СТОЙКОСТЬ В СУННЕ
«Сунна подобна ковчегу Нуха, Тот, кто взошёл на него, будет спасен». (Имам Малик)
Для мусульманского сообщества Сунна — священное понятие, путь, полный наград. Потому что, сколько бы лет и столетий ни прошло со дня смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), каждое его действие является примером для мусульманина. Любовь и уважение уммы к нему, усердное исполнение Сунны не прекращались ни на мгновение, и будут продолжаться до Судного Дня.
Лингвистическое значение слова «сунна» — путь, дорога. Шариатское же значение — это то, что осталось от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) из его слов, дел и молчаливого одобрения. Мудрый Абай, говоря: «Прежде всего, аят-хадис — это начало всего» в одной строке дал понять большую значимость Корана и Сунны. В казахском народе понятие «сундет» означает обрезание мальчика, которого потом сажают на лошадь, и происходит от слова «сунна». Таким образом, уважение наших предков к Сунне Пророка отражено во многих наших традициях и пословицах. Например, когда речь идет о почитании бедных, говорится: «Не упрекай бедных, ведь ты оскорбишь при этом Пророка (мир ему и благословение Аллаха)».
Мудрый Абай также говорил, что человек, который следует религии Аллаха, должен следовать и Сунне Пророка.
На пути Аллаха мы, а значит и Пророка,
И это вера наша, без единого порока.
Во многих аятах Корана Аллах повелевает Своим рабам следовать Сунне Пророка.
В 31 аяте суры «Али Имран» говориться: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный».
Этот аят является критерием, позволяющим отличать людей, которые действительно возлюбили Аллаха, от грешников, которые любят Его только на словах. Признаком подлинной любви к Нему является следование путем Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует). Поскольку выполнение его велений и руководство его проповедями — это единственный способ заслужить любовь Аллаха и снискать Его благоволение. В другом аяте Священного Корана повелевается: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (Сура «Аль-Хашр», аят 7). Следовательно, следование Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) является повелением Аллаха.
Наш предок Шакарим Кудайбердыулы писал в своей книге «Условия Ислама»: «Действительность имана заключается в том, что человек, уверовав в Пророка (мир ему и благословение Аллаха), верует и в Коран. Узнав, что Коран есть слова Аллаха, ты соответственно, веруешь и во все то, что есть в нем. Уверовав в Аллаха, веруешь в Пророка».
Сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха ) оставил своей умме множество заповедей, призывающих следовать Сунне. Одна из таких заповедей: «Я оставил среди вас две вещи, держась за которые, вы не собъетесь с прямого пути! Книгу Аллаха и Сунну Его посланника!» (имам Муслим).
Абу Бакр (да дудет доволен им Аллах) сказал: «Я не откажусь от всего, что сделал Пророк. Я обязательно буду это совершать. На самом деле, я даже боюсь, что совершу ошибку или что-либо забуду из того, что он оставил».
Руководствуясь аятами Корана и хадисами Пророка, сподвижники пытались связать каждый момент своей жизни с Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Однажды Хазрат Умар поцеловал черный камень (хаджаруль асвад), находящийся в Каабе и сказал: «Я знаю, что ты камень, который не приносит ни пользы, ни вреда. Если бы я не видел, что Посланник Аллаха целовал тебя, я бы не целовал тебя» (Имам Бухари).
Худайбийское соглашение, заключенное между мусульманами и язычниками Мекки имеет большое значение в истории Ислама. В этой истории рассказывается, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники, покинув Медину, отправились в Мекку для совершения Умры (малое паломничество). Но язычники воспрепятствовали мусульманам их вхождению в город. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал Усмана для переговоров с ними. Во время нахождения Усмана на переговорах среди людей распространились слухи, что он покидает мусульман и сам собирается совершить обход Каабы.
В то время Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я не думаю, что он, оставив нас, вот так поступит». Когда Усман вернулся, люди начали расспрашивать о случившимся. Он сказал: «Язычники позволили мне совершить обход Каабы. Клянусь Тем, в Чьей длани находится моя душа! Даже если бы я целый год находился у Каабы, но пока Пророк не совершит «таваф», я один ни за что бы не совершил таваф».
Однажды Абу Хазим увидел, как Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) мыл руки до подмышек во время омовения. Он сказал: «О, Абу Хурайра! Что это за омовение?». Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Сыновья Фарруха! Так вы находитесь здесь? Я бы не стал совершать подобное омовение, если бы знал, что вы здесь». Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В Судный день свет верующего достигнет места, куда касалась вода при омовении». Вот почему я это сделал» (имам Муслим).
Анас ибн Малик, сподвижник, который был помощником Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с раннего возраста, пил воду в три вдоха. Когда его спросили о причине этого он ответил: «Когда Посланник Аллаха пил из сосуда, он пил тремя глотками».
Как говорится «Воспитанный отцом стрелы будет мастерить, матерью воспитанный будет шубу кроить». Благородные сподвижники не только сами придерживались Сунны, но и учили свои семьи уважать Сунну и следовать ей. Например, известный табиин Муджахид (да смилостивится над ним Аллах) рассказал следующую историю о сыне хазрата Умара Абдуллахе: «Мы были в поездке вместе с сыном сподвижника ‹Умара Абдуллахом (да будет доволен ими Аллах). Когда дошли до одного места, Абдуллах обернулся в одну сторону. Один из нас спросил его, почему он так поступил. Он ответил: «Я видел, как на этом месте Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обернулся в ту сторону. Я тоже повторяю его действие».
Когда Абдуллах ибн Умар направлялся из Мекки в Медину, он останавливался и спал под одной рощей. Он сказал тем, кто спросил его о причине его остановки, следующее: «Я видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), спящего под этой рощей».
Таким образом, сподвижники пытались сделать то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) даже не приказывал им это делать. Это показывает их искреннюю любовь к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и их желание придерживаться Сунны.
В Священном Коране сказано: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (Сура «Аль-Ахзаб», аят 21).
Известный муфассир (тот, кто занимается толкованием Корана) Ибн Касир сказал, что в этом священном аяте содержится важная основа — брать пример с Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!). Стараться быть похожим ему в словах и делах, и во всех его состояниях. Руководствуясь такими аятами, многие ученые подчеркивали важность соблюдения Сунны. Например, ученый Джунайд аль-Багдади (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Все дороги, ведущие к Аллаху, закрыты для людей, кроме следования за Пророком. А для тех, кто выполняет его Сунну и пытается следовать его путем, открыты все способы приближения к Аллаху».
Имам Малик, один из ученых четырех мазхабов, сказал: «Сунна подобна ковчегу пророка Нуха (мир ему и благословение Аллаха). Те, кто взошёл на него, будут спасены»
Однажды Абу Язид Фистами (да смилостивится над ним Аллах) услышал, что где-то проживает очень образованный и мудрый человек. Поэтому он взял своих учеников и отправился на его поиски. Когда он подошел к этому человеку, то увидел, как тот плюнул 68 сторону Кыблы. Он тут же, взяв своих учеников, возвратился обратно. Ученики: «Почему мы вернулись?» Фистами сказал: «Он нарушил нормы поведения, заповеданные Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Как можно быть уверенным в иных его деяниях?»
Когда мусульмане находились рядом с Посланником Аллаха, они задавали вопросы, получали ответы на интересующие вопросы, извлекали из этого урок и передавали то, что узнавали, тем, кого рядом не было. Все сподвижники не могли ежедневно находиться рядом с Посланником Аллаха. Однако они интересовались друг друга о том, не было ли новых повелений или предписаний. Как говорили сподвижники, в то время не было такого понятия, как «ложь». Иногда они по очереди подходили к Пророку, а иногда они соглашались заучивать слова Пророка иего Сунну, чтобы их не забыть. Однажды на рассвете Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам: «Соберитесь завтра на молитву, мне необходимо что-то сказать вам». Тогда сподвижники сказали друг другу: «О, такой-то! Запомните первое изречение Пророка, а ты следующее, аты то, что за ним. Давайте же не упустим ничего из того, что скажет Посланник Аллаха» (Хайсами).
В хадисе, переданном имамом Муслимом, Нуман ибн Салим передал, что Амр ибн Аус сказал: Анбаса ибн Аби Суфьян сказал мне: Я слышал, как Умм Хабиба говорила, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто совершит 12 ракаатов суннат-намаза в день (2 ракаата до фаджр намаза, 4 ракаата до зухр намаза и 2 ракаата после зухр намаза, 2 ракаата после магриб намаза и 2 ракаата после иша намаза), тому будет построен дом в Раю».
Умм Хабиба сказала: «С тех пор я никогда не оставляю то, что услышала это от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».
Анбаса ибн Аби Суфьян также сказал: «Я никогда не оставлял эту Сунну с тех пор, как услышал этот хадис от Умм Хабибы».
Сподвижники и ученые очень ревностно относились к Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), старались выучить и применить слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и придерживаться его Сунны. Сегодня, на основе этого, а также благодаря их заботе и любви к Сунне, мы можем познакомиться с историей жизни, личностью и поведением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Многие деяния Пророка (мир ему и благословение Аллаха) стали неотъемлемой частью повседневной жизни казахского народа. Например:
— приветствовать словами «Ассаламуалайкум»;
— входить в дом правой ногой;
— начинать с выражения «Бисмиллах» во время еды;
— есть правой рукой;
— молиться и делать бата (дуа) после еды;
— читать азан в ухо новорожденного;
— совершать обряд бракосочетания — никях;
— почитать старшего, проявлять уважение к младшим; сказать «жарекым Аллах» (с арабского «ярхамук Аллах» — да простит тебя Аллах), когда кто-либо чихает;
— оповещение людей о наступлении месяца Рамадан — «жарапазан» (с арабского «джаа Рамадан» — наступил Рамадан) и так далее. Даже сегодня добровольный пост мусульманской общины по понедельникам и четвергам является яркой демонстрацией любви к Пророку и приверженности его благородной Сунне.
Наш предок Каблиса Жырау в своем «Куда же ты идешь, благодать?» воспевал:
Куда ж ты идешь, благодать?
К тому, кто Книге верен,
Кто следует Пророку своему,
К нему лишь я иду.
Это указывает на то, что путь, указанный нашим любимым Пророком (мир ему и благословение Аллаха), основан на морали, порядочности, дисциплине и воспитании.
Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да помилует Аллах моих друзей». Сподвижники спросили: «0, Посланник Аллаха! Кто же твои друзья?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Те, кто возродил мою Сунну и обучил ее другим».
Если мы глубже поймем Сунну и будем в своей повседневной жизни руководствоваться ее положениями, мы будем вознаграждены, и в будущей жизни мы будем благословлены Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Наши ученые дали следующую заповедь о следовании Сунне:
Следование Сунне — любить Посланника Аллаха превыше всего;
Следование Сунне — искреннее служение на пути Аллаха;
Следование Сунне — пожертвовать постелью и встать на ночное богослужение;
Следование Сунне — хорошее отношение к своей супруге, так как она является «аманатом» (то, что дается на хранение) для тебя;
Следование Сунне — доброта к семье и родственникам;
Следование Сунне — скромная жизнь среди людей, чтобы не отличаться от общества;
Следование Сунне — раздать свое имущество нуждающимся перед смертью;
Да окажет нам Всевышний Аллах Свою милость, чтобы мы были среди уммы, которая слушала заповеди наших ученых и предков, возродила Сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), искренне следовала за ним и получила его милость и заступничество (да благословит его Аллах и приветствует) в День Суда.
«Все молитвы, хвала и поклонения достойны Всевышнего Аллаха. О, Пророк! Приветствую тебя. И да пребудут с тобой милость Аллаха и Его благословение! Мир нам и праведным рабам Аллаха. Я свидетельствую, что кроме Аллаха, нет иного Бога достойного поклонения и в том, что хазрат Мухаммад — посланник и раб Аллаха»
azan.kz