ИЛИ КАК ХАЛИФУ УСМАНУ УДАВАЛОСЬ ГАСИТЬ ГНЕВ ЛЮДЕЙ
Предание
Причиной мученической смерти халифа Усмана (да будет доволен им Аллаh) стало подстрекательство Марвана, который когда-то был писцом Посланника Аллаха ﷺ, записывавшим откровения. Когда была ниспослана сура «Ал-и Имран», Расуль-Акрам велел ему записать эту суру.
Он же вместо «Ал-и Имран» записал «Ал-и Марван» (семейство Марвана). Он подумал: «Посланник Аллаха не узнает об этом, мое имя останется до киямата». Между тем как Священный Коран был защищен Аллахом от всякого изменения и искажения.
Расуль-Акрам, увидев, что он изменил название суры, сказал ему: «Отныне ты не можешь находиться около нас». Он сослал Марвана в одно удаленное от города место.
При жизни Посланника Аллаха ﷺ он не получил разрешения войти в Медину. Во времена правления халифа Абу Бакра, Марван также просил разрешения войти в Медину.
Халиф Абу Бакр не разрешил и сослал его еще дальше, сказав: «Разве можем мы принять в городе того, кто был отвергнут Господином Мира ﷺ?»
Когда халифом был достопочтенный Умар, Марван и у него просил разрешения. Халиф Умар не разрешил и сослал его еще дальше, сказав: «Рядом с нами нет места тому, кого отвергли Посланник Аллаха и Абу Бакр».
Когда достопочтенный Усман (да будет доволен им Аллаh) стал халифом, Марван тотчас явился к нему. Упав к его благословенным ногам, он начал умолять его. Хазрати Усман (да будет доволен им Аллаh) приходился Марвану родственником. Пожалев его, он разрешил ему поселиться в городе.
После прибытия в Медину Марван каждый день навещал халифа Усмана (да будет доволен им Аллаh). Спустя некоторое время достопочтенный Усман сделал его своим секретарем.
Однажды к халифу Усману прибыли несколько человек из Египта, чтобы пожаловаться на наместника Египта. Они изложили свою жалобу.
«Хорошо, а кого вы хотите вместо него?» — спросил халиф.
Жалобщики сказали, что хотят видеть на этой должности Мухаммада, сына Абу Бакра. Халиф Усман написал письмо народу Египта, в котором говорилось: «Находившегося над вами наместника я снял с должности и назначил на его место Мухаммада, сына Абу Бакра. Будьте ему покорны».
Марван питал ненависть к сыну хазрати Абу Бакра (из-за его отца). Он подумал, что другого такого удобного случая может не представиться, и решил отомстить ему.
С таким намерением он написал письмо от имени халифа Усмана: «Ты давнишний наместник. Мухаммад, доехав туда, захочет снять тебя с должности. Мы передумали смещать тебя. Отруби ему голову и пришли мне».
Он спрятал написанную им бумагу и стал ждать, когда хазрати Усман (да будет доволен им Аллаh) пойдет в туалет. Поскольку на печатке халифа Усмана было начертано имя Аллаха, он снимал перстень перед тем, как войти в туалет, и поручал его тому, кто окажется рядом с ним.
Так же он сделал и в этот раз, оставил печатку находившемуся рядом с ним Марвану. Воспользовавшись этим перстнем, Марван поставил печать на спрятанном им письме и передал его доверенному гонцу.
Он строго-настрого предупредил его: «Если в пути встретишь Мухаммада, не показывайся ему на глаза. Опереди его и первым доберись до Египта».
Вестник отправился в Египет. Сын хазрати Абу Бакра Мухаммад тоже ехал в Египет. Вместе с воинами он остановился на ночлег на холме и заметил, что по дороге из Лучезарной Медины едет гонец.
«Интересно, с какой вестью едет этот гонец?» — подумал Мухаммад и стал его дожидаться.
Однако гонец не стал заезжать к ним и без остановки помчался по дороге в Египет. Мухаммад б. Абу Бакр был человеком умным и прозорливым.
Он подумал: «Этот гонец проехал мимо нас без остановки и помчался в Египет. Это не к добру». Он послал нескольких воинов, чтобы они догнали гонца и привели его к нему. Воины сообщили, что Мухаммад хочет его видеть. Когда вестник отказался ехать, они привели его силой.
«Куда ты направляешься?» — спросил Мухаммад у гонца.
«В Египет», — ответил гонец. Мухаммад велел воинам обыскать гонца. Сколько они ни обыскивали, ничего не нашли.
«Нанесите ему удары палкой», — велел Мухаммад.
После нескольких ударов палкой, вестник не вытерпел и показал бумагу. Когда Мухаммад прочел эту бумагу, то сильно обиделся на халифа Усмана. Он показал бумагу находящимся рядом людям. Все они были недовольны и начали говорить про Усмана нехорошие вещи.
Откуда они могли знать, что хазрати Усману (да будет доволен им Аллаh) ничего не было известно об этом деле, что это сделал Марван? За распространение смуты и мятежа он заслужил проклятия до самого киямата.
Такая великая личность, как досточтимый Усман (да будет доволен им Аллаh), руками Марвана был брошен в пучину таких больших опасностей.
Мухаммад вернулся обратно и отправил письма наместникам и эмирам с изложением этого события.
Каждого, кто слышал о том письме относительно Мухаммада, охватывал сильный гнев, и они начинали говорить про Усмана плохие вещи.
Руководители встали на сторону Мухаммада. Народ же спрашивал: «Откуда произошло это предательство по отношению к сыну хазрати Абу Бакра? Если он был виновен, то почему он не судил его по законам шариата? Почему он решил отправить его в Египет и убить его руками народа Египта?»
Так, из-за одного письма всю округу охватила смута. Поскольку многие любили хазрати Абу Бакра, рядом с Мухаммадом собралось более десяти тысяч человек, в ряды которых просочились и лицемеры-мунафики.
У халифа Усмана было четыреста рабов. Все они в полной боевой готовности окружили дом для защиты. Досточтимый Усман позвал к себе всех рабов и объявил: «Каждый из вас, кто оставит оружие, войдет в свою комнату и спокойно там посидит, будет свободен. Да пребудут с ним мои добрые молитвы».
Они подчинились приказу и разошлись.
Шамседдин Сиваси «Предания о четырех халифах»
islam-today.ru