Вопрос: Как известно хадж совершался и в доисламские времена, ещё до ниспослания откровения пророку Мухаммаду ﷺ. Как же совершались обряды паломничества в то время, насколько они отличались от обрядов мусульман, каких религиозных принципов придерживались паломники, прибывающие в Мекку?
Ответ:
Центр притяжения паломников со всего мира – Кааба – является первым храмом на земле ещё со времен нашего праотца Адама (мир ему). Однако во время Всемирного потопа этот дом Аллаха был поднят на небеса.
Спустя время по велению Господа Каабу вновь построил пророк Ибрахим со своим сыном Исмаилом (мир им). По завершении строительства ангел Джибриль (мир ему) научил их обрядам паломничества: совершению обхода вокруг Каабы (таваф) и т.п. Однако со временем люди, населяющие Аравийский полуостров, отошли от принципов Единобожия, погрузившись в язычество и многобожие. И, как следствие, обряды хаджа, которые пришло от Всевышнего, были заменены на обряды идолопоклонников.
Все вопросы по управлению Мекки в доисламский период решались на собрании, в котором были представлены десять мекканских родов. В организации такого масштабного мероприятия как хадж были задействованы ещё четыре рода.
Хранителем Каабы был род Хашимитов, к которому принадлежал и Пророк Мухаммад ﷺ. Этот род был обязан кормить и поить пребывающих в Мекку паломников. А обязанность встречать паломников была возложена на род Бану Кинан. При этом помощь совершающим обряды хаджа в местности Арафа и Муздалифа оказывали представители родов Бану Гавс и Бану Адван. Средствами, собираемыми для обеспечения паломников всем необходимым, управлял род Бану Науфаль. А хранителем даров, приносимых к Каабе, был род Бану Сахм. Ключи же от Каабы хранил род Бану Абдуддар, этот же род был хранителем ключей от места заседания мекканского совета (Дарун-Надва).
Для язычников того периода было нормой переставлять местами месяцы лунного календаря. Так поступали, в частности, для того, чтобы период совершения хаджа ежегодно приходился не весеннее время. Вследствие этого обряды паломничества выпадали на настоящий месяц хаджа – Зуль-хиджа – только раз в двадцать четыре года.
С наступлением периода хаджа паломники входили в состояние ихрама и двадцать дней проводили в местности, где располагался рынок Указ. Затем они в течение 10 дней находились в местности, где располагался рынок Маджанна. Далее они пребывали в местность рынка Зуль-маджаз, в которой проводили восемь дней. С наступлением дня тарвии паломники шли на Арафа, где находились до вечера, после чего отправлялись в местность Муздалифа, где проводили ночь. Следующий день до полудня они вновь находились на Арафа, откуда уже отправлялись в Мина. При этом, находясь на местности Арафа и в долине Мина, паломникам было запрещено заниматься торговлей. По завершения обряда бросания камушек в шайтана, а также закалывания жертвенных животных организовывались мероприятия, на которых в стихотворной форме хвастались своими предками. Этот обычай порицается в Священном Коране:
فَإِذَا قَضَيْتُم مَّنَاسِكَكُمْ فَاذْكُرُوا اللَّهَ كَذِكْرِكُمْ آبَاءَكُمْ أَوْ أَشَدَّ ذِكْرًا
«Завершив ваши благочестивые дела и обряды хаджа, оставьте обычаи язычества – хвастаться своими отцами и предками – и воздайте хвалу Аллаху, и вспоминайте Его, как вспоминаете ваших отцов, но ещё с большей силой. Он ваш Благодетель и Благодетель ваших отцов, и места хаджа – это места молитв и просьб о благе и милосердии у Аллаха» (смысл 200 аята суры «аль-Бакара», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Из долины паломники возвращались в Мекку, где совершали обряд обхода вокруг Каабы (таваф). В доисламский период было распространено совершение этого обряда нагишом без одежды, что символизировало очищение от грехов, совершенных в этом одеянии. При этом паломники хлопали в ладоши и свистели. По окончании тавафа совершалось саъю – обряд бега между холмами Сафа и Марва. Затем у идола Исаф закалывали жертвенное животное, кровью которого мазали стены Каабы.
В доисламский период у арабских племён было множество идолов, которым они поклонялись, ради которых они входили в ихрам и имена которых упоминали при чтении «Лаббайк». В конце обряда паломничества каждое племя подходило к своему идолу, где совершали обряд подстригания волос, что ознаменовало выход из состояния ихрама.
С приходом Ислама все эти языческие обряды при совершении хаджа были отменены, а в 9-м году хиджры вступил в силу запрет на посещение территории Харама немусульманами. С этого момента обряды хаджа стали совершать только представители религии Единобожия по предписанным Всевышним правилам.
islam.ru