Часть 71. Хадис Алькамы о сути веры и призыва к вере и религиозным обязанностям
И он спросил нас: «Вы кто?»[2]
Мы сказали: «Мы верующие».
И он тогда сказал: «У каждого слова есть своя суть. В чем суть вашей веры?»
И мы сказали: «Пятнадцать вещей, пять из которых ты повелел нам, пять повелели твои посланники и пять мы приобрели еще в эпоху невежества и следуем им по сей день, если только ты не запретишь, о Посланник Аллаха».
И тогда он спросил: «Какие пять вещей повелели вам мои посланники?»
И мы ответили: «Нам повелели твои посланники засвидетельствовать, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и что ты Его раб и посланник, а также выстаивать обязательные молитвы, выплачивать обязательный закят, поститься в Рамадан и совершить хадж, если мы сможем».
Затем он спросил: «Что это за качества, которые вы приобрели в эпоху невежества?»
И тогда мы сказали: «Благодарность при богатстве, терпение при трудностях, стойкость в битвах, довольство при трудных обстоятельствах предопределения и отказ от злорадства из-за трудностей наших врагов».
«Я также завещаю вам еще пять вещей, чтобы Аллах усовершенствовал в вас благие качества: не собирайте то, что вы не едите, не стройте то, в чем не будете жить, не соревнуйтесь между собой в том, что завтра покинете, бойтесь Аллаха, перед Которым вы будете воскрешены, и стремитесь к тому, с чем вы предстанете перед Ним».
«Группа из семи человек из нашего племени направилась к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям. Мы зашли к нему и начали говорить с ним, и его восхитили те качества, что он заметил в нас.
И он спросил нас: «Вы кто?»
Сувейд сказал:
«Мы ответили ему: «В пятнадцати вещах: в пять из них твои посланники велели нам уверовать, пять вещей твои посланники велели нам совершать, и пять вещей были нам свойственны еще с эпохи невежества, если только ты не будешь против»».
И далее все продолжается точно так же, только говорится о «вере в воскрешение после смерти» вместо «веры в предопределение», и он назвал «терпение при оскорблении со стороны врагов» вместо «отсутствия злорадства».
И он сказал: «Я призываю раба Аллаха к Аллаху».
И он сказал: «А что нужно сказать?»
И он сказал: «Засвидетельствуй, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я, Мухаммад, Посланник Аллаха, и уверуй во все, что ниспослано мне, не верь в Лат и Узза, выстаивай молитву и выплачивай закят»».
[1] В «Аль-Канз» указывается, что этот хадис есть в «Аль-Мустадрак» аль-Хакима, но его там нет ни от Алькамы ибн аль-Хариса, ни от
[3] Канз аль-уммаль, 1/69, №1369.
[4] Аль-Исаба, 2/98.
[5] Аль-Хилья, 9/279.
Часть 72. Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, призвал своих сподвижников доносить до людей его призыв
И сподвижники посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказали: «Мы, о Посланник Аллаха, подчиняемся тебе, и поэтому отправляй нас, куда пожелаешь!»
Аль-Хафиз[4] сказал в «Аль-Фатх»:
Муслим[7] передает от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, написал письмо перед своей кончиной Кисре, Кайсару, ан-Наджаши и к каждому тирану, призывая их к Аллаху. Этот ан-Наджаши – не тот, по которому Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, совершил молитву. То же сказано в «Аль-Бидая»[8].
«Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллам, написал послания перед своей кончиной Кисре, Кейсару и каждому тирану».
Аль-Хайсами[10] сказал:
«В иснаде хадиса – Ибн Ляхиа, и хадисы от него – хасан, а остальные передатчики достоверные».
[1] Аль-Кабир, т. 20, хадис №12.
[2] Который был в Дамаске.
[3] Маджма аз-заваид, 5/306.
[4] Фатх аль-Бари, 8/89.
[5] Племя в Йемене.
[6] То есть правителю Египта.
[7] «Сахих» Муслима (№1227).
[8] Аль-Бидая ван-нихая, 4/262.
[9] «Муснад» Ахмада (3/133).
[10] Маджма аз-заваид, 5/305.