Термином «саййид» обозначают людей, являющихся потомками посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). В лексическом смысле слово «саййид» означает «господин, лидер, благочестивый». Что же касается слова «шариф», то оно означает знатное происхождение, которое так же восходит к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям).
Таким образом, термины «саййид» и «шариф» используются в отношении тех, кто происходит из рода посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), то есть является потомком Али и Фатимы (радыйаллаху анхума). Если ребенок родился от родителей, которые оба относятся к потомкам Али и Фатимы, то такого ребенка называют «саййидус-садат».
Во времена джахилии термины саййид и шариф использовались в отношении тех людей, которые происходили из знатных родов. Но после прихода Ислама, эти два термина стали использоваться в отношении детей и внуков Али и Фатимы (радыйаллаху анхума). Сначала этим термином называли Хасана, Хусейна, а так же остальных детей Али и Фатимы. Но начиная с 4-го века хиджры, эти термины стали использоваться в отношении потомков Хасана и Хусейна.
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сам лично дал этот титул Хасану (радыйаллаху анху) (Бухари, Фадаилюс-Сахаба, 22). В другом хадисе говорится о том, что Хасан и Хусейн будут повелителями молодых людей Рая, и в этом хадисе использовано слово «саййидайн».
С 358 года хиджры (969) шарифами стали называть правителей Мекки из числа потомков Хасана (радыйаллаху анху), а саййидами стали называть правителей Медины, из числа потомков Хусейна (радыйаллаху анху). Таким образом, впервые между этими двумя терминами возникла разница. Однако в Хиджазе и в остальном Исламском мире эти термины на протяжении истории использовались как синонимы.
Islam-Today