ИХЛЯС (ИСКРЕННОСТЬ)
«Эти три вещи являются признаком искренности: игнорирование похвалы и поношение людей, быстрое забвение совершенных добрых дел и даже забвение того, что это будет вознаграждено в будущей жизни (Ахирате)» (Зуннун Мисри).
Мусульманин всегда стремится совершать свои ежедневные молитвы и добрые дела искренне, чтобы они были приняты Аллахом. И главное условие ихляса — искреннее намерение. Если намерения и дела не смешаются с какими-либо иными умыслами, то можно избежать самообмана и «рия» (совершение дел напоказ).
Итак, что такое ихляс? Почему верующие стремятся быть искренними рабами? Ихляс — это, прежде всего, истинная вера в Бога — Всемогущего, Милосердного, — сотворившего человечество из ничего.
Ихляс — это искренность сердца и чистота намерений. Всевышний Аллах дает воздаяние за состояние сердца.
Ихляс — самоотверженность поступков и намерений. Как нет молитвы без омовения, так и нет поклонения без ихляса.
Ихляс — общая черта всех пророков. Самые преданные люди после пророков — это сподвижники. Они посвятили всю свою жизнь прямому пути и покинули этот бренный мир, не ожидая ничего взамен.
Во многих аятах Священного Корана Всевышний Аллах повелевает совершать поклонение только ради Аллаха и призывает нас проявлять ихляс перед лицом невзгод, интриг, жестокости и обмана.
«Так поклоняйтесь Аллаху, только Ему одному (искренне), даже если это (отказ от язычества) ненавистно неверующим» (Сура «Гафир», аят 14).
Когда шайтан Иблис был изгнан Аллахом, он поклялся, что будет сбивать с пути Адама и его потомков, действовать так, чтобы люди перестали поклоняться Аллаху и стали его соседями в Аду. Он также обещал, что покажет им грехи притягательными, наущая их и спереди, и сзади, справа и слева. Затем Аллах ставит в известность дьявола, что он не сможет сбить с правильного пути искренних рабов Аллаха: «Он (Иблис) сказал: «Господи! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу им земные блага (заставлю их совершать грехи) и непременно собью их всех (с истинного пути), кроме Твоих искренних (верующих) рабов». Он (Всевышний Аллах) сказал:
«Это (вера и искренность) — прямой путь ко Мне (и защита от козней Иблиса). Поистине, у тебя не будет власти над Моими (верующими) рабами (ты не сможешь ввести их в заблуждение), за исключением заблудших, которые последуют за тобой» (Сура «Аль-Хиджр, аяты 39-42).
В Священном Коране есть много аятов, касающихся ихляса:
«За исключением тех, кто (до смерти) раскаялся и исправился, кто крепко держится за (религию) Аллаха и посвятил (искренне) свою веру (и поклонение) только Аллаху. Они будут вместе с верующими. И Аллах дарует верующим огромную награду (Рай)» (Сура «Ан-Ниса», аят 146)
«Мы ниспослали тебе (Мухаммад) эту Книгу с истиной. Искренне поклоняйся одному Аллаху» (Сура «Аз-Зумар», аят 2).
Это означает, что все наши действия и поклонения будут приняты только в том случае, если они будут выполнены с намерением удостоиться довольства Всевышнего Аллаха.
Однажды товарищи спросили пророка Иса (мир ему): «Что значит быть искренним по отношению к Аллаху?» Иса ответил: «Быть искренним Аллаху — это не ожидать от людей похвалы в твой адрес тогда, когда ты делаешь что-то хорошее».
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Тот, кто покинул этот мир, будучи искренне уверовавшим в Аллаха, не придавая ему сотоварища, выстаивал молитвы, выплачивал закят, считается умершим, которым доволен Аллах» (имам ибн Маджа).
В хадисе, переданном Абу Умамой аль-Бахили (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Всевышний Аллах принимает только то, что делается искренне и ради Его довольствия» (имам ан-Насаи).
Хазрат Али (да будет доволен им Аллах) отмечая важность ихляса, сказал: «Нужно обращать внимание не на количество деяний, а на то, чтобы это было сделано искренне, от всего сердца».
Однажды один человек сделал следующее намерение: «Я непременно должен подать милостыню». В одну из ночей он по незнанию вручил свою милостыню одному из воров этого города. На следующий день горожане возмущаясь, говорили:
— Удивительно! Прошлой ночью кто-то подал милостыню вору. Услышав это, мужчина обратился к Аллаху:
— О, Боже! Хвала Тебе! Я и сегодня подам милостыню. Он снова взял свою милостыню и вручил ее одной развратной женщине (и на этот раз по незнанию). На следующий день горожане воскликнули:
— Невероятно! Вчера вечером мужчина подал милостыню развратной женщине. Тогда мужчина сказал:
— О, Боже! Хвала Тебе за то, что ты даешь мне возможность подать милостыню, пусть даже и развратнице. Я обязательно подам милостыню еше раз. Той же ночью он взял свою милостыню, вышел из дома и отдал его богатому человеку (и на этот раз, не зная об этом). На следующий день люди возмущаясь, говорили:
— Что за ужасный поступок?! Вчера вечером кто-то подал милостыню богатому человеку. И тогда мужчина сказал:
— О, Боже! Благодарю тебя возможность, которую ты даешь мне в подаче милостыни пусть даже вору, развратной женщине и богатому. Во сне этому человеку, благодаря искреннему намерению, было сказано: «Милостыня, которую ты дал вору, вероятно, устыдит его и он перестанет воровать. Развратная женщина же может раскаяться и стать одной из достойных женщин. А богатый человек, извлекая урок из этого, разделит часть своего имущества нуждающимся» (имам
Бухари).
Что бы человек ни делал, Всевышний Аллах вознаградит его в соответствии с его намерением. Как сказано в хадисе:
«Поистине, Аллах не смотрит ни на ваши тела, ни внешний облик, однако Он смотрит на ваши сердца и ваши деяния» (имам Муслим).
Джалаладдин Руми говорил: «Все, что вы делаете, требует искренности. Полько тогда Всевышний Аллах примет ваши добрые дела. Потому, что искренность в поклонении — подобны крыльям птицы. Как ты без крыльев намереваешься направиться к берегам, счастья?!»
Однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и сказал: «О, Посланник Аллаха! Есть один человек, который надеется на награду Аллаха и борется на пути Ислама, и с другой стороны, он хочет, чтобы его за это хвалили». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) незамедлительно ответил: «Нет для него награды». Когда мужчина трижды задал один и тот же вопрос, он и на третий раз ответил точно так же: «Всевышний Аллах принимает только то, что сделано искренне и ради его довольства» (Насаи, Абу Дауд).
Однажды, когда мать правоверных Аиша помогала бедным и нищим, одна из них поблагодарила и помолилась за нее (сделал дуа) И мать правоверных Аиша сделала дуа ей в ответ. Когда ее спросили: «Делаете людям добро, еще и возносите за них молитвы? Как такое может быть? ». Тогда она ответила: «Я боюсь, что ее дуа станет оплатой за мою милостыню (садака). А ведь желаю, чтобы моя милостыня была чистой, а вознаграждение за нее надеюсь получить лишь от Аллаха. Вот почему я на мольбу нуждающихся читаю ответную молитву».
Зуннун Мисри сказал: «Эти три вещи являются признаком искренности:
1. Игнорирование похвалы и поношение людей;
2. Быстрое забвение совершенных добрых дел;
3. Быстрое забвение того, что совершенные дела будет вознаграждены в будущей жизни (ахирате)».
Прежде чем что-либо делать, человеку нужно подумать, зачем и для кого он это делает. Стать искренним рабом — мечта каждого верующего. Искренний человек не ждет ни от кого похвалы или благодарности. Он не ищет славы, почести или похвалы за то, что он сделал. Его искреннее состояние, которое было в начале пути остается неизменным даже при достижении больших успехов.
Знаменитый ученый Сахл ибн Абдулла ат-Тустари (да помилует его Аллах) сказал: «Для нафса нет ничего тяжелее искренности. Так как для нафса нет доли в этом».
Однажды одному хану приснился сон, и он проснулся в страхе. Утром он позвал своего визиря и сказал:
— Готовься, нам нужно выйти из дворца.
Нарядившись в одежду простолюдинов, они влились в общую массу. Достигнув деревни, он узнал место, которое видел во сне, и остановился. Людей было много, все занимались своими делами. На земле лежало тело умершего человека. Но на него никто не обращал внимания. Тогда хан спросил у местных:
— О люди! Кто это? Почему на это тело никто не обращает внимания?
Люди ответили: «Этот человек алкоголик. Он ни с кем не общался. Я живу по соседству с ним 40 лет. Но мы не дружили как соседи. Но он был отличным плотником. Работал с утра до вечера. Но везде, где видел опьяняющие напитки, сразу скупал их. Мы даже видели распутниц, которых он забирал к себе домой. Он приносил болыше вреда, чем пользы. Вот почему он так лежит», — ответили ему. Тогда визирь сказал:
— Пойдемте, мой господин, ведь и нам нет дела до этого.
Хан воскликнул:
— Нет, я не понимаю, почему этот человек приснился мне. Аллах приказал мне: «Похорони его!». Я исполняю волю Господа. Все, что нам нужно — это найти место, где можно его омыть. Отнесем его в мечеть. По прибытию в мечеть имам отказался впустить их.
— Я не могу впустить тело этого человека. Он нарушал повеления Аллаха, вот его и Аллах наказал. Тогда хану пришлось отвезти его в мечеть соседнего села. Увидев его, имам мечети заплакал. Тогда хан спросил:
— Вы его знаете? Имам ответил:
— Да, он был очень хорошим человеком. Он был человеком, который молился вовремя и всегда шел путем истины. Они втроем прочитали за него заупокойную молитву и похоронили его. Хан задумываться о том, «Почему у людей разные мнения в отношении этого человека? Каким человеком он был на самом деле?».
Расспросив у местных, он нашел дом покойного и постучал в дверь. Дверь открыла женщина. Хан рассказал ей все подробности и сказал, что они похоронили ее мужа. Услышав это, женщина заплакала. Хан спросилу нее:
— Каким человеком был ваш муж? Женщина:
— Я горжусь им! Он пожертвовал своей жизнью на пути Аллаха. Тогда Хан сказал:
— Но у ваших соседей противоположное мнение. По их словам, он был алкоголиком. Они жаловались, что он никому не помогал. Затем женщина сказала:
— Господин, откуда им было знать, сколько хорошего сделал мой муж! Да, как только он слышал, что где-то продают спиртные напитки, он торопился скупить все, насколько позволяли его средства. Но сам он никогда не пил. Он скупал всю спиртные напитки в деревне, чтобы ее никто не пил, приносил домой и выливал все до последней капли. Аналогично он поступал и с развратницами. Он приводил их домой, чтобы другие не впадали в грех. «Я купил ваше время. И я сам решаю, что мне делать с этим временем», — говорил он. А затем мы проповедовали им по ночам и призывали их к вере. «В результате количество легкомысленных женщин, идущих по этому пути, значительно уменьшилось», — сказала она.
— Но почему он не говорил об этом соседям? — спросил хан. Женщина ответила: — Сколько раз я уговаривала его словами: «Скажите правду людям. У них отрицательное мнение о нас. Кто нас похоронит, когда мы умрем». Но он в ответ твердил одно: «Бог видит мою доброту. Мне этого достаточно. Меня не волнует, что думают люди. Самое главное — быть чистым перед Аллахом. Мне не нужно говорить людям и получать их одобрение. В конце концов, нам в Ахирате нужно довольство Аллаха. Не волнуйтесь о том, кто тебя похоронит. Бог никогда не будет скормит Своего любимого раба собакам и птицам. Я верю в Бога». Затем он засмеялся, сказав, «что если будет приказ от Аллаха, даже сам хан похоронит его». Он молился в мечети соседнего села. А когда я спрашивала у него, почему он не молится в мечети нашего села, он отвечал, что желает молиться за имамом, который предан Аллаху всем своим сердцем и душой. Удивленный хан понял истинность вещего сна.
Любое пожелание будет принято, если оно искреннее. Успех в любом начинании достигается искренностью. В хадисе, переданном от Зайда ибн Аркама (да будет доволен им Аллах) говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) после молитвы делал дуа следующим образом:
«О, наш Господь и Господь всего творения! О, Всемогущий Аллах, Щедрый Господь! Сделай меня и мою семью искренними во всех делах, как в этом мире (дунья), так и в последующем (ахира)!»
О, Аллах! Сделай же нас из тех рабов, кто искренне служит тебе. Позволь нам совершать каждое деяние искренне, и прими наше поклонение и молитвы. Аминь!
azan.kz