Одеваться очень нарядно с намерением выделяться среди других, это макрух. Надо одеваться так, как одеваются твои сверстники. Если одеваться слишком плохо или излишне хорошо, то это может стать причиной пересудов.
Наш Пророк ﷺ говорил: «Кто надевает красивую одежду ради славы, тому Аллах в Судный день наденет одеяние позора» («Сунан» Абу Дауда, 4029; «Сунан» Ибн Маджа, № 3606).
Также в число одевания ради известности входит, когда мужчины носят шелковую одежду, что является запретным для них, когда одеваются с целью похвастаться или чтобы демонстрировать свою одежду перед бедными, когда одеваются так, чтобы испортить настроение другим или чтобы выглядело смешно, когда плохо одеваются, чтобы выглядеть благочестивыми.
Всё сказанное – это необходимые меры на пути благочестия.
Фетва же состоит в том, что можно носить дорогую и красивую одежду, если отсутствует гордыня и нет плохих намерений. Гордыня же является запретной. У человека, надевшего хорошую одежду, не должно меняться поведение, он должен оставаться скромным по-прежнему («Гуниятуль-фатава»). Посланник Аллаха ﷺ осудил стремление получить известность, одеваясь очень хорошо или очень плохо. У него спросили: – Если такие люди сбились с прямого пути, то можно ли их изгонять из города, чтобы их зло не коснулось других? – Устранять несправедливость наиболее действенно в плане защиты. Это также необходимо для соблюдения религиозных принципов, – ответил он».
Цель одевания – прикрыть места аурата, укрыть срамные места и заслужить любовь мусульман. Надетая с таким намерением одежда озаряет человеческий разум и очищает его от ржавчины, грязи и помутнений.
Укрывать места аурата – одно из условий намаза. Это также является средством, укрепляющим взаимоотношения между мусульманами и позволяющим жить в дружбе и согласии. А это одна из особенностей нашей религии.
Одеваться с добрыми намерениями означает одеваться ради Аллаха. Одеваться таким образом необходимо для сохранения ума и знаний, но вовсе не для потакания негативным желаниям нафса. Человек также одевается, чтобы защитить себя от жары и холода, что тоже одобряется шариатом и приносит саваб.
Если человек, имеющий достаток, носит старую одежду, то это проявление скромности. У ‘Умара ибн ‘Абдуль‘азиза был раб по имени Салим. ‘Умар снял с себя рубашку, купленную за четыре дирхема, и, положив на нее руку, промолвил: – Из-за её мягкости в Судный день с меня могут спросить. Раб, видевший это, заплакал и сказал: – Мой господин! До того, как стать халифом, вы носили одежду за сорок динаров и считали ее подходящей для вас. – О Салим! Чего бы я ни захотел, всегда получал большего. Когда же я стал халифом, то понял, что Рай превыше места халифа. Вот поэтому я должен отвергать желания моего нафса, – ответил ‘Умар («Мухадарат».).
«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»
islam-today.ru