Пост – это активный вид поклонения
Несмотря на то, что правоверные мусульмане держат пост весь месяц Рамадан, каждый испытывает в конце дня поста, то есть к моменту разговения, чувства, отличные от чувств своего брата или сестры. Некоторые испытывают усталость и равнодушие, некоторые утверждают, что как раз к началу времени, когда принятие пищи уже разрешено, пропадает аппетит, некоторые испытывают радость и благодарность.
А между тем в достоверном хадисе говорится, что верующий, который соблюдает пост, будет обрадован дважды: в день встречи со своим Господом и вечером, в час разговения. Тогда встаёт вопрос: почему же мы не всегда чувствуем удовлетворённость в сердце, принимая пищу в конце дня поста? Заметим, что я имею в виду удовлетворённость именно сердца, а не головы или желудка.
Дело в том, что результат совершённого зависит от намерения, от твёрдости в воплощении намерения в делах, а также от качества, с которым оно выполнено. Те же критерии относятся и к посту. Конечно, принятие этого богоугодного дела зависит только от Всевышнего, но и мы со своей стороны должны постараться выполнить его наилучшим образом. Ведь мы совершаем его для Всевышнего Аллаха, Который является обладателем совершенных атрибутов, Прекрасным и Наимилостивейшим Создателем всего сущего, и, следовательно, то, что делается для Всевышнего, справедливо было бы совершать в самом лучшем виде. Аллах Прекрасен и любит прекрасное.
Итак, давайте вернёмся к тем аспектам, которые должны быть соблюдены во время поста.
Пост, как и иные виды поклонения, предназначен для пользы человека, для усовершенствования его религии и для укрепления добрых взаимоотношений со Всевышним. То есть цель поста не в самом голоде как таковом. Ведь сказано, что тот, кто не перестаёт совершать грехи языка во время поста, – всего лишь напрасно голодает.
Каждый раз, когда верующий произносит намерение соблюсти пост в следующий день, он должен понимать важность этого намерения. Ведь он свидетельствует не о том, что человек готов лишь отказаться от пищи и питья, каждое намерение – это решение сделать большой шаг длиной в целый день в направлении ко Всевышнему. Это значит, что в процессе соблюдения поста у человека совершенствуется вера, развивается терпеливость, улучшается нрав. Произнося намерение (даже в сердце), человек уже мысленно должен подготовиться к таким положительным изменениям в душе и ожидать их свершения от себя.
Правильное намерение делает великим наш пост. Кто-то соблюдает его «автоматически», потому что так надо. И причина такой невнимательности, возможно, не в слабости веры, а в недостаточном осознании смысла своего поступка. Ведь каждому воздаётся согласно его намерениям, поэтому тот, кто постился, чтобы символически поголодать, получит гораздо меньшую награду, чем мог бы.
Как сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), «малое деяние, совершённое с познанием Аллаха, даёт пользу, а большое деяние, совершаемое без познания Аллаха, не даёт никакой пользы».
Во время поста следует быть терпеливым. Испытывая жажду и голод, не думать о еде и питье, а испытывать надежду на то, что эти неудобства приближают к довольству Аллаха и будут Им приняты с гордостью за Свои творения.
Нужно стараться выполнять свои каждодневные обязанности, будто пост им не помеха. Не будем забывать, что той пищи, которую мы приняли во время сухура, достаточно, чтобы весь день продержаться на ногах. А дискомфорт в теле возникает по причине того, что пути шайтана, кровеносные сосуды, по которым он движется в нас, суживаются, и ему становится тесно и неудобно в покорном теле. Так что слабость на самом деле испытывается не нами, а неугодными Богу и вражескими нам силами, нашедшими в нас обитель.
Известен достоверный хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который сказал, что, поистине, «шайтан (проникает) в человека, распространяясь в нём повсюду подобно крови. Так сокращайте же его пути соблюдением поста».
Пост – это активный вид поклонения. Его можно представить как марафон, который человек пробегает, стартуя с наступлением утренней молитвы и заканчивая финишем ко времени молитвы магриб. Он проходит путь положительных изменений. Его бег – это терпение и смирение. Его силы – это упование на Аллаха, что Он примет его усилия и будет доволен Своим рабом. Его финиш знаменует сердечная радость, которая, полагаю, и есть благая весть от Всевышнего.
Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что те чувства, которые мы испытываем при разговении, – это результат того намерения, которого мы придерживались весь день поста. И чем лучше было намерение, тем светлее и радостней состояние сердца к его концу.
Конечно, мы будем надеяться, что Всевышний примет наши усилия – как телесные, так и душевные, но и мы, в свою очередь, должны стремиться к тому, чтобы наши дела радовали нашего Господа, ведь Он сказал, что из всех деяний, угодных Ему, только пост соблюдается именно для Него…
islamdag.ru