Инцидент со слонами
Поучительное событие, свидетельствующее о нахождении Каабы под защитой Аллаха.
Кааба, построенная по повелению Всевышнего Аллаха, всегда находится под Божественной защитой. Событие, известное в истории под названием «Инцидент со слонами» – это один из поучительных примеров, свидетельствующих об этом факте. Когда правитель Йемена Абраха увидел, что собор, построенный по его приказу и при содействии римского императора, не пользуется популярностью, то он не на шутку рассердился. Абраха тут же принял решение о разрушении Каабы, которую арабы посещали с давних пор, чтя ее и признавая ее святость.
Снарядив огромное войско, в котором функцию современных танков выполняли боевые слоны, он пошел на Мекку. Таким образом он пытался сориентировать людей на посещение построенного им собора. Абраха, пребывая в неистовом состоянии, изумленно сказал Абдулмутталибу, пришедшему требовать вернуть назад захваченных верблюдов, следующее:
«Я пришел, чтобы разрушить Каабу, ты же думаешь о своих верблюдах!»
В ответ на слова Абдулмутталиба о том, что у Каабы есть хозяин, который ее охраняет, он высокомерно произнес следующие глупые слова:
«Не существует никого, кто бы смог защитить ее, выступив против меня».
Однако когда он дал приказ своему войску, приблизившемуся к Мекке, двигаться на Каабу, слоны потеряли способность двигаться. Все небо заполнилось летающими горными ласточками, которые начали сбрасывать на войско Абрахи град камней, представлявших собой куски обожженной глины. Эти камни сражали наповал всех, на кого падали. Пространство перед Меккой вмиг превратилось в кладбище людей и слонов. Миниатюрные, крохотные птички смяли и уничтожили многотонное войско слонов. Тот год, когда случилось это Божественное чудо, наводящее страх и ужас, был назван «Годом слона».
Всевышний Аллах так сообщает об этом событии в Священном Коране:
أَلَمْ تَرَ كَيْفَ فَعَلَ رَبُّكَ بِأَصْحَابِ الْفِيلِ أَلَمْ يَجْعَلْ كَيْدَهُمْ
فِي تَضْلِيلٍ وَأَرْسَلَ عَلَيْهِمْ طَيْراً أَبَابِيلَ تَرْمِيهِم
بِحِجَارَةٍ مِّن سِجِّيلٍ فَجَعَلَهُمْ كَعَصْفٍ مَّأْكُولٍ
«Неужели ты не знаешь, что сотворил твой Господь с воинством слона? Разве Он не разрушил их козни и не послал на них стаи птиц? Они осыпали их осколками обожженной глины и превратили в подобие нивы, изъеденной [саранчой]». (Сура «Аль-Филь», 1-5)
Кааба была построена по повелению Аллаха и является священным благословенным местом служения Ему — «Хана Бирр». Поэтому Кааба находится под защитой Аллаха. А наказание, полученное Абрахой за проявленное им непочтительное отношение к священному месту, носит характер устрашения для тех, кто впредь, до самого Судного дня, осмелится на подобного рода действия …
И еще в одном из священных аятов сказано следующее:
وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن مَّنَعَ مَسَاجِدَ
اللّهِ أَن يُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ وَسَعَى فِي خَرَابِهَا أُوْلَـئِكَ مَا كَانَ
لَهُمْ أَن يَدْخُلُوهَا إِلاَّ خَآئِفِينَ لهُمْ فِي الدُّنْيَا خِزْيٌ
وَلَهُمْ فِي الآخِرَةِ عَذَابٌ عَظِيمٌ
«Кто же больший грешник, чем тот, кто запрещает в храмах Аллаха поминать имя Его, и кто стремится разрушить эти [храмы]? Таким не следовало бы ходить туда без чувства страха. Позор им в этом мире, а в будущем мире — великие муки». (Сура «Аль-Бакара», 114)
Абраха, ожесточенный, усилив свою тиранию и деспотизм, в итоге вообразил, что он, якобы, обладает бесконечной силой и величием. В ответ на это Всевышний Аллах уничтожил его, да к тому же не при помощи таких сильных, внушающих трепет и страх животных, как, например, львы, тигры или ядовитые змеи, а при помощи таких слабых созданий, как горные ласточки, которые обрушили на его войско град камней величиной с горошину. Всевышний Аллах, уничтожая Фараона, Немруда и Джалута, этих высокомерных, кичливых фигур, посредством созданий, которые были гораздо меньше и слабее их, показал всю бессмысленность их высокомерия и гордыни, а также то, насколько они были, на самом деле, беспомощными и бессильными существами. Абраха, величественно вышедший в путь с целью разрушить Каабу, приполз в Йемен в жалком и униженном состоянии. Его положение – это поучительная картина для тех, кто может осрамиться еще при жизни из-за своей гордыни и из-за своего высокомерия.
Курайшиты между собой использовали Год слона как своего рода начало истории.
Кубаш ибн Ушайм (радыйаллаху анху) сказал как-то:
«Я и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) родились в Год слона».
Осман ибн Аффан (радыйаллаху анху) спросил у него:
«Кто старше, ты или же Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)?».
Благословенный сахаб дал ответ, полный учтивости, вежливости и изысканности:
«Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) во много крат важнее и значительнее меня. Что же касается даты рождения, то я гораздо старше.[1] Я видел шкуры слонов изменившимися и позеленевшими» (Тирмизи «Манакыб», 2).
[1] Славные сахабы, как видно из этого предания, всегда осознавали то, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) находился на самой высочайшей ступени и имел высочайший ранг. Поэтому они проявляли огромную деликатность и чувствительность. Те из них, которым удавалось прикоснуться к Нему, испытывали чувство величайшей гордости. Показывая свои руки, они говорили: «Вот этими двумя руками я присягнул на верность Посланнику Аллаха».