Если проанализировать путь, по которому прошли первые последователи Пророка, от времен язычества до обретения истинной веры, то на ум приходит только одно слово – чудо. Ничем иным объяснить судьбы людей, превратившихся в одночасье из пастухов овец, с которыми сильные мира сего вообще не считались, в предводителей человечества, никак нельзя. Но это чудо нематериальной природы, оно нисходит от Всевышнего и называется наставлением. Именно наставление сделало таких, казалось бы непримиримых в прошлом противников Ислама, как Умар, Икрима, Сухайл, Амр и Халид, преданными защитниками этой религии.
Каждая история этих выдающихся сподвижников Пророка уникальна по-своему и заслуживает отдельного внимания. Все они до мозга костей прониклись идеологией Ислама и шли на этот выбор вполне осознанно, что, в свою очередь, исключает в них такие порицаемые качества, как неискренность, притворство и лицемерие.
Осознанный выбор в пользу Ислама сделал и Адди ибн Хатим. Адди до судьбоносной встречи с Пророком исповедовал христианство и пользовался непререкаемым авторитетом в своем племени. Весть о новой религии в Аравии была воспринята Аддием вполне предсказуемо для тех времен – враждебно. С целью оградить себя от влияния Ислама Адди даже перебрался к единоверцам в Шам. Но будучи на чужбине, раздираемый сомнениями, он окончательно решил для себя отправиться в Медину и все же встретиться с Пророком. «Царь он или лжец, мне станет об этом известно. Но а если он правдив в своих словах, то я последую за ним», — таковы были ожидания Адди от этой встречи.
Вот как сам Адди рассказывал о наиважнейшей для него поездке: «Прибыв в Медину, я направился в мечеть и поприветствовал его (Пророка). Он в ответ спросил: «Кто же это?» Я ответил, что Адди ибн Хатим. Затем он повел меня к себе домой, но по дороге ему встретилась немощная и пожилая женщина, которая, поведав ему свою нужду, на достаточно долгое время задержала его. Я тогда сказал про себя: «Клянусь Всевышним, этот человек не может быть царем». Когда мы зашли к нему домой, он настоял на том, чтобы я сел на его кожаной подушке, а сам при этом уселся на голой земле. Я сказал про себя: «Клянусь Всевышним, цари так не поступают»»…
В вышеприведенной части рассказа о принятии Ислама Аддием ибн Хатимом мы еще раз убедились в том, что жизнь человека подвержена изменению и вариативна. Герой нашего повествования неуклонно верил в истинность одной из ветвей христианской веры, и стремительный рост Ислама в Аравии только причинял ему моральную боль. Но в одночасье все, во что он искренне верил, превратилось в иллюзию, мыльный пузырь.
Глубокие раздумья привели его в Медину, к Посланнику Аллаха, который, к его удивлению, предстал перед ним человеком необычайной скромности и добродушия. А по окончании непродолжительной беседы с ним Адди переосмыслил свои убеждения и открыл для себя истинную веру. И в этом заслуга в том числе и Пророка, избравшего тонкую модель ведения диалога.
В самом начале разговора Пророк (мир ему и благословение) задал Адди несколько вопросов мировоззренческого характера: «Признаешь ли ты другое божество, кроме Аллаха и знаешь ли ты кого-либо могущественнее Его?» На все это Адди ответил отрицательно. Затем Пророк (мир ему и благословение) поинтересовался: «Не являешься ли ты ракуситом (народ, который в древности исповедовал что-то общее с христианством и сабейством)? Получив на сей раз положительный ответ, Пророк (мир ему и благословение) продолжил: «Не было ли принято в твоем народе передавать четверть военной добычи вождю племени?» На это Адди вновь ответил положительно. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «А ведь это, согласно твоему верованию, считается запретным деянием». Изумленному от хода мысли Пророка (мир ему и благословение) Аддию оставалось только отвечать одобрительно.
В этом отрезке беседы Пророк (мир ему и благословение) на ясном примере показал Адди, что религия, которую тот исповедует, является для него лишь пустой формальностью, не имеющей в действительности какого-либо серьезного воздействия на него. Затем он дал Адди пищу для размышлений, которую тут же развил объяснениями о причинах невступления Адди в исламскую религию: «Возможно, тебя сдерживает от вступления в эту религию бедность и нужда ее последователей. Но, клянусь Всевышним, богатство (этой общины) будет настолько обильным, что даже не останется нуждающихся. Быть может, тебя останавливает от вступления в эту религию малочисленность ее последователей и множество вражеских сил. Но, клянусь Всевышним, наступят такие времена, когда женщина одна-одинешенька сможет пройти путь от местности Кадисия до Мекки. Тебя, возможно, удерживает от вступления в эту религию отсутствие власти и господства в этой общине. Но, клянусь Всевышним, быть может, со временем ты услышишь, что белые дворцы Вавилона перешли в ее владения». В завершение захватывающего по содержанию и мысли рассказа Адди заявил, что принял Ислам…
P.S Адди ибн Хатим позже рассказывал, что лично стал свидетелем двух из трех предсказанных Посланником Аллаха пророчеств. «Клянусь Всевышним, непременно сбудется и третья», — говорил он.
islamdag.ru