Страсть имама ан-Насаи к знаниям, а также стремление к сохранению достоверной пророческой сунны привели его на путь исследования, запоминания и преподавания хадисов, который не прерывался на протяжении всей его жизни. Значительную часть своей жизни он провел в путешествиях по исламскому миру в поиске знаний. Одним из наиболее значимых достижений имама ан-Насаи, которое оставило след в его наследии, было составление знаменитого труда «Сунан ас-сугра», наиболее известного как «Сунан ан-Насаи». Этот сборник хадисов считается одним из шести наиболее достоверных сборников, благодаря чему он пользуется огромной научной значимостью у ученых и студентов. Его внимание к деталям, стремление к сохранению хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по сей день вызывает лишь огромное восхищение у всех, кто проникся жизнью и усердием этого ученого. Имам ан-Насаи был известен благочестием, набожностью и смирением. Он был уважаем не только за свои знания и множество полезных трудов, но и за непоколебимую приверженность истине и справедливости в моменты невзгод и испытаний.
Имя и происхождение
Его имя: Ахмад ибн Шуайб ибн Али ибн Синан ибн Бахр ибн Динар аль-Хорасани ан-Насаи.
Его прозвище (кунья): Абу Абдуррахман.
Что касается «ан-Насаи», то название относится к городу ан-Наса, одному из бывших городов Хорасана. Данный город был назван так по причине того, что еще в начале расцвета Ислама с целью завоевания в город пришли мусульмане и оказалось, что в нем отсутствовали мужчины, а отстаивали его только женщины. Когда арабы узнали об этом, они перестали сражаться до тех пор, пока в город не вернутся мужчины, поскольку женщины не из тех, с кем положено сражаться. По этой причине город был прозван ан-Наса[1]. Географ аль-Истахри в 340-м году по Хиджре описывал этот город как тот, в котором имелось обилие фруктовых садов, а вода протекала через жилые дома[2]. Якут аль-Хамави, который видел этот город воочию спустя три века после аль-Истахри, описывал его как город, который был заражен эпидемией чумы. Возможно, что в этот промежуток произошли разрушительные события, которые повлияли на жизнь этого города, и город, который славился обилием воды и фруктовых садов, обрел неблагоприятную эпидемиологическую обстановку. Ныне города Наса не существует, а его руины можно наблюдать к западу от Ашхабада.
Имам ан-Насаи родился этом в городе в 215-м году по Хиджре, когда город был полон жизни. Имам рос в нем и посвятил свою молодость получению знаний.
В молодом возрасте он выучил Коран и обучался у выдающихся ученых своей страны. Он не покидал свою страну до тех пор, пока не получил достаточное количество знаний. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, он отправился в путешествие, чтобы посетить Кутейбу ибн Саида. Это событие стало переломным в жизни имама, ведь покинув свой город, он больше в него не возвращался. Эпоха имама ан-Насаи, которая пришлась на третий век хиджры, была эпохой странников и путешественников. Особую роль в этих путешествиях играли мухаддисы. Имаму предстояло долгое путешествие, которое охватывало такие города и страны, как Хорасан, Хиджаз, Египет, Ирак, Шам и другие местности.
В поисках знаний он отправился в другие города своей страны, начиная с Баглана[3], с города, в котором жил Кутайба ибн Саид.
Имам ан-Насаи говорил: «Мое первое путешествие было к Кутайбу ибн Саиду в 230-м году по Хиджре, я пробыл у него год и два месяца»[4].
Одними из наиболее важных городов, которые посетил имам ан-Насаи, после Баглана, были Нисабур и Мерв. Имам ан-Насаи начал свое путешествие с Баглана, чтобы посетить великого ученого своего времени Кутайбу ибн Саида. Хотя Баглан и не был самым близким городом для имама, он хотел получить высокую цепь передатчиков, которой славился великий хафиз Кутайба ибн Саид. Побыв рядом с ним год и несколько месяцев, имам объездил и другие города. Посетив Басру, он стал учиться у Аббаса ибн Абдул Азима аль-Анбари, Мухаммада ибн аль-Мусанны и других. А в Куфе он перенимал знания от Абу Курайба Мухаммада ибн аль-Аля, Хуннада ибн ас-Сари, Али ибн аль-Хасана аль-Ляни и других. В Багдаде он встречался с Ахмадом ибн Мани’ и группой других ученых. В Мекке он учился у Мухаммада ибн Зунбура.
Хафиз ибн Асакир пишет: «Явившись в Дамаск, он записывал хадисы от группы ученых, и группа ученых записывала хадисы от него»[5].
Одним из преимуществ этого долгого путешествия имама ан-Насаи, да помилует его Аллах, является то, что он возвысил свой иснад, взяв хадисы у самых известных имамов своего времени, у таких, как Кутайба ибн Саид, имам аль-Бухари, имам Муслим и других. Эти обширные путешествия побудили многих историков, специализировавшихся в истории различных стран, упомянуть его имя в своих книгах: Абу Хатим упомянул его в книге «Тарих ан-Нисабур», имам аль-Макризи в «Мукаффа аль-Кабир», а Хафиз ибн Асакир в «Тарих ад-Димашк».
Имам учился у многих шейхов и встретил много великих знатоков хадисов.
Ибн Хаджар сказал: «Он слышал от ученых, количество которых не поддается исчислению»[6].
Описание и личные качества
Ан-Насаи был красивым, опрятным мужчиной со свежим лицом. Он был харизматичным, спокойным, хорошо одетым человеком. Имам очень беспокоился о балансе своего образа жизни с точки зрения еды, одежды и женитьбы. Он пил изюмный напиток (набиз) и ел много мяса петуха. Любил носить зеленую одежду. У него было четыре жены и, несмотря на это, он не оставался без одной или двух служанок[7]. Он постился через день, регулярно совершал Хадж. Обладая большими знаниями и благонравием, имам усердно проводил время в богослужении по ночам.
Учителя имама ан-Насаи
Имам ан-Насаи встретил много шейхов по причине своей долгой жизни, которая длилась почти сто лет, а также из-за его обширных и долгих путешествий. Имам ан-Насаи прожил дольше других имамов хадиса из числа авторов «кутуб ас-ситта». За свою продолжительную жизнь он встретил много великих знатоков хадисов своего времени.
Сказал ибн Хаджар: «Он слышал от ученых, количество которых не поддается исчислению»[8].
Некоторых учителей имама ан-Насаи упомянул Хафиз аз-Захаби. Имам ибн Асакир упомянул более 444 учителей имама ан-Насаи. Шейх Абдуль Фаттах Абу Гудда дополнил этот список именами, которые не упомянул ибн Асакир, и привел имена 447 шейхов, от которых передает имам ан-Насаи в своих сборниках «Сунан аль-кубра» и «аль-Муджтаба».
Среди его известных учителей:
— Кутейба ибн Саид аль-Багляни (ум. в 240 г. х.)
Один из шейхов периода становления имама ан-Насаи, как мы упоминали в начале его биографии. Первое путешествие имама было совершено в Баглан к Кутейбу ибн Саиду. По пути Кутейбы имам ан-Насаи передавал возвышенным иснадом[9]. Также Кутейба ибн Саид является шейхом, от которого в «Сунан ан-Насаи» передается наибольшее количество хадисов(677).
— Мухаммад ибн Исмаиль аль-Бухари (ум. в 256 г. х.) и Муслим ибн Хаджадж (ум. в 261 г. х.)
Известные авторы «Сахих». Ученые разногласили в вопросе о том, слышал ли имам ан-Насаи от имама аль-Бухари. Хафиз аль-Миззи утверждал, что имам ан-Насаи не слышал от имама аль-Бухари.
Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге сказал: «Имам ан-Насаи передал от имама аль-Бухари, как сказал об этом Абу Абдуллах ибн Манда в книге “аль-Иман”»[10].
Также об этом свидетельствует один из близких учеников имама ан-Насаи, Абу Бакр ибн ас-Сунни. Также по утверждениям некоторых ученых, как ас-Сахави, ибн Хаджар и других, становится известно, что имам ан-Насаи брал от имама аль-Бухари знания о скрытых изъянах в хадисе[11].
— Харис ибн Мискин аль-Амави (ум. в 250 г. х.)
Имам ан-Насаи передает от него 140 хадисов в своем «Сунан». Однако передает их в форме «прочитали ему, а я услышал». Ученые разногласили относительно того, почему имам ан-Насаи не передавал от Хариса ибн Мискина напрямую в форме «рассказал нам» или «передал нам», а говорил: «прочитали ему, а я услышал».
Историк Абу Бакр ибн Нукта в своей книге «Такйид» говорит: «Причина этого заключалась в том, что между Харисом и ан-Насаи была тяжба, имам ан-Насаи не мог посещать его собрания, но он вставал там, где его было бы не видно, но в то же время мог слышать чтение читающего и записывать. Поэтому он говорил: “Прочитали ему, а я услышал”»[12].
Другие учителя имама ан-Насаи: Имам ат-Тирмизи, имам Абу Давуд, Мухаммад ибн Наср, Исхак ибн Рахавейх, Сувейд ибн Наср и другие.
Ученики имама ан-Насаи
К имаму ан-Насаи тянулись путешественники и студенты отовсюду. И после смерти аль-Бухари и Муслима он стал бесспорным преемником их знаний. Его учеников было так много, что им было трудно посещать занятия. Имам аль-Миззи упомянул некоторых из них в «Тахзиб аль-камаль» (1/329).
Его известные ученики:
— Абу Джа’фар ат-Тахави (ум. в 321 г. х.)
Автор известного труда «Акыда ат-тахавия» по вероубеждению праведных предшественников и мусульман.
— Абу аль-Касим ат-Табарани (ум. в 360 г. х.)
Один из ученых сунны и хадиса. Автор трудов «Му’джам аль-кабир», «Му’джам ас-сагир» и «Му’джам аль-авсат» ат-Табарани.
— Абу Исхак Ибрахим ибн Синан (ум. в 349 г. х.)
Один из ученых хадиса своего времени.
— Абу Бакр ибн ас-Сунни (ум. в 364 г. х.)
Один из близких учеников и соратников имама ан-Насаи, сопровождал его в конце жизни. Передал от него сборник «Сунан аль-кубра» и «аль-Муджтаба».
Другие ученики имама ан-Насаи: Абу Али ан-Нисабури, Исхак ибн Абдулкарим ас-Савваф, Абу Хайр аль-Малятты и многие другие.
Его знания и слова ученых о нем
Имам ан-Насаи был одним из самых выдающихся ученых своего времени. Его тяга к путешествиям и знаниям была поразительна. Он обладал феноменальной памятью, способностью запоминать хадисы. Примером его памяти является сборник «Сунан аль-Кубра», в котором имам ан-Насаи привел более одиннадцати тысяч хадисов. Он также был известен своим глубоким пониманием хадисов. Что касается его знаний о передатчиках, то он является одним из имамов науки «джарха и та’диля», специалистом в области положения передатчиков и различных обстоятельств, связанных с ними. Он также был одним из имамов, вобравших в себя знания хадисов и знание фикха, а фикх — это плод хадисов. Также его книги свидетельствуют нам о его обширных знаниях в иных научных дисциплинах: в тафсире, истории и биографии.
Хафиз аз-Захаби сказал: «Имам ан-Насаи более искусен в хадисах, в их изъянах, а также в знании о рассказчиках, чем имам Муслим, Абу Дауд и Абу Иса ат-Тирмизи»[13].
Хафиз аз-Захаби также сказал: «В начале третьего века по Хиджре не было никого более совершенного в запоминании, чем ан-Насаи».
Имам ибн Салях сказал: «Имам ан-Насаи довод в вопросах о передатчиках!»[14].
Имам ад-Даракутни сказал: «Я не видел никого подобного ему в знании передатчиков и в набожности»[15].
Имам ад-Даракутни сказал о нем: «В свое время имам ан-Насаи был самым выдающимся факихом среди шейхов Египта»[16].
Сборник «Сунан ан-Насаи» и его оглавления также являются свидетельством степени и мастерства имама в этой науке. Он выводит юридические вопросы из хадисов, которые рассказывает. Благодаря своим высоким познаниям в юриспруденции, он проработал на высоком посту судьи Египта.
Имам ад-Даракутни говорил: «Поистине, не было подобного ему, и я никому не отдаю предпочтение перед ним»[17].
Труды имама
Имам ан-Насаи был автором множества книг, самой известной из которых является «Сунан».
Имам ибн аль-Асир сказал: «Он написал много книг на темы хадиса, их изъянов и других вещей»[18].
Некоторые его книги:
«Аль-Муджтаба»[19], «Сунан аль-Кубра», «Ихват ва аль-ахават», «Асмау рувват», «Тасмия аль-фукаха», «Тафсир кур’ан аль-азым», «Тамйиз», «Джарх ва та’диль», «Хасаису Али», «Табакат ан-Насаи», «Дуафа ва матрукин», «Фадаилю куран», «Фадаилю ас-сахаба» и многие другие. Самые известные его труды — «Сунан» ан-Насаи, «Сунан аль-Кубра», «Дуафа ва матрукин».
«Сунан» ан-Насаи
«Сунан ан-Насаи» или «аль-Муджтаба» («отобранный/избранный») — один из шести известных сборников хадисов, который община приняла с одобрением и единогласием. У имама ан-Насаи было два сборника, которые именуются как «ас-Сунан», это «Сунан аль-кубра» и «Сунан ас-сугра». Включенный в четыре известных сборника «ас-Сунан» — «Сунан ас-сугра», который также назван как «аль-Муджтаба». Причиной составления этого сборника являлось то, что имам ан-Насаи желал собрать сборник с достоверными хадисами по совету некоторых правителей.
Хафиз аль-Ираки рассказывал: «Когда ан-Насаи составил “Сунан аль-кубра”, он дал его правителю Рамлы, который спросил его: “Все, что в этой книге, достоверно?”. Он ответил: “Нет”. Правитель сказал: “Тогда отдели достоверное из этой книги от недостоверного”. После этого ан-Насаи и составил “Сунан ас-сугра”»[20].
Ученые пребывали в разногласии о том, составил ли «Сунан ас-сугра» сам ан-Насаи или это сокращение, которое написал его близкий ученик, Абу Бакр ибн ас-Сунни (ум. в 364 г. х.). Некоторые ученые, в числе которых имам аз-Захаби и Тадж ад-Дин ас-Субки, придерживались этого мнения. Большинство ученых сошлось на том, что «Сунан ас-сугра» труд самого имама ан-Насаи[21].
В данном сборнике содержится 5758 хадисов. Однако, если исключить повторяющиеся хадисы, их количество уменьшится вдвое, так как одной из особенностей «Сунана» является то, что имам ан-Насаи приводил один и тот же хадис в нескольких главах. Сборник имама ан-Насаи является самым большим из четырёх «Сунанов». За ним следует сборник имама Абу Дауда, который содержит 5274 хадисов, затем сборник имама ибн Маджи, содержащий 4341 хадисов, и сборник имама ат-Тирмизи, содержащий 3956 хадисов. Но если исключить повторяющиеся хадисы, то сборник имама Абу Дауда будет намного больше, чем сборник имама ан-Насаи, так как в нем меньше повторяющихся хадисов. Некоторые ученые называли «Сунан» ан-Насаи как «Сахих» ан-Насаи, среди них ад-Даракутни, ибн Ади, Хатиб аль-Багдади и другие. Причиной этого являлась строгость имама ан-Насаи к передатчикам, в отличие от других авторов «Сунан». По этой причине в «Сунан» ан-Насаи очень мало слабых хадисов, а подавляющая часть хадисов достоверная.
Хафиз ибн Хаджар сказал о «Сунан ан-Насаи»: «В этой книге меньше всего слабых хадисов после двух сборников «ас-Сахих» и меньше всего ненадежных передатчиков»[22].
Роль суфиев в распространении «Сунана» ан-Насаи
Данный сборник передавал от имама ан-Насаи его близкий ученик Абу Бакр ибн ас-Сунни (ум. в 364 г. х.).
Имам ибн Нукта пишет: «Ибн ас-Сунни передавал от ан-Насаи сборник “аль-Муджтаба”, когда они находились в Египте»[23].
От ибн ас-Сунни передавал этот сборник Кади Абу Наср аль-Кассар. От Кади Абу Насра аль-Кассара передавал Абу Мухаммад ибн Абдурахман ад-Дуни, от которого он и стал распространяться.
Хафиз аз-Захаби пишет про него: «Шейх, ученый, аскет, правдивый, суфий — Абу Мухаммад Абдуррахман ибн Хамд ибн Хасан ибн Абдурахман ад-Дуни»[24].
Имам ад-Дуни единственный передатчик данного сборника от имама аль-Кассара, он является известным суфием и аскетом. Фактически именно суфий передал для нас «Сунан» ан-Насаи, и к нему съезжались ученые с разных уголков мира, чтобы услышать «Сунан». Люди, которые негативно относятся к суфизму, абсолютно невежественны о вкладе суфиев в исламскую религию и о вкладе в распространение пророческой сунны.
Какого мазхаба придерживался имам ан-Насаи?
Некоторые шафиитские ученые, как Каби аш-Шухба, имам аль-Иснави, Имам ас-Субки и некоторые другие, упоминали его в числе шафиитских ученых[25].
Сказал историк ибн аль-Асир во вступлении своей книги «Джами’ аль-усуль»: «Имам ан-Насаи являлся шафиитом, и у него есть труд “аль-Манакик”, написанный на основе шафиитского мазхаба».
«Китаб ас-Сунан» имама ан-Насаи указывает на степень его мастерства в вопросах фикха, а главы в ней составлены так утонченно, что некоторые ученые отмечали особую схожесть со стилистикой имама аль-Бухари в своем «Сахих». И есть вероятность, что имам ан-Насаи встречался с имамом аль-Бухари и учился у него. Возможно, что имам ан-Насаи являлся муджтахидом, подобно имаму аль-Бухари, поскольку он являлся одним из тех ученых, которые объединили в себе познания и хадиса, и фикха[26].
Сказал имам ад-Даракутни: «Имам ан-Насаи был в свое время самым выдающимся факихом среди шейхов Египта»[27].
В книгах группы библиографов таких ученых, как аз-Захаби, ибн Касир, не отмечается мазхабная принадлежность имама ан-Насаи. Аллаху известно лучше.
Некоторые убеждения имама ан-Насаи и обвинение в шиизме
Имам ан-Насаи придерживался доктрины Ахлю-сунна валь джамаа, в том числе в вопросах утверждения качеств и атрибутов. Он является одним из числа имамов хадисов, которые, несомненно, являлись защитниками правильных убеждений, и это очевидно в его трудах, особенно в книге «Сунан», в которой он упомянул некоторые убеждения мусульман. Тем не менее некоторые относили к имаму ан-Насаи шиизм, и слово в его защиту мы выскажем в конце этого раздела.
Несотворенность речи Аллаха
Хафиз аз-Захаби приводит:
قال قاضي مصر أبو القاسم عبد الله بن محمد بن أبي العوام السعدي : حدثنا أحمد بن شعيب النسائي ، أخبرنا إسحاق بن راهويه ، حدثنا محمد بن أعين قال : قلت لابن المبارك : إن فلانا يقول : من زعم أن قوله تعالى : إنني أنا الله لا إله إلا أنا فاعبدني مخلوق ، فهو كافر . فقال ابن المبارك : صدق ، قال النسائي : بهذا أقول .
«Ибн аль-Мубарака спросили: “Некий человек говорит, что тот, кто утверждает о сотворенности слов Аллаха “Поистине Я — Аллах, и нет Божества, кроме Меня”[30] является неверующим. Сказал ибн аль-Мубарак: “Он прав”. Сказал имам ан-Насаи: “Я говорю то же самое”»[31].
Имам ан-Насаи считал неверующими тех, кто утверждал, что речь Аллаха является сотворенной. Эти убеждения были типичны для джахмитов и му’тазилитов.
Обвинения имама ан-Насаи в шиизме
Некоторые ученые ахлю-с-сунна валь джамаа подмечали определенную меру шиизма в высказываниях имама ан-Насаи. Это отмечали ибн Халликан[32], хафиз аз-Захаби[33], хафиз ибн Касир[34] и другие.
Побудили к этим обвинениям сомнения, вызванные книгой «Хасаису Али», и некоторые высказывания имама ан-Насаи касательно Муавии. В этой книге имам ан-Насаи перечисляет достоинства ахлю-ль-бейт и Али.
Но если посмотреть в какой манере ученые говорили о его шиизме, то становится ясно, что они не утверждали об этом, а лишь отмечали наличие бытующего мнения.
Ибн Касир пишет: «Было сказано о нем».
И эта форма высказывания является той, что оставляет сомнения о достоверности. Было сказано о нем: «к нему относили нечто из шиизма», а также другие различные формы, которые высказаны с целью лишь упомянуть бытующее мнение, но не с целью удостоверить данное мнение.
По этой причине доктор Сабри ибн Абдулхалик аш-Шафии пишет: «Эти обвинения сомнительны и требуют рассмотрения»[35].
Для обвинения имама ан-Насаи использовалось два аргумента: возвеличивание достоинств Али ибн Аби Талиба и принижение достоинств Му’авии.
Возвеличивание достоинств Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)
Имаму вменялось, что он составил книгу «Хасаису Али», в которой возвеличивал Али ибн Абу Талиба и семейство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Однако обозначение достоинств Али ибн Абу Талиба не является фактором свидетельствующем о шиизме. Имам ан-Насаи объясняет цель составления книги «Хасаису Али»: в Дамаске имелись искаженные представления о положении Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Возможно, имам столкнулся с насыбитами[36]. Это подтверждают и исторические справки.
Хафиз аз-Захаби пишет: «Насыбизм в одно время был школой жителей Дамаска»[37].
И в это же смутное время мы находим в Дамаске имама ан-Насаи, который написал труд о достоинствах Али ибн Абу Талиба в опровержение крайности насыбитов, обозначая его достоинства в рамках ахли-с-сунна валь джамаа.
Хафиз аз-Захаби приводит:
وقال الوزير ابن حنزابة سمعت محمد بن موسى المأموني -صاحب النسائي – قال : سمعت قوما ينكرون على أبي عبد الرحمن النسائي كتاب : ” الخصائص ” لعلي -رضي الله عنه – ، وتركه تصنيف فضائل الشيخين ، فذكرت له ذلك ، فقال : دخلت دمشق والمنحرف بها عن علي كثير ، فصنفت كتاب : ” الخصائص ” ، رجوت أن يهديهم الله تعالى . ثم إنه صنف بعد ذلك فضائل الصحابة ، فقيل له -وأنا أسمع- : ألا تخرج فضائل معاوية -رضي الله عنه ؟ فقال : أي شيء أخرج ؟ حديث : اللهم لا تشبع بطنه فسكت السائل
«Сказал аль-Вазир ибн Хинзаба, что слышал от Мухаммада ибн Мусу аль-Маъмуни, соратника ан-Насаи, что он сказал: “Я слышал людей, которые порицали имама ан-Насаи за книгу “аль-Хасаис”, которая была посвящена Али ибн Аби Талибу, да будет доволен им Аллах, и что вместе с этим он не составил труда касаемо достоинств двух шейхов (Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах). Я упомянул ему это и ан-Насаи ответил: “Я вошел в Дамаск, в котором было много искажений относительно Али ибн Аби Талиба, и составил книгу “аль-Хасаис” в надежде на то, что Аллах поведет их прямым путем””. Аль-Маъмуни продолжил: “Затем он составил книгу о достоинствах сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и ему было сказано то, и я слышал это: “Почему бы тебе не привести о достоинствах Муавии, да будет доволен им Аллах”. Имам ан-Насаи ответил: “И что же я приведу? Хадис “О Аллах, не насыть его утробу”?”. Спрашивающий замолк”»[38].
Цель написания книги «Хасаису Али» имам ан-Насаи разъяснил сам. Он застал людей, проявляющих чрезмерство в отношении Али ибн Абу Талиба и чересчур возвеличивающих Муавию, и по этой причине написал книгу, которая рассказывает о высоком положении и статусе Али ибн Абу Талиба. Высокая степень Али ибн Абу Талиба известна. И это не оспаривалось самим Муавией, который признавал превосходство Али ибн Абу Талиба над собой. Затем следует знать, что имам ан-Насаи написал труд о достоинствах еще и других сподвижников, да будет доволен ими Аллах, что мы увидим в следующей цитате.
Доктор Сабри ибн Абдуль Халик аш-Шафии пишет: «Имам ан-Насаи написал труд о достоинствах сподвижников, упомянул в них первоочередно достоинства Абу Бакра, Умара, Усмана, а затем четвертым упомянул достоинства Али, да будет доволен ими Аллах»[39].
И становится ясным, что книга «Хасаису Али» была составлена из необходимости в период распространения насыбизма в Дамаске. А затем имам ан-Насаи составил книгу о достоинствах сподвижников, упомянув в них достоинства всех праведных халифов.
Принижение достоинств Му’авии (да будет доволен им Аллах)
Недопонимание вызывает следующий диалог имама ан-Насаи: «Имама спросили: “Почему бы тебе не привести о достоинствах Муавии?”. Он ответил: “И что же я приведу? Хадис “О Аллах, не насыть его утробу”?”»[40].
В другой версии: «Я не знаю его достоинств, кроме хадиса “О Аллах, не насыть его утробу”».
Для правильного понимания высказываний имама ан-Насаи следует ознакомиться с хадисом и правильным его пониманием.
Приводит имам Муслим:
كُنْتُ أَلْعَبُ مَعَ الصِّبْيَانِ، فَجَاءَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَتَوَارَيْتُ خَلْفَ بَابٍ. قَالَ: فَجَاءَ فَحَطَأَنِي حَطْأَةً، وَقَالَ: “اذْهَبْ وَادْعُ لِي مُعَاوِيَةَ”. قَالَ: فَجِئْتُ فَقُلْتُ: هُو يَأْكُلُ. قَالَ: ثُمَّ قَالَ لِيَ: “اذْهَبْ فَادْعُ لِي مُعَاوِيَةَ”. قَالَ: فَجِئْتُ فَقُلْتُ: هُو يَأْكُلُ. فَقَالَ: “لاَ أَشْبَعَ اللْهُ بَطْنَهُ
«От ибн ‘Аббаса передается, что он сказал: “Я играл с детьми и пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и я спрятался за дверь, он постучал по мне и сказал: “Иди и позови ко мне Му’авию”. Я вернулся и передал, что он кушает. Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повторил: “Иди и позови ко мне Му’авию”. И я пришел и сказал: “Он кушает”. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да не насытит Аллах его утробу!”»[41].
Приверженцы нововведений заявляют, что Му’авия проявил пренебрежение к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не откликнулся на его призыв явиться к нему, в следствие чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, наслал на Му’авию проклятие со словами: «Да не насытит Аллах его утробу!».
Внешний смысл данного хадиса не указывает на что-либо, кроме того, что ибн ‘Аббас был свидетелем того, как Му’авия принимал пищу, и в нем нет какого-либо указания, что Му’авия игнорировал призыв явиться к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Также в нем нет указания на то, что до Му’авии доходило послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Возможно, что ибн ‘Аббас не доводил до Му’авии это послание, ожидая, пока Му’авия закончит прием пищи, чтобы позвать его.
Что касается слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «да не насытит Аллах его утробу», то Хафиз аз-Захаби сказал: «Возможно, это указание на достоинство Му’авии».
Хафиз ибн Касир пишет: «И Му’авия получил пользу от этой мольбы в его мирской и последней жизни».
И эта мольба нашла свое отражение в жизни Му’авии. Что касается мирской жизни, утверждается, что у Му’авии улучшился аппетит.
Что касается пользы последней жизни, то Хафиз ибн Касир пишет: «Что касается пользы в Последней жизни, то имам Муслим привел вслед за этим хадисом сообщение, которое помимо него привели аль-Бухари и другие, более чем по одному пути от группы сподвижников, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, я лишь человек, так какого бы раба я бы не проклял или ударил плетью, или вознес мольбу против него, в то время как он не заслуживал этого, то сделай это искуплением и близостью, которой Ты приблизишь его к Себе в День суда”. И сложил Муслим из этих двух хадисов достоинство Му’авии и не привел ничего помимо этого»[42].
Имам ан-Навави пишет: «То, что происходило из его порицания или же из мольбы не преследовало какую-то цель, напротив, это из традиции арабов, сказанное для связки речи, не содержащий в себе конкретный умысел, как слова “да покроется пылью твоя правая рука!” или “Акра Халка”[43], или как в хадисе “да не увеличатся твои годы”, или как в хадисе Му’авии “да не наполнит Аллах твою утробу”, и тому подобное. Они не подразумевают ничего из истинной сущности (этой) мольбы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, устрашился, что на что-либо из этого Аллах ответит, и попросил Господа, чтобы Он сделал милостью, искуплением, очищением и наградой всякую мольбу, сказанную без умысла, которую человек не заслужил. И это редко происходило с его стороны. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не был скверным, оскверняющим, проклинающим и мстящим ради себя»[44].
Таким образом, хадис «да не насытит Аллах его утробу!» понимался учеными не в русле проклятия и пренебрежения, а в русле обозначения его достоинства. Ведь это из мольбы, сказанной без умысла, и эта мольба для человека обращается в милость Аллаха и Его награду. Так же, как и другие мольбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, наподобие: «да покроется пылью твоя правая рука!», «да не увеличатся твои годы!» и другие. Внешне они демонстрируют неодобрительность, но в сущности, не содержат в себе свой смысл.
Имам ан-Навави, комментируя этот хадис, сказал: «Муслим понял из этого сообщения, что Му’авия не заслуживал молитвы против него, отнеся этот хадис к свидетельствам о его достоинствах, поскольку эта молитва в действительности является благословением для него»[45].
Слова имама ан-Насаи «я не знаю его достоинств, кроме “О Аллах, не насыть его утробу”» свидетельствуют о том, что данный хадис для имама ан-Насаи был из числа хадисов о достоинствах Му’авии. Ведь он сделал исключение для данного хадиса.
Что касается его слов «что я же приведу?» или «я не знаю его достоинств, кроме…», то это сообщение единственное из достоверного, что известно имаму ан-Насаи относительно достоинств Му’авии. Известно, что относительно достоинств Му’авии практически отсутствуют достоверные хадисы. Об этом свидетельствуют Исхак ибн Рахавейх[46] и имам ибн Хаджар аль-Хайтами[47].
Имам ан-Насаи словно говорит: «Что же мне привести, если мне известен о его достоинстве лишь единственный достоверный хадис “О Аллах, не насыть его утробу”?».
Так разъяснил об этом Хафиз ибн Асакир: «И эта история не указывает на плохое убеждение Абу Абдуррахмана ан-Насаи относительно Му’авии, а лишь указывает на воздержание от упоминания Му’авии в любом положении»[48].
Во вторых, возможно, что имам ан-Насаи не желал высказываться о достоинствах Му’авии, поскольку он видел людей, которые пылали в чрезмерной любви к Му’авии и погибали в ненависти к Али ибн Абу Талибу, да будет доволен ими Аллах. Он желал лишь уменьшить градус любви к Му’авии и повысить градус любви к Али ибн Абу Талибу. Как же это сделать, не задев чувства любящих, чьи сердца поражены фанатизмом? Практически невозможно. Ничто не приводит людей в чувство, погруженных в чрезмерную любовь к какой-либо личности, как неприятная правда. А правда состояла в том, что Му’авия не заслуживал быть превознесенным над Али ибн Абу Талибом.
Имам ан-Насаи не имел плохого мнения о Му’авии, как это распространяют сектанты рафидиты. Напротив, от имама ан-Насаи передается обратное.
Сказал имам ан-Насаи:
سئل أَبُو عَبْد الرَّحْمَنِ النسائي عَنْ معاوية بْن أَبِي سفيان صاحب رَسُول اللَّهِ صلى الله عليه وسلم. فَقَالَ : إنما الإسلام كدار لها باب.فباب الإسلام الصحابة.فمن آذى الصحابة إنما أراد الإسلام.كمن نقر الباب.إنما يريد دخول الدار.قال : فمن أراد معاوية. فإنما أراد الصحابة.
«Поистине, Ислам подобен дому, у которого есть дверь. И дверь Ислама — сподвижники, и тот, кто будет плохо высказываться о сподвижниках, стремится только навредить Исламу, подобно тому, кто стучит в дверь, а значит стремится к дому. Что касается Му’авии, то тот, кто плохо отзывается о нем, стремится найти способ плохо отзываться о сподвижниках»[49].
Таким образом, обвинение имама ан-Насаи в шиизме несет условный характер, который не соответствует реальности при рассмотрении этого вопроса.
Его испытания и смерть
Некоторые ученые разногласили относительно места его смерти, но не разногласили относительно мученической смерти, которая его постигла.
Сказал Абу Саид ибн Юнус: «Он выехал из Египта в 302-м году в месяц Зуль-каада и умер спустя несколько месяцев в Палестине, в понедельник 13-го числа месяца Сафар в 303-м году по Хиджре»[50].
Это мнение высказал и Абу Джа’фар ат-Тахави: «Он умер в Палестине в 303-м году в месяц Сафар».
Это мнение также согласуется с мнениями таких историков, как аз-Захаби, ибн Нукта, аль-Миззи и большинством других ученых. Имам Мухаммад ибн Исхак аль-Асбахани уточняет, что в конце своей жизни имам ан-Насаи выехал из Египта, в котором он проживал, в Дамаск, где его стали преследовать насыбиты — фанатичные почитатели Му’авии ибн Абу Суфьяна. Они потребовали, чтобы он возвеличивал Му’авию. И ответил на это имам ан-Насаи то, что ответил, и мы выше упомянули об этой истории. Их возмущало то, что ан-Насаи всегда отзывался о халифе Али ибн Абу Талибе с большим уважением и любовью. Они стали его жестоко избивать прямо в мечети. Побои были такими серьезными, что имам ан-Насаи скончался от побоев по пути в Мекку, куда он сразу выехал после этого происшествия[51].
Было сказано, что он умер в Мекке, и этого мнения придерживались ад-Даракутни, ибн Асир и другие.
Абу ‘Абдуррахман ан-Насаи скончался в понедельник 13-го числа месяца Сафар в 303-м году по мусульманскому летоисчислению в городе Рамля[52]. Похоронен в городе Иерусалим.
Все мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение.
[1] «Аль-Ансаб» имам ас-Сам’ани (5/483).
[2] «Масалик ва аль-мамалик» аль-Истахри, стр. 154.
[3] Прим. ныне город в Афганистане.
[4] «Тарих ад-Димашк» ибн Асакир (17/172).
[5] «Тарих Димашк» (21/172).
[6] «Тахзиб ат-Тахзиб» (1/35).
[7] «Сияр а’лям ан-нубаля» (14/128).
[8] «Тахзиб ат-тахзиб» (1/35).
[9] Прим. иснад с минимальным количеством передатчиков.
[10] «Тахзиб ат-тахзиб» (3/515).
[11] Прим. «иляль аль-хадис».
[12] «Такйид», стр. 147.
[13] «Сияр а’лям ан-нубаля» (14/133).
[14] «Мукаддима ибн Салях», стр. 391.
[15] «Тахзиб аль-камаль» (1/335).
[16] «Тахзиб аль-камаль» (1/234).
[17] «Суалят ас-Сахми», стр. 33.
[18] «Джами аль-усуль (1/115).
[19] Прим. он же «Сунан» ан-Насаи, сокращенная версия книги «Сунан аль-Кубра».
[20] «Тадриб ар-рави» (1/109).
[21] «Мукаддима аль-муджтаба», стр. 17.
[22] «Ан-Нукат» (1/484).
[23] «Такйид», стр. 169.
[24] «Сияр а’лям ан-нубаля» (19/240).
[25] «Табакат аш-шафиия» (2/480).
[26] «Мукаддима аль-Муджтаба», стр. 53.
[27] «Тахзиб аль-камаль» (1/234).
[28] Коран, 17:79.
[29] «Тафсир ан-Насаи», стр. 661.
[30] Коран, 20:14.
[31] «Сияр а’лям ан-нубаля» (14/127).
[32] «Вафият» (1/77).
[33] «Сияр а’лям ан-нубаля» (14/133).
[34] «Бидая ва ан-нихая» (11/124).
[35] «Тафсир ан-Насаи», стр. 73.
[36] Прим. Насыбиты — противоположность шиитов в отношении Али ибн Абу Талиба. Так называли тех, кто питал к нему ненависть.
[37] «Мизан аль-и’тидаль» (1/67).
[38] «Сияр а’лям ан-нубаля» (14/129).
[39] «Тафсир ан-Насаи», стр. 76.
[40] «Сияр а’лям ан-нубаля» (14/129).
[41] «Сахих Муслим».
[42] «Аль-Бидая ва ан-нихая» (11/396).
[43] Прим. восклицательное выражение, которое не имеет смысла, но употребляется неодобрительно.
[44] «Шарх сахих Муслим» (16/152).
[45] «Шарх Сахих Муслим» (16/156).
[46] «Тарих ад-Димашк» ибн Асакир.
[47] «Татхиру ль-джинан ва лисан».
[48] «Тахзиб аль-камаль» (1/339).
[49] «Тахзиб аль-камаль» (1/339).
[50] «Сияр а’лям ан-нубаля» (14/133).
[51] «Сияр а’лям ан-нубаля» (14/132).
[52] Прим. бывший город Палестины. Ныне оккупированный город в Израиле.
darulfikr.ru