Всем язычникам была дана гарантия безопасности
Когда Пророк ﷺ вошел в Мекку, Абу Суфьян встретился с ним и заявил: «Эй, Посланник Аллаха! Семена курайшитов устарели и засохли. С этого времени нет больше Курайша».
Видя такое состояние Абу Суфьяна, Пророк ﷺ заявил: «Кто войдет в дом Абу Суфьяна, тот в безопасности. Бросивший свое оружие – в безопасности. Закрывший свой дом – в безопасности». Таким своим поведением он еще раз закрывал пути для чувства мести, грабежей и мародерства.
Увидев такое беспримерное прощение Пророка ﷺ, часть мединцев сказала: «Милосердие Пророка к своему племени и к своим близким стало чрезмерным. Разбухло» (Муслим, Фатху Мекка, 84-86).
Если бы Пророк ﷺ хотел войны, жаждал крови, грабежа, богатств, он не использовал бы эту фразу.
Если бы захотел, он захватил бы дома в Мекке. Прежде всего, он разрешил бы вернуться в свои дома тем мусульманам, которые когда-то были вынуждены тайком покинуть свою родину, в чьих домах теперь жили захватившие их язычники. Если бы захотел, он мог бы забрать тысячи верблюдов и овец. Каждого заставил бы платить налог. Потребовал бы плату за предоставление гарантии безопасности и прощение. Однако он и не думал так поступать. Поскольку пришел для милости и милосердия. Для прощения, а не для разрушения, предания огню или насильного принуждения к религии.
Всеобщая амнистия во дворе Каабы
Наш господин Мухаммад ﷺ вошел в Мекку, совершил таваф вокруг Каабы. Теперь все условия были в его пользу. Он мог делать всё, что захочет. Одним сигналом он мог бы лишить жизни тысячи людей. Пророк ﷺ уже не был таким беспомощным, как в тот день, когда его выслали из Мекки. Наоборот, он находился в зените своего могущества.
Он собрал мекканцев во дворе Каабы. Всех жителей Мекки охватили страх и беспокойство. Они думали, что с ними поступят так же, как годами ранее они сами поступили с Пророком ﷺ и сахабами.
Кругом ощущалось напряжение. В домах царило тревожное ожидание. Ведь люди и сами понимали, что были несправедливы. Однако, обратившись к мекканцам, Мухаммад ﷺ объявил: «Я всех вас прощаю». Мекканцы не могли поверить своим ушам. Всё это время они жили со страхом быть отомщенными, но вдруг встретили милосердие. Пророк ﷺ одним махом забыл прошлое, все травмы и обиды. Он открыл новую страницу и не собирался мстить за то, что уже случилось.
Перед этим он спросил: «Как вы считаете, что я сделаю с вами?» Мекканские идолопоклонники на это ответили: «Мы ожидаем от тебя добра, ведь ты великодушный человек и сын щедрого человека».
Они получили такой ответ, которого не ждали, но который очень хотели услышать: «Идите, вы все свободны». Вот поэтому день завоевания Мекки называется «днем милости».
Мекканцы удивленно переглядывались между собой. Столько плохого сделали они ему и его приятелям, и вот, чем он им за это отвечает. Они были готовы провалиться сквозь землю от стыда. Под возгласы изумления, в полной безопасности мекканцы возвращались в свои дома.
Теперь они обвиняли друг друга. В битве при Бадре мекканские язычники безжалостно убили племянника Пророка ﷺ Убайду. В сражении при Ухуде они не просто убили уважаемого Хамзу, вынули ему печень, отрезали ухо, нос, выкололи глаза. С его благословенным телом они творили то, чего не сделают и звери. Перед ними находился пророк, который шептал не о злобе и мести, а о прощении и милосердии. Только теперь они начинали это понимать.
Из книги «Лидер и толерантность»
islam-today.ru