в скором времени, и мы уничтожим вас, как уничтожали адитов и жителей Ирама!»».
Старец из племени бану Курайза рассказывает: «До Ислама к нам переселился иудей из местности Шама, который крепко придерживался своей религии, и стал жить среди нас. Звали его Хайбан. Когда наступала засуха, мы всегда обращались к нему с просьбой молить Бога о дожде для нас. Прежде чем выйти просить дождь, он заставлял нас совершить пожертвования, и только затем выходил и молился, и по воле Господа каждый раз проливался дождь. И так происходило ни раз, ни два и ни три, а множество раз. Перед смертью он поведал о причине своего переселения, сообщив, что из этих краёв выйдет пророк и что это время уже наступило. «Я переселился в надежде увидеть его и следовать ему», – молвил он».
Амр бин Анбаса рассказывает следующее: «Я возненавидел идолопоклонничество ещё во времена невежества, то есть не поклонялся им. И однажды я встретил человека из людей Писания из краёв Тайма, который находится между Мединой и Шамом, и обратился к нему: «Я человек из тех народов, которые поклоняются камню. И я считаю это поклонение бессмысленным, потому что из четырёх камней, что имеет человек при себе, три камня использует при справлении нужды и потом выкидывает, а один оставляет для поклонения. И когда он находит более красивый камень, то уже его обожествляет, а прежний выбрасывает или же также использует при справлении нужды. И я понял, что божество, которому они поклоняются – ложное, не приносящее пользу и не вредящее».
Тогда этот человек Писания указал мне лучший путь и сказал: «Выйдет из Мекки человек, который будет питать отвращение к божествам своего народа и будет призывать к истинному Богу, и если ты увидишь такое, то поспеши к нему, поистине он явится с самой лучшей религией».
С тех пор, как он поведал мне об этом, не было для меня иной цели, кроме как отправиться в Мекку и ожидать его там, и каждый раз я спрашивал, происходили ли тут какие-либо события».
Умайя бин Аби Силат ас-Сакафи как-то поведал главе мекканцев Абу Суфьяну: «Поистине я находил в книгах качества пророка, который объявится скоро в наших краях и я думал, что я являюсь им, и я многим об этом утверждал, затем мне выявилось, что он явится из рода Абдулманаф и я стал его искать в этом роду и не смог найти того, кто бы соответствовал этим качествам, кроме Утба бин Рабиа. Однако ему было больше сорока лет и к нему не явилось откровение. Тогда я узнал, что это не он».
После того, как на Пророка Мухаммада ﷺ была возложена посланническая миссия и он начал проповедовать среди мекканцев, Абу Суфьян напомнил Умайе его слова и Умайя сказал, что это истина и призвал Абу Суфьяна следовать за ним. Тогда Абу Суфьян спросил: «А что удерживает тебя самого так поступить?» На что Умайя ответил: «Из-за стыда перед женщинами Сакифов. Я говорил им, что являюсь пророком, который явится в скором времени, и как я теперь стану следовать за юношей бану Муталибов?»
Талха бин Абдуллах рассказывает: «Когда мы прибыли в город Бусра, на рынке мы встретили монаха, который спросил: «Кто из вас из местности аль-Харам?» Я ответил, что оттуда. Тогда он спросил, явился ли там Ахмад? На мой вопрос: «Кто такой Ахмад?» Он ответил: «Сын Абдуллаха бин Абдул Муталиба, это его месяц, в этом месяце он должен объявиться, и он является печатью пророков, его выход из Харама, а переселение в пальмовые края (то есть в Медину)»».
Аббас бин Абдуль Муталиб рассказывает: «Как-то раз мы отправились по торговым делам в Йемен вместе с караваном Абу Суфьяна. Его сын Ханзала привёз с собой письмо, в котором содержалось следующее: «Поистине Мухаммад распространяет по Мекке слухи о том, что он является пророком от Бога», и распространял эти слухи среди жителей Йемена. Тогда к нам прибыл иудейский священник и спросил: «Я слышал, что среди вас есть дядя человека, который объявил себя пророком«. Я ответил: «Да, это я». «Заклинаю тебя Господом! Скажите, пожалуйста, были ли у твоего племянника в молодости глупые увлечения?» – спросил он. Я ответил: «Нет! Клянусь Господом, он никогда даже не врал и не обманывал, и среди людей он известен только как человек надёжный, доверенный». Тогда он спросил: «Умел ли он писать?» Я хотел ответить утвердительно, но из-за опасения, что меня опровергнет Абу Суфьян, ответил, что нет. Тогда священник воскликнул, что это он!»
Мы привели только малую часть подобных примеров ожидания прихода Пророка ﷺ. И его ожидали не только люди, но и животные и даже джинны.
Из книги «Ас-Сира аль-Халябия»
islam.ru